К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

«Коммерсантъ» узнал об отказе в поддержке стройки частной ветки БАМа


Минтранс представил проект распоряжения правительства, содержащий паспорт инвестпроекта по вывозу угля из Якутии в район Ванино-Совгаванского узла через расширение БАМа. Документ предполагает отказ от плана строительства частной ветки Эльга—Чумикан, который предлагала «А-Проперти» Альберта Авдоляна

Правительство не согласилось на предложенный «Эльгауглем» (принадлежит«А-Проперти» Альберта Авдоляна) вариант строительства новой железной дороги из Якутии до побережья Охотского моря для вывоза 30 млн тонн угля компании. Вместо этого предлагается расширить БАМ за 332,6 млрд рублей из инвестпрограммы РЖД и Фонда национального благосостояния (ФНБ). Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на проект распоряжения правительства, содержащий паспорт инвестпроекта.

Документ предполагает отказ от плана строительства ветки необщего пользования Эльга-Чумикан, выходящей к Охотскому морю и автономной от БАМа. Вместо этого в проекте говорится о строительстве мощностей для вывоза 30 млн тонн эльгинского угля за счет инвестпрограммы РЖД (144,6 млрд рублей) и средств ФНБ (188 млрд рублей). По паспорту, строительство намечено на 2023–2027 годы, начало эксплуатации — на 2028 год.

Проект должен окупиться за 30 лет и иметь IRR 6%, при этом, сообщается в документе, параметры достигаются за счет введения инвестнадбавки к тарифу в размере не менее 692 рублей на тонну на период окупаемости инвестиций и финансирования с использованием средств ФНБ. Инвестнадбавка в 1100 рублей на тонну рассматривалась для варианта развития выходов из Якутии через инфраструктуру ОАО РЖД под 63,6 млн тонн дополнительных грузов к 2025 году, то есть не только под уголь Эльги, но и Денисовского, Чульмаканского, Нерюнгринского и Сугодинско-Огоджинского месторождений. Этот вариант оценивался в 874 млрд рублей.

 

Тогда обсуждался и вариант строительства ветки необщего пользования Эльга-Чумикан строго под эльгинские объемы (27–30 млн тонн), которую впоследствии «А-Проперти» оценила вместе с портовым терминалом на конце ветки в Чумикане в 97 млрд рублей. Для угольщиков вопросом был приоритетный пропуск их грузов по инфраструктуре РЖД в течение пяти лет, пока будет строиться ветка Эльга-Чумикан. Это вызвало недовольство у угледобывающих регионов: им пришлось бы потесниться, чтобы пропустить уголь Эльги.

Даже при решении в пользу автономной линии предполагалось, что БАМ будет развиваться для вывоза якутских грузов. Так, в августе правительство поручило проработать строительство моста через реку Амур, а также второго Кузнецовского тоннеля стоимостью, по словам главы ОАО РЖД Олега Белозерова, порядка 50 млрд рублей, и другие мероприятия. В зависимости от их набора Белозеров оценивал третью очередь БАМа и Транссиба в 2–4 трлн рублей.

Выделение средств из ФНБ и учет этих расходов в инвестпрограмме ОАО РЖД пока не подтверждены, следует из документа. Средства ФНБ должны поступить в 2024–2026 годах за счет выкупа привилегированных акций ОАО РЖД. С них монополия будет платить с 2028 года дивиденды в объеме 2,98% от номинальной стоимости, или по 5,6 млрд рублей в год. Это позволит до 2052 года включительно вернуть 140 млрд рублей вложений ФНБ.

Единственный риск, который авторы проекта рассматривают как высокий, — это риск изменения в сроках реализации проектов добычи и непредъявления к перевозке заявленных объемов с Эльги. Технические риски и угрозу задержки исполнения проекта в срок из-за изменения макроэкономической ситуации они считают низкими.

В Минтрансе и РЖД от комментариев отказались. «Так как в рамках реализации стратегии Эльгинского угольного комплекса мы не планируем просить никаких льгот, в том числе вывоз объемов сверх предусмотренных правилами недискриминационного доступа (ПНД), то интерес к проекту Эльга-Чумикан, конечно же, не пропал. Проект будет реализован для вывоза объема сверх ПНД», — сказали газета в «А-Проперти».

 

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что появление автономной ветки для «Эльгаугля» в официальных государственных планах «создало бы сложную ситуацию». В этом случае, во-первых, пришлось бы перекраивать структуру перевозок под приоритетные грузы с Эльги. Во-вторых, РЖД попали бы в зависимость от исполнения «Эльгауглем» планов, которые с точки зрения бюджета проекта и наличия необходимых компетенций у компании вызывают большие вопросы. Концентрация средств и ресурсов на расширении общей инфраструктуры Восточного полигона, отметил Бурмистров, выглядит более рациональным решением. 

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+