Доля женщин среди иностранных студентов в Великобритании сократилась до 35%

Министерство внутренних дел Великобритании опубликовало статистику, которая показывает, как изменилось год к году количество иностранцев, приезжающих в страну по учебным визам. За период с сентября по сентябрь 2024/25 учебного года Соединенное Королевство выдало 439 924 таких визы, из них 419 558 — самим студентам (основным заявителям), а 20 366 — супругам, детям и другим родственникам, находящимся на их попечении. Количество основных заявителей увеличилось на 7% по сравнению с прошлогодним показателем, в то время как число сопровождающих их иждивенцев сильно сократилось — на 57%.
Больше всего британских учебных виз — 99 128 — в прошлом учебном году получили жители Индии. Пальму первенства им уступили китайцы, которым было выдано 89 397 виз, на 15% меньше, чем год назад. Третьими стали пакистанцы (39 924 визы). Заметный отток учащихся из Китая компенсировали нигерийцы (30 009 виз, плюс 56% год к году) и непальцы (20 572 визы, плюс 89%).
Начиная с 2016 года количество иностранных студентов в Великобритании стабильно росло, вплоть до пандемии COVID-19. После закономерного спада в 2020–2021 годах приток в страну учащихся из-за рубежа не только восстановился, но и достиг максимума в 750 000 человек к 2023 году.
С 1 января 2024 года власти Великобритании запретили привозить с собой иждивенцев почти всем категориям учащихся, за исключением постдокторантов и участников отдельных исследовательских программ. Это решение негативно сказалось на состоянии международного образования в стране: число зарубежных студентов стало сокращаться, многие вузы ощутили нехватку средств и даже были вынуждены закрыть часть программ, пользовавшихся популярностью у иностранцев.
Джеймс Питман, генеральный директор международной образовательной компании Studygroup и председатель организации Independent Higher Education (IHE), считает, что запрет на въезд родственников не только создал проблемы британским учебным заведениям, но и непропорционально ударил по студенткам из-за рубежа, из-за чего среди учащихся наметился гендерный дисбаланс.
Дело в том, что замужним жительницам ряда стран Азии и Африки сложно уехать учиться за границу без мужа и детей. Запрет на выдачу виз иждивенцам становится непреодолимым препятствием к обучению в Великобритании для значительной части потенциальных студенток. Для мужчин возможность взять с собой семью менее важна — большинство может позволить себе провести год за границей в одиночку.
Выступая на ежегодной конференции IHE, Питман признал, что визовая программа для членов семей имела серьезный недостаток — ею злоупотребляли. Однако проблему, по его мнению, следовало решать не радикально, а точечно. «Отмена визовой программы для членов семей студентов предсказуемо привела к дискриминации, — заявил он. — За один только январский набор 2024 года британские вузы недосчитались 19 000 студенток. Это не просто цифры, за каждой из них — история человека: его нереализованных амбиций, ограничений в карьере и очередного ущемления прав женщин, в данном случае со стороны британского правительства». В подтверждение Питман привел данные, которые получил от Министерства внутренних дел Великобритании по запросу. Согласно им, доля иностранок, поступающих на программы бакалавриата и магистратуры, которые стартуют в январе, за два года действительно сильно сократилась. Если в 2023 году женщины получили 45% студенческих виз, то в 2024-м, сразу после введения запрета на приезд с иждивенцами, — лишь 34%. На том же уровне (35%) показатель остался и в 2025 году.
