Большинство россиян не знают значения британских слов года — 2025

В конце ноября Оксфордский словарь подвел итоги 2025 года, выбрав слово, которое наиболее точно отражает глобальные тренды и настроения в обществе. Победителем оказался «рейджбейт» (rage bait) — термин для обозначения контента, призванного спровоцировать гнев и раздражение аудитории. Рейджбейт стал одной из главных проблем современных соцсетей: алгоритмы продвигают материалы, вызывающие бурные эмоции, а создатели контента охотно этим пользуются.
В шорт-лист слов года по версии Оксфордского словаря вошли еще два понятия, каждое из которых по-своему характеризует цифровую эпоху. «Биохакинг» (осознанное воздействие на собственный организм ради повышения работоспособности и продления жизни) и «аура-фарминг» (тщательное культивирование своего образа в социальных сетях).
Английские слова года выбирают и другие словари, самые известные из которых британские Кембриджский словарь и Collins English Dictionary. В этом году они остановили свой выбор соответственно на словах «парасоциальный» (оно характеризует одностороннюю эмоциональную связь с медийной личностью или персонажем) и «вайб-кодинг» (подход к программированию, позволяющий писать код с помощью нейросетей).
Традиция подводить лингвистические итоги года существует во многих странах. Первичный отбор слов и голосование могут проводить не только издатели словарей, но и языковые сообщества, университеты, СМИ и даже частные лица. В России лексемы, отражающие дух года, определяют, например, Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, портал «Грамота.ру», книжные издательства. Словами 2025 года уже стали «тревожность» (версия импринта «Лингва», издательства «Мир и образование» и проекта «Скворцовские чтения»), «победа» (версия Института русского языка имени А. С. Пушкина) и «зумер» (версия «Грамоты.ру»).
Хотя выбор российских и западных экспертов и участников голосования кардинально различается, явления, обозначаемые англоязычными словами года, — провокационный контент, культ здорового образа жизни, выстраивание образа в соцсетях, привязанность к медийным персонам, программирование с помощью нейросетей и т. д. — должны быть знакомы и российским пользователям. Чтобы понять, так ли это, онлайн-школа Skyeng опросила более 1200 совершеннолетних жителей страны. Респонденты должны были ответить на вопрос, знакомы ли им лексемы из шорт-листа Оксфордского словаря и слово года Кембриджского словаря, а также отдать голос за одно из этих слов и предложить свой вариант.
Результаты опроса (есть в распоряжении Forbes Education) показали: более трети россиян (36%) не знают ни одного из четырех предложенных им понятий. Треть респондентов (33%) заявили, что уже встречали слово «биохакинг». Остальные термины оказались значительно менее известными: слово «аура-фарминг» знакомо 16% опрошенных, «рейджбейт» — 14%, «парасоциальный» — 11%.
Когда респондентам предложили самим выбрать одно или несколько слов года из четырех британских вариантов, треть (32%) отвергла все из них. Четверть поддержала решение Оксфорда и назвала главным «рейджбейт», подтвердив таким образом, что проблема агрессивного контента актуальна и для России. Примерно столько же (24%) указали на слово «парасоциальный» и 20% — на «аура-фарминг». Парадоксально, но самое узнаваемое слово — «биохакинг» — получило лишь 4% голосов.
Среди слов, которые участники опроса предложили в качестве альтернатив британским, на первое место выбилось «лабубу» (19%) — название персонажа-монстра с большими глазами, заостренными ушами и зубастой улыбкой. За ним следуют «пупупу» (16%) — междометие-звукоподражание, пришедшее из интернет-мемов, и «ред-флаг» (15%), обозначающее тревожные сигналы в отношениях или поведении. Замыкают пятерку лидеров «сигма» (термин для обозначения независимого лидера-одиночки) и «имба» (слово из геймерского лексикона, используемое для описания чего-либо впечатляюще сильного) — оба набрали по 13% голосов.
Показательно, что большинство слов, названных участниками исследования, вошли в шорт-лист «Грамоты.ру».
