К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

MBA в сравнительной степени: как меняются программы бизнес-образования в России и США

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Обзор пяти ключевых трендов, которые трансформируют бизнес-образование в России и США, — от смены мотивации студентов и сокращения длительности программ до отказа работодателей финансировать обучение сотрудников

Первые прототипы современных программ MBA появились в США в начале XX века, когда бизнесу понадобились управленцы с системным и научным подходом. С тех пор именно американские стандарты MBA негласно считаются эталонными. В России первые программы начали развиваться только в конце 1980-х.

Еще 20–30 лет назад образование в сфере делового администрирования было важным условием продвижения по карьерной лестнице, особенно в англоязычных странах. Однако с тех пор роль MBA изменилась как на его родине, так и в других государствах, в том числе в России. Чтобы выяснить, в чем состоит трансформация, насколько востребовано управленческое образование у представителей бизнеса, а обладатели дипломов MBA — на рынке труда, специалисты компании «ЭКОПСИ Консалтинг» изучили американские и российские программы, отчеты об исследованиях рынка MBA обеих стран, а также резюме и биографии владельцев и топ-менеджеров ведущих отечественных организаций. Проведенное исследование позволило выявить пять основных тенденций и сопоставить их особенности в России и США.

1. В США охотнее, чем в России, берут на работу выпускников программ MBA 

США. По информации The Economist, доля специалистов с дипломами MBA, получивших предложение о работе в течение трех месяцев после выпуска, в 2024 году снизилась на шесть процентных пунктов относительно предыдущего года. И тем не менее этот показатель в стране остается высоким — 84%.

Несмотря на экономическую нестабильность, американский бизнес по-прежнему готов не только нанимать управленцев, прошедших системную подготовку в бизнес-школах, особенно топовых, но и платить им больше, чем другим. По данным GMAC (Graduate Management Admission Council — международной организации, курирующей экзамен GMAT для поступающих в бизнес-школы), в США медианная стартовая зарплата выпускников программ MBA в 2023 году достигла $125 000, что в два — четыре раза больше, чем в других регионах: Восточной и Юго-Восточной Азии, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке.

Россия. Как показало исследование ЭКОПСИ, работодатели в России скептически оценивают практическую применимость MBA, особенно если программа не адаптирована к локальным реалиям — например, не учитывает роль государства в бизнесе или тонкости управления в условиях санкций. Несмотря на это, топ-менеджеры предпочитают получать бизнес-образование за рубежом. Это подтверждают результаты анализа академического опыта руководителей и владельцев 100 крупнейших российских компаний из списка Forbes: среди управленцев, имеющих степень MBA, иностранные программы окончили 68%, российские — 32%. В ходе исследования также выяснилось: российские организации сообщают на своих сайтах о наличии диплома MBA у СЕО и топ-менеджеров лишь в 20% случаев. Эта информация не кажется компаниям существенной — как и наличие степени MBA.

2. В США на программы MBA поступают в первую очередь ради получения жизненного опыта, в России — ради повышения профессионального уровня

США. В Соединенных Штатах средний возраст поступающих на программы MBA в 2023–2024 годах составил 27–28 лет. Бизнес-образование в стране получают молодые люди, за плечами которых, как правило, четыре — шесть лет работы, чаще всего в консалтинге, управлении, международных проектах. Они не стремятся закрепиться на уже достигнутых карьерных позициях, а скорее ищут возможности для личностного роста. По данным уже упомянутого исследования GMAC, большинство американцев (79%) идут в бизнес-школы ради обогащения жизненного опыта. Вторая по популярности причина — стремление больше зарабатывать (64%). Далее следуют такие мотивы, как профессиональное развитие (61%), налаживание сети контактов (60%) и укрепление материального благосостояния (58%). Более половины опрошенных американцев рассматривают MBA как путь к смене должности или работы (56%).

Россия. Согласно исследованию, проведенному РБК в 2021 году, средний возраст слушателей программ MBA в России больше, чем в США: от 33 до 35 лет. Бизнес-образование в 2021 году чаще получали главы департаментов (36%) и топ-менеджеры (25%). Сотрудники, не занимающие руководящих должностей, поступали на программы MBA редко: таких среди учащихся оказалось 5%. За последнее время ситуация несколько изменилась. Масштабное исследование, которое СберУниверситет и Президентская академия (РАНХиГС) провели во второй половине 2024 года, показало: наибольшая доля студентов MBA в России приходится на руководителей высшего звена (35%). На втором месте — руководители среднего звена (25%), на третьем — линейные менеджеры (13%). Рядовых сотрудников среди слушателей — 9%.

Несмотря на незначительные перемены в контингенте учащихся, в России получение MBA — «поздний выбор» состоявшихся специалистов. Студенты — зрелые и опытные в личностном и профессиональном плане люди, которые стремятся углубить и структурировать уже имеющиеся знания, укрепить свою позицию в компании, не меняя карьерной траектории. Основной целью слушателей, которую выявило исследование СберУниверситета и Президентской академии, оказалось повышение профессионального уровня (79%). Личностное развитие заняло второе место (69%); на третье попало укрепление материального благосостояния (59%), на четвертое — карьерный рост (56%).

3. В США и России MBA больше не карьерный лифт

США. Для иллюстрации потенциала бизнес-образования в Соединенных Штатах иногда используют метафору, описывающую MBA как лифт с 51-го этажа на 57-й. Ее смысл в том, что степень MBA не делает из новичка топ-менеджера, но ускоряет карьерный рост тех, кто уже находится на среднем или высоком уровне. Однако свежие данные демонстрируют другой тренд: MBA больше не воспринимается как гарантированный карьерный лифт.

Раньше в США слушатели программ МВА нарабатывали качественный социальный капитал — знакомились с собственниками бизнеса и топ-менеджерами, с которыми учились бок о бок. В последнее время ситуация изменилась. Появились маленькие, не очень престижные бизнес-школы, попасть в которые не так сложно: конкурс и стоимость обучения в них невысоки. Люди, которые там учатся, занимают менее значимые должности, чем студенты традиционных школ, где цена играет роль входного фильтра. В небольших учебных заведениях такого барьера, призванного отсекать менее платежеспособных абитуриентов, нет. В результате полученный на программах MBA социальный капитал перестает гарантировать продвижение по карьерной лестнице.

Как показал анализ, меньше половины (около 46%) топ-менеджеров крупнейших американских компаний, входящих в список Fortune 1000, имеют степень в области управления. 46,3% из них окончили топ-20 лучших бизнес-школ по версии того же журнала Fortune, причем чаще всего они получали образование в Гарвардской школе бизнеса, Бизнес-школе Бута Чикагского университета и Школе менеджмента Келлога при Северо-Западном университете. Эти учебные заведения входят в так называемую великолепную семерку — группу наиболее престижных бизнес-школ мира, в которую также включают Стэнфордскую высшую школу бизнеса, Уортонскую школу бизнеса Пенсильванского университета, Школу бизнеса Колумбийского университета, Школу менеджмента Слоуна при Массачусетском технологическом институте. В этих учебных заведениях сложные программы, сильный преподавательский состав и высокий конкурс при поступлении. Именно поэтому их дипломы традиционно ассоциируются с высоким статусом.

И все же, согласно статистике, более половины топ-менеджеров крупнейших компаний США добиваются высоких должностей, имея за плечами не элитное, а обычное управленческое образование или не имея его вообще. О том, что степень MBA перестала быть обязательным атрибутом представителей делового сообщества, говорят даже руководители бизнес-школ. В статье, опубликованной в 2023 году, британская газета The Financial Times привела слова Билла Боулдинга, занимавшего в то время пост декана Школы бизнеса Фукуа Университета Дьюка: «Чтобы попасть в бизнес-сообщество, — заявил Боулдинг, — не обязательно иметь степень MBA».

Россия. Диплом MBA нельзя считать безусловным пропуском в мир бизнеса и в нашей стране. Как показало исследование ЭКОПСИ, только 20% топ-менеджеров и владельцев бизнеса имеют степень в области делового администрирования. А в ходе опроса, проведенного СберУниверситетом и Президентской академией, только половина работодателей (51%) сообщила, что прохождение программ управленческого образования дает сотрудникам преимущество при назначении на более высокие должности. В целом в России сейчас основной инструмент карьерного роста — это не степень MBA, а умение встроиться в корпоративную систему. Продвижение по карьерной лестнице зависит от наличия практического или узкоспециализированного опыта, лояльности работодателю, стажа, зачастую связей, и даже диплом топовой бизнес-школы редко ломает эту парадигму.

4. В США и России получение степени MBA скорее инициатива сотрудника, а не запрос компании или рынка

США. Раньше получение бизнес-образования в Соединенных Штатах считалось логичным этапом развития внутрикорпоративной карьеры. Сегодня компании все реже поддерживают, в том числе финансово, обучение сотрудников в школах управления. По данным агентства Bloomberg, уже в 2018 году лишь 35% выпускников программ MBA получили от работодателя компенсацию затрат на учебу в объеме 75% или более. Организации не готовы надолго терять ключевых специалистов или мириться с сокращением их вовлеченности в процессы и, как следствие, со снижением эффективности их труда. Получение диплома MBA становится личной инициативой человека, требующей от него существенных финансовых вложений.

Россия. Аналогичный тренд наблюдается в России: большинство учащихся отечественных бизнес-школ, согласно уже упомянутому исследованию РБК, — частные, а не корпоративные клиенты (65,4% против 31,2%). Это означает, что в прохождении программ MBA в большей степени заинтересованы сами сотрудники, а не бизнес или рынок в целом. Многие компании не готовы отпускать людей на учебу на год или два, среди прочего опасаясь, что те отстанут от реалий рынка или уволятся после получения степени. Такая тенденция сохраняется уже как минимум десятилетие: в 2016 году, по данным исследования, проведенного рекрутинговым агентством Hays, 59% работодателей позволяли сотрудникам учиться только во время отпуска. Кроме того, лишь 6% организаций согласны были полностью финансировать обучение специалистов на программах MBA, а 32% компенсировали не более половины стоимости курса.

Российские компании заинтересованы в развитии у сотрудников специфических компетенций, а не общих управленческих навыков. Поэтому они готовы инвестировать в основном в корпуниверситеты, академии и собственные учебные центры.

5. В США и России падает спрос на традиционные программы MBA

США. В Америке наблюдается устойчивый спад интереса к классическим программам MBA. Причиной стала, во-первых, высокая инфляция и снижение коэффициента возврата инвестиций в диплом даже престижных школ. По данным The Financial Times, средняя стоимость программ MBA в США за 10 лет выросла почти на 29%. В то же время доходность инвестиций в бизнес-образование за семь лет снизилась, например для Стэнфордской высшей школы бизнеса — на 3,6 процентного пункта, для Гарвардской школы бизнеса — на 5,1 процентного пункта, для Уортонской — на 5,8 процентного пункта.

Во-вторых, на фоне глобальной неопределенности и ожидания рецессии люди все чаще предпочитают оставаться на рынке труда и не прерывать карьеру ради длительного обучения. Согласно исследованию GMAC, в США интерес к традиционным очным программам MBA снижается: если в 2019 году 70% студентов хотели учиться исключительно очно, то в 2023 году таких осталось 60%. В то же время, по данным исследовательской компании Validated Insights, осенью 2023 года 58% всех студентов MBA в США обучались на онлайн-программах. Доля американцев, предпочитающих гибридные программы, выросла с 16 до 24%. Формат, сочетающий очные занятия с дистанционными, привлекает слушателей гибкостью и позволяет совмещать работу с учебой. В том же 2023 году однолетние программы MBA обогнали по популярности двухгодичные: 22% слушателей предпочли учиться один год, 20% — два года.

Россия. Согласно исследованию СберУниверситета и Президентской академии, очные программы все еще составляют большую часть портфелей российских бизнес-школ. Их доля достигает 54%, в то время как на гибридные и онлайн-программы приходится 24% и 22% соответственно. Между тем в 2021 году, по данным РБК, онлайн-программ было всего 8%. В то же время исследование РБК показало, что длительные программы MBA в целом проигрывают по популярности краткосрочным и онлайн-курсам. По состоянию на 2021 год только 10% управленцев обучались на классических программах MBA, 27% проходили короткие управленческие курсы, а 4% — Mini MBA. Среди основных трендов развития бизнес-образования игроки рынка, опрошенные СберУниверситетом и Президентской академией, выделили рост востребованности гибридного формата обучения (на это указали 33% участников исследования) и сокращение длительности программ при одновременном повышении их интенсивности (23%).

Программы MBA, долгое время считавшиеся золотым стандартом подготовки управленцев, постепенно теряют популярность как в США, так и в России. Диплом в области делового администрирования больше не считается пропуском в мир высшего менеджмента — только 20% российских и 46% американских топ-менеджеров крупнейших компаний имеют бизнес-образование.

Очевидно, что рынок MBA трансформируется под влиянием экономической нестабильности и изменения запросов как со стороны бизнеса, так и со стороны специалистов. Работодатели все меньше ценят традиционное управленческое образование, предпочитая инвестировать в развитие корпоративных учебных центров и программ, ориентированных на специфические потребности компании.

Традиционные двухгодичные программы постепенно уступают место более коротким, гибким форматам, в том числе модульным и онлайн-курсам. Элитные бизнес-школы сохраняют престижность, но в будущем, скорее всего, из-за роста стоимости обучения станут еще менее доступными, чем сейчас, и превратятся в провайдеров образовательных услуг для узкого круга избранных.

В России бизнес-образование постепенно адаптируется к местным реалиям. На фоне санкций и геополитических изменений в отечественных программах уделяется все больше внимания специфике работы в условиях экономических ограничений и усиления роли государства в экономике. Однако без системной поддержки со стороны работодателей и признания ценности диплома на рынке труда даже локализованные программы рискуют остаться нишевым продуктом для мотивированных управленцев, готовых получать образование в области делового администрирования ради достижения собственных целей.

При этом и в США, и в России усиливается тенденция к персонализации учебных программ. MBA постепенно начинает восприниматься не как обязательный элемент карьеры успешного менеджера, а как инструмент личного и профессионального развития, используемый по мере необходимости и в соответствии с индивидуальными задачами.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+