К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Риск или ресурс: как соцсети влияют на подростков с разными нарушениями психики

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Опасна ли высокая активность в соцсетях для психического здоровья подростков? Новое исследование британских ученых показало, что главный риск связан не с количеством экранного времени, а с эмоциональным дискомфортом от самого процесса онлайн-взаимодействия. Этот вывод меняет подход к проблеме: вместо жестких запретов эксперты предлагают сосредоточиться на обучении молодежи цифровой гигиене

Влияние социальных сетей на психику подростков остается предметом острых научных дискуссий. Одни исследователи полагают, что онлайн-общение провоцирует ментальные расстройства. Другие уверены: к соцсетям чаще обращаются те, кто уже испытывает психологические трудности и ищет способ справиться с внутренним напряжением. Экспериментальное изучение вопроса затруднено по этическим причинам, а данные о поведении пользователей в социальных медиа компании-разработчики чаще всего держат в секрете.

Исследования в этой области зачастую не вполне объективны, так как зависят от отправной точки, выбранной учеными. Когда они изучают влияние соцсетей на психику пожилых людей, предметом анализа становится, к примеру, преодоление чувства одиночества и социальной изоляции, когда же речь идет о воздействии онлайн-общения на детей и подростков, позитивные аспекты часто остаются за кадром, а на первый план выходят цифровая зависимость, кибербуллинг и т. п.

Ученые из Кембриджского университета (Великобритания) попытались выяснить, как пользуются соцсетями подростки с клинически подтвержденными нарушениями психики и как их поведение в онлайн-пространстве варьируется в зависимости от характера расстройства. Для этого специалисты проанализировали данные о 3340 подростках 11–19 лет, собранные в рамках программы «Ментальное здоровье детей и молодежи в Англии» в 1999, 2004 и 2017 годах. Работа кембриджских ученых стала одной из первых основанных на клинических оценках психического здоровья. Анкеты, использовавшиеся для сбора данных, были составлены психологами и содержали вопросы, адресованные самим подросткам, а также их родителям и учителям.

Тех испытуемых, у которых были выявлены проблемы, исследователи разделили на две группы: с интернализирующими ментальными расстройствами и экстернализирующими. Интернализирующие нарушения психики, к которым относятся, в частности, тревожные расстройства и депрессия, как правило, незаметны окружающим. Они сопровождаются социальной замкнутостью, чрезмерной самокритикой, склонностью к глубоким переживаниям и навязчивым мыслям. Экстернализирующие, напротив, ярко проявляются в поведении: им сопутствуют импульсивные реакции, нарушение самоконтроля, склонность к риску. В качестве примера экстернализирующего расстройства можно привести синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Как и ожидалось, все подростки, имеющие проблемы с психикой, проводили больше времени в социальных сетях, чем их сверстники, — в среднем на 50 минут в день. Однако качество их цифрового опыта оказалось разным.

Подростки с интернализирующими нарушениями значительно чаще, чем не имеющие диагностированных расстройств психики, сообщали о навязчивой склонности сравнивать себя с другими пользователями (48 против 24%), о сильной зависимости от лайков и комментариев (28 против 13%). Кроме того, они реже оказывались удовлетворены количеством друзей и подписчиков и не чувствовали себя достаточно комфортно, чтобы свободно выражать свои мысли и эмоции.

В то же время подростки с экстернализирующими расстройствами оценивали свой опыт онлайн-взаимодействия примерно так же, как их сверстники без психических нарушений. Единственное различие обнаружилось в среднедневной продолжительности использования соцсетей.

По мнению ученых, результаты исследования не позволяют заключить, что между временем, проведенным в социальных сетях, и ухудшением психического здоровья подростков существует четкая причинно-следственная связь. Однако с уверенностью можно утверждать, что решающее значение имеет не сам факт использования соцсетей или экранное время, а эмоциональный опыт пользователя.

Анне Каман, заместитель заведующего отделением детской и подростковой психиатрии Университетского медицинского центра Гамбург-Эппендорф (Германия), отмечает, что склонность сравнивать себя с другими в социальных сетях может еще больше снижать самооценку и усугублять чувство одиночества. Однако проблема, по ее словам, заключается не в использовании социальных медиа, а в характере потребляемого контента. Например, подросткам, склонным к тревожности, лучше избегать сообществ, культивирующих недостижимые стандарты, в то время как состоять в группах, созданных с целью поддержки, им, наоборот, полезно.

Анне-Линда Камерини, научный сотрудник факультета биомедицинских наук Университета Лугано (Швейцария), обращает внимание на то, что данные, которые использовали в своем исследовании кембриджские ученые, были собраны еще до пандемии, во время которой интерес к теме психического здоровья в мире заметно возрос. Сегодня открытый разговор в соцсетях о нейроразнообразии потенциально снижает стигматизацию и создает безопасную среду для самовыражения. В связи с этим большинство экспертов считает полный отказ от использования социальных платформ нецелесообразным. С запретов акцент следует сместить на развитие у подростков медиаграмотности и навыков осознанного взаимодействия с контентом.