К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Обесценивание оценок: в Гарвардском университете оказалось слишком много отличников

Фото: Xiangkun ZHU, Unsplash
Фото: Xiangkun ZHU, Unsplash
Шесть из десяти оценок, полученных студентами Гарварда в прошлом году, оказались высшими. 20 лет назад таких баллов было значительно меньше. Руководитель бакалавриата считает, что университетская система оценивания перестала отражать реальный уровень подготовки студентов

Внутренний отчет, составленый недавно Управлением по делам бакалавриата Гарвардского университета, показал, что система оценивания, действующая в вузе, не выполняет своих функций. Руководитель бакалавриата Аманда Клейбо, автор отчета, утверждает, что из-за так называемой инфляции оценок (увеличения доли высших баллов без объективных причин) страдает академическая культура университета и его репутация.

В 25-страничном документе, который получили сотрудники Гарварда, говорится, что в 2024/25 учебном году свыше 60% отметок, выставленных студентам, были высшими («А»). 20 лет назад этот показатель не превышал 25%. Медианный средний балл выпускников, в 1985 году составлявший 3,29, теперь равен 3,83. При этом продолжительность внеаудиторной работы учащихся последние два десятилетия оставалась стабильной: на самостоятельную подготовку они по-прежнему тратят от 5,5 до 6,5 часа в неделю.

Система оценивания, используемая в вузах США

Причины инфляции оценок

Можно было бы предположить, что в Гарвард стали поступать более умные и одаренные абитуриенты, чем раньше, однако, по мнению Клейбо, причины происходящего более прозаичны.

Во-первых, современные молодые люди зачастую сосредоточены на внеучебной деятельности, а чтобы времени на нее хватало, стараются выбирать более простые курсы. Во-вторых, многие преподаватели завышают отметки, опасаясь, что из-за слухов об их излишней строгости студенты перестанут записываться к ним на занятия. Наконец, полагает Клейбо, администрация университета сама провоцирует инфляцию оценок, постоянно напоминая педагогам о том, что в вуз поступают люди с разным уровнем подготовки и некоторые из них нуждаются в поддержке. Пытаясь оказать эту поддержку учащимся, преподаватели становятся к ним более снисходительны. В результате эффективность системы оценивания снижается: баллы перестают отражать реальный уровень знаний и усилий студентов. Это подтверждают и результаты опроса преподавателей. Большинство из них считает, что между качеством ученических работ и выставленными за них отметками есть несоответствие.

Способы сдержать инфляцию оценок

Чтобы исправить ситуацию, Клейбо предлагает принять ряд мер, призванных восстановить объективность оценивания и утраченную академическую культуру университета.

Оглашать критерии оценивания работ заранее. Педагогам следует заблаговременно доносить до учащихся информацию о том, каким требованиям должна отвечать работа, чтобы ее оценили на тот или иной балл.

Стандартизировать оценки за каждый курс. По утверждению Клейбо, студентов беспокоит, что за одну и ту же работу у разных преподавателей можно получить неодинаковые баллы. Чтобы минимизировать человеческий фактор, она рекомендует унифицировать стандарты оценивания, гарантировав равный подход к каждому учащемуся.

Проводить экзамены очно. Клейбо убеждена, что в эпоху генеративного искусственного интеллекта университету стоит рассмотреть возможность очной аттестации. Это не только поможет выставлять более справедливые оценки, но и мотивирует студентов к изучению всех материалов курса.

Ввести новый максимальный балл «А+». Чтобы отмечать наиболее талантливых учащихся и их старания, стоит позволить преподавателям выставлять ограниченное количество оценок «А+».

Отражать в приложении к диплому медианный балл по дисциплине. Оценку студента в приложении к диплому (транскрипте) предлагается дополнить медианным баллом за курс. Это покажет, действительно ли успехи учащегося можно считать выдающимися или его высокая оценка близка к среднестатистической.

Кроме того, Клейбо призывает поощрять преподавателей, практикующих более строгий подход к выставлению оценок.

От частного к общему

В США проблема инфляции оценок затрагивает не только Гарвардский университет, но и другие вузы Лиги Плюща. К примеру, в 2023 году газета The New York Times опубликовала данные об инфляции оценок в Йельском университете (включен в список организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ). С 2010/11 по 2021/22 учебный год доля отличных оценок в вузе выросла с 67 до 82%.

Принстонский университет еще в 2005 году попытался встать на путь борьбы с обесцениванием высоких баллов и ограничить количество отметок «А» до 35% за курсовые и 55% за самостоятельные работы. Спустя десятилетие вуз отступил от «политики квот», в первую очередь потому, что его студенты оказались в невыгодном положении по сравнению с учащимися других престижных университетов. Из-за более низких средних баллов они испытывали сложности с трудоустройством, поступлением в аспирантуру, получением стипендий и грантов.

Несколько лет назад издание The Ivy Coach Daily предприняло попытку составить своеобразный антирейтинг вузов Лиги Плюща, ранжировав их по уровню инфляции оценок. Наиболее высокий процент высших баллов обнаружился у студентов Университета Брауна, второе место занял Гарвард, третье — Йель*, четвертое — Принстон. Замкнул топ-5 Дартмутский колледж. Впрочем, Колумбийский, Корнеллский и Пенсильванский университеты участвовали в рейтинге формально — данными о доле оценок «А», выставленных в этих вузах, авторы не располагали.

Подобная проблема наблюдается и в России. Недавнее исследование, проведенное бывшими и нынешними сотрудниками Высшей школы экономики, показало: средний балл учащихся российских вузов постоянно увеличивается. В результате оценки перестают отражать реальный уровень знаний студентов и выпускников.

Таким образом, смягчение академических стандартов — явление если не повсеместное, то по крайней мере массовое. Как показывает опыт Принстонского университета, справиться с проблемой в отдельно взятом вузе — задача крайне сложная. Одним из радикальных способов ее решения некоторые эксперты называют полный отказ от определения среднего балла студентов, который с каждым годом становится все менее информативным.


*Деятельность организации признана нежелательной на территории РФ.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+