К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Нефть может стать самой дорогой за всю историю»

«Нефть может стать самой дорогой за всю историю»
Так считает главный экономист BP Кристофер Рюль

Справедливая цена нефти не должна превышать $100 за баррель, сходятся во мнении нефтяные компании и эксперты. А «черное золото» торгуется значительно выше. В чем причина? И какой будет цена хотя бы до конца года? Этой теме была посвящена сессия конференции «Ренессанс Капитал».

Робин Уэст, президент PFC Energy, консалтинговой компании по энергетике, считает, что $90 за баррель — комфортная цена, которая обеспечит и развитие мировой экономики, и достаточный уровень инвестиций в разведку и разработку новых запасов. Рилвану Лукман, бывший генеральный секретарь ОПЕК, полагает, что правильным был бы коридор от $80 до $90. С ним согласен председатель концерна Shell в России Чарльз Уотсон. Однако практика не сходится с расчетами.

 

Главный экономист BP Кристоф Рюль уверен, что, по крайней мере, до конца года  нефть вряд ли упадет ниже $110-115. «Затем цена может стать самой дорогой за всю историю», — говорит он. И вслед за повышением цены на нефть, вырастут цены на бензин.

Может быть, право было Международное энергетическое агентство, которое в минувший четверг решило распечатать стратегический запас нефти и продать в июле на мировом рынке 60 млн баррелей? Не право, считает бывший генсек ОПЕК: если раньше такие интервенции проводились в кризисные для мировой экономики дни, то сейчас  мощного кризиса не наблюдается, а 2 млн баррелей в сутки ситуацию не изменят.

 

У согласного с Лукманом Уэста из PFC Energy свои аргументы: если продавать нефть по сегодняшней цене, составляющей около $120 за баррель, этот вброс только затормозит развитие крупнейшей экономики мира — США. Даже для этого, самого богатого рынка, цена слишком высока.

Как видим, объем товара на рынке и цены не просто связаны. Они должны быть результатом тонкого баланса. С одной стороны, есть страны, такие как Бахрейн или Йемен, бюджет которых полностью завязан на цену нефти, и  снижение будет для этих  государств убийственным. С другой стороны, цена не должна быть слишком высока, чтобы не разрушить хрупкого пока роста мировой экономики. А ведь немалая доля роста нефтяных цен поддерживается за счет того, что жидкие углеводороды перестали быть просто товаром. Они превратились в финансовый инструмент. «Когда все рушится, люди ищут тихую гавань, — вспоминает Лукман недавний кризис и последовавшую рецессию. — Ею и стала нефть». По расчетам бывшего главы ОПЕК, спекулятивная составляющая в нынешней цене доходит до $10-20. Однако Рюль из BP не уверен, что высокую цену поддерживают действия финансовых инвесторов. «Они запрыгивают в последний вагон поезда, — говорит главный экономист компании. — Однако не они определяют, куда идет поезд». Рюль предлагает обратиться прежде всего к соотношению спроса и предложения.

Хотя на нефтяном рынке действует, казалось бы, регулирующий механизм ОПЕК, которая снижает добычу, когда предложение сильно превышает спрос, и повышает в противоположной ситуации, не все этому картелю подвластно. По словам Лукмана, ОПЕК производит около 30 млн баррелей в сутки. Остальное из примерно 85 млн баррелей добывают не связанные соглашением страны. Они добычу не повышают, а странам ОПЕК не удалось на последней сессии, после прекращения поставок из воюющей Ливии, договориться о дополнительных поставках на рынок.

 

Дефицит могла бы в будущем закрывать Россия, однако, по мнению первого вице-президента «Роснефти» Павла Федорова и начальника департамента «Лукойла» Андрея Гайдамаки, этому мешает налоговый режим. По словам Гайдамаки, его сложность привела к тому, что, по данным компаний, объем добываемой в стране физической нефти растет, а, по данным налоговых служб, в денежном измерении он снижается. Возможности же наращивать базу для добычи, говорит Федоров, и особенно за счет морского шельфа, огромны. Другое дело, что себестоимость добычи 1 барреля на суше составляет около $2,5, а на шельфе — $15-20.

В России доля добычи с шельфа составляет не более 2%. Чтобы расширять ее, требуется строить платформы. Стоимость каждой составляет около $3 млрд. Нужна заинтересованность в инвестициях и понятный налоговый режим.

Какова, по мнению российских участников дискуссии, должна быть справедливая цена?  На этот вопрос они предпочли не отвечать.

фото: Fotobank/Getty Images

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+