Орешкин описал черты будущего глобального экономического кризиса

Будущий мировой кризис не будет связан с достаточностью капитала банков или проблемами в финансовом секторе, как это было в 2008 и 2014 году, заявил министр экономического развития Максим Орешкин в ходе дискуссии клуба «Валдай», которая прошла в преддверии саммита G20 в Японии. Слова Орешкина цитирует РБК.
По мнению Орешкина, главной причиной новых проблем станет глобализация, которая начнет давать обратный эффект. В первую очередь это будет «понижение общей эффективности труда по всему миру». Орешкин уверен: чтобы избежать нового кризиса, нужно менять модель глобализации, без этого мир «не увидит нормальной экономической динамики». Для этого, считает глава Минэкономразвития, страны должны обеспечить ряд условий: субсидировать производство и сельское хозяйство, снять ограничения на доступ к технологиям, обеспечить свободный доступ к образованию. Кроме того, развивающимся странам нужно дать возможность выстраивать новые отрасли, заявил Орешкин.
Сейчас мир пока далек от нового кризиса, полагает министр. Несмотря на то, что риски для глобальной экономики в последние годы сильно возросли, а темпы роста замедляются, цикл восстановления и роста после кризиса 2008 года еще не закончен. Это одна из причин, почему страны, в первую очередь участники G20, пока «не готовы» всерьез обсуждать экономические реформы: «Пока кризиса нет, все думают, что и так все идет более-менее нормально и никаких компромиссов находить не нужно», — заявил Орешкин.
Для России новый потенциальный кризис может стать затяжным, считает министр: «Не будет таких провальных, обвальных финансовых кризисов, но больше вероятность затяжных событий с низким ростом и затяжной инфляцией». Орешкин пояснил, что похожая ситуация была в отечественной экономике в 80-е: СССР тогда проходил через спад производительности труда вкупе с падением цен на сырье и ростом цен на товары народного потребления.
Замедление глобальной экономики Россия уже чувствует, отметил Орешкин: в частности, по его словам, «под большим риском показатели экспорта», которые предполагает майский указ Владимира Путина. При этом сейчас Россия гораздо лучше готова к кризису, чем в 2008 или 2014 году за счет бюджетного правила и перехода на плавающий курс рубля, считает глава Минэкономразвития. Кроме того, менее значительную роль для бюджета России играет и падение цен на нефть, добавил министр.
Полная видеозапись дискуссии (33 минуты):