Проблемные активы лизинговых компаний России увеличились в полтора раза за полугодие
В первой половине 2025 года проблемные активы лизинговых компаний достигли 490 млрд рублей, увеличившись в полтора раза. Эксперты считают, что пик роста задолженности еще не пройден, а ситуация стабилизируется только со значительным снижением ключевой ставки. Рост проблемной задолженности аналитики связали со снижением платежеспособности клиентов из-за высоких ставок и с последствиями агрессивного роста предыдущих лет
За шесть месяцев 2025 года общая доля обесцененных активов в чистых инвестициях в лизинг (ЧИЛ) увеличилась на 2,7 п. п., до 8,3%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные «Эксперта РА». По оценке газеты, за полугодие проблемные активы лизинговых компаний в денежном выражении выросли в полтора раза, до 490 млрд рублей.
Сильнее всего в структуре проблемных активов увеличилась доля изъятого имущества — с 3,3% до 5,5%. Доля просроченной более 90 дней задолженности выросла с 2,3% до 2,8%. В «Эксперте РА» связали такие изменения со снижением платежеспособности лизингополучателей на фоне высоких процентных ставок и с последствиями агрессивного роста при снижении уровня авансов в 2023 году и первой половине 2024 года.
По данным «Эксперта РА», по итогам первых шести месяцев 2025 года новый бизнес лизинговых компаний составил 813 млрд рублей. Чистые инвестиции в лизинг и активы в операционной аренде сократились с начала 2025 года на 2%, до 5,9 трлн рублей. Младший директор по банковским рейтингам «Эксперта РА» Роман Романовский отметил, что по мере роста размера бизнеса лизинговой компании улучшается качество ее портфеля. Для лизингодателей ниже 50-го места в рэнкинге доля просрочки более 90 дней составляет 3,5%, а для компаний в диапазоне 21–50-е место — 1,8%.
Более мелкие компании проявляют повышенную лояльность к своей клиентской базе и более часто идут на переговоры и реструктуризацию, нежели применяют изъятие, сказал Романовский. На тяжелые грузовые автомобили (HCV — автомобили полной массой более 16 т) пришлось наибольшее количество изъятий — 64% в общем стоке изъятой техники. Например, в стоке «Европлана» примерно 5000 изъятых машин: около 40% — коммерческие автомобили (LCV, MCV, HCV); около 30% — легковые; около 30% — самоходная техника, автобусы и прицепы.
В «Эксперте РА» объяснили такое распределение тем, что значительная часть грузовиков была ранее закуплена и передана в лизинг по высоким ценам на фоне дефицита машин и повышения утилизационного сбора. Высокие процентные ставки, снижение тарифов на грузоперевозки и ухудшение платежеспособности бизнеса привели к схлопыванию ценового «пузыря» и росту изъятий HCV на рынке, добавили аналитики. Директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алла Борисова напомнила, что транспортные средства имеют вторичный рынок и компании предпочитали их изымать, в то время как в случае со спецоборудованием используются инструменты рефинансирования.
По оценке Борисовой, лизинговые компании улучшили механизмы реализации изъятого имущества, а рост его доли на балансах компаний уменьшился. Участники рынка подтвердили улучшение ситуации. Они рассчитывают, что стабилизация наступит при снижении ключевой ставки до 14–15%, то есть в первом половине 2026 года, а то и ниже.
