«Яндекс» настроен на агрессивное завоевание рынка»: что говорят финансисты о продаже «Тинькофф»

Фото Александра Гальперина / РИА Новости
Фото Александра Гальперина / РИА Новости
Опрошенные Forbes участники рынка считают, что TCS Group — более гармоничный партнер для «Яндекса», чем Сбербанк, с которым IT-гигант пытался работать, но потом разошелся в разные стороны. Интеграция банка «Тинькофф» и «Яндекса» заметно усилит конкуренцию среди универсальных розничных банков

Материнская компания банка «Тинькофф» TCS Group сегодня заявила, что «находится в переговорах с Yandex N.V. относительно предложения с его стороны о покупке всех акций TCS Group». Стороны пришли к принципиальному соглашению по сделке, за которую Yandex может заплатить почти $5,5 млрд - деньгами и акциями. Окончательные условия сделки будет определены после детальной проверки, говорится в сообщении TCS Group на Лондонской бирже. «Яндекс» подтвердил переговоры и их детали, отметив, что окончательные условия будут зависеть от результатов проверки и согласования документации. «Говорить о каких-либо обязывающих условиях предложения пока преждевременно», — говорится в сообщении «Яндекса». 

Что думают по поводу этой сделки банкиры и финансисты? 

CEO группы Qiwi Борис Ким:

Очевидно, что «Яндекс» после развода со Сбербанком должен был достраивать часть своей экосистемы, где финансовые услуги будут играть важную роль. В то время как Сбербанк в партнерстве с Mail.ru докупает активы в сегменте online2offline. Считаю, что для «Яндекса» «Тинькофф» — отличное приобретение в силу специализации на розничном сегменте и сильной управленческой команды. Частных банков осталось не так много — и, например, Альфа-банк крупнее (и дороже) со значительным корпоративным сегментом.

Оценить перспективы TCS мне сложнее. С одной стороны, он теряет самостоятельность, с другой — вливается в очень мощную экосистему, с потенциально огромным синергетическим эффектом.

В целом, мы становимся свидетелем очень интересного эксперимента, победит ли в России китайская модель, где технологические компании серьезно потеснили банки, во всяком в случае в рознице и сегменте малого и среднего бизнеса, либо банкам удастся сохранить свои позиции.

Qiwi — достаточно нишевый игрок, чтобы эта сделка могла на нас существенно повлиять. Скорее усиление конкуренции почувствуют крупные банки с сильным фокусом на розничных клиентах и МСБ.

Алан Ваксман, основатель и управляющий партнер инвестиционной компании Digital Horizon: 

Мне кажется, что это достаточно логичная сделка. Во-первых, купить в России банк по оценке с таким высоким мультипликатором может себе позволить только технологическая компания. Во-вторых, у «Тинькофф» и «Яндекса» схожая культура: это технологические «строители». Покупая «Тинькофф», «Яндекс» приобретает экспертизу в создании и развитии финансовых продуктов, понимание особенностей регулирования и управления кредитными рисками. Это позволит компании увереннее сражаться за лидерство в битве экосистем на российском рынке.

Директор розничного бизнеса Альфа-Банка Майкл Тач: 

Сделка по приобретению TCS Group мне кажется интересным ходом. Безусловно, это прекрасная сделка для Олега Тинькова, акции (TCS Group  — Forbes) находятся на пике. 
«Яндекс» — это игрок с сильными технологиями, встроенными  процессами, логично, что ему нужен банковский партнер, если компания  хочет заниматься финансовыми услугами и капитализировать свою базу. Но оптимально ли при этом покупать большой банк — не уверен. На мой взгляд, это неоднозначный подход, когда поисковая система начинает взаимодействовать с  регулятором.  Конкуренция на банковском рынке с учетом сделки, безусловно, усилится. Тем не менее, пока нет каких-то суперуспешных примеров  в мире, когда поисковая система смогла бы капитализировать трафик финансовыми услугами. Что касается Альфа-банка, у нас много больших партнерств, в частности с «Билайном». И мы реализуем по сути похожую историю — предлагаем финансовые услуги абонентской базе «Билайн» — это 45 млн клиентов.

Основатель инвестиционной компании A.Partners Алексей Соловьев: 

«Очевидно, что на консьюмерском рынке в России рано или поздно сложится несколько экосистем, которые будут предоставлять полный спектр сервисов своим потребителям. Сегодня на одну растущую экосистему стало меньше, а значит, и конкуренция ослабнет отчасти. Для меня это грустная новость, потому что Олег Тиньков и Оливер Хьюз были настроена на то, чтобы построить крупнейшего игрока на рынке и стать самим в какой-то степени Mail или «Яндекс». Но для конечного потребителя сделка ничего не меняет — какая клиенту разница, будет ли на рынке три или четыре экосистемы. Еще вопрос, куда Олег Тиньков инвестирует средства, полученные от сделки  — трудно представить какой-то новый проект, куда можно было бы вложить такую огромную сумму.

Основатель аналитической компании Dsight Арсений Даббах: 

Несмотря на давно распространявшиеся слухи на эту тему, я немного удивлен. Банк хорошо развивался на фоне остального рынка, и каких-то явных причин продавать его кому-то не было. Даже после появления информации о болезни Тинькова было видно, что менеджмент банка прекрасно справляется со с бизнесом. Мне кажется, что это была инициатива «Яндекса», который настроен на агрессивное завоевание рынка, в котором финансы станут одним из ключевых центров экосистемы. 

«Яндекс» и TCS намного органичней, чем «Яндекс» и Сбербанк. Последний, несмотря на харизму Грефа  и активность по трансформации банка, остается все еще консервативной организацией. Это можно проследить даже по тому, как они выстраивают свою экосистему. Вместо того, чтобы предлагать нефинансовым компаниям гибкие партнерства, как это делает «Тинькофф», Сбербанк скупает бизнесы. Это демонстрирует, что Сбербанку трудно работать со стартапами. В том числе поэтому у них не сложилось партнерство с «Яндексом». Одна из немногих инвестиций, которую делал «Тинькофф» — это сервис по продаже билетов Kassir.ru. 

Я думаю, что у «Яндекса» и Тинькофф большие перспективы — они смогут откусить заметную долю рынка в том числе у Сбербанка и Mail.ru. Плюс у «Яндекса» и Тинькофф накоплен огромный массив данных, который позволит на равных конкурировать с другими экосистемами. 

Экс-глава российского  UBS, сооснователь Iconic Елена Титова: 

Это знаковая сделка для рынка. И рынок сразу отреагировал соответственно — акции обеих компаний выросли, хоть Яндекс и был уже высок после роста за последние месяцы.