К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В Банке России оценили потенциальный вклад повышения НДС в инфляцию


Повышение НДС с 20% до 22% может добавить к инфляции примерно 0,6–0,7 п.п., как и в 2019 году, считает зампред ЦБ Алексей Заботкин. «Наверное, базово это мое личное такое текущее ожидание. Дальше будем смотреть по данным», — сказал Заботкин. По его словам, конечные цены зависят от желания и способности бизнеса перекладывать рост НДС в цены

Заложенное в проект бюджета на 2026 год повышение стандартной ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 22% может добавить к инфляции примерно 0,6–0,7 процентных пункта (п.п.), как и в 2019 году, считает зампред ЦБ Алексей Заботкин. Об этом он заявил в эфире Радио РБК.

«Наверное, базово это мое личное такое текущее ожидание. Дальше будем смотреть по данным», — сказал Заботкин, отвечая на вопрос о том, ориентируется ли ЦБ на вклад в размере 0,6–0,7 п.п. Так Центробанк оценивал эффект от роста НДС в 2019 году (тогда налог был повышен с 18 до 20%).

По словам Заботкина, конечные цены зависят от желания и способности бизнеса перекладывать рост НДС в цены. «Это во многом диктуется тем, насколько активный спрос, с которым этот бизнес имеет дело. Если спрос более сдержанный, то перенос будет меньше», — сказал замглавы Банка России. Он согласился с оценкой, что перенос может произойти в конце 2025 — начале 2026 года.

 

Глава Банка России Эльвина Набиуллина на прошлой неделе признала, что повышение НДС краткосрочно повлияет на динамику цен. Одновременно она предложила вспомнить опыт 2019 года, когда НДС также увеличивался на 2 п.п. «Реакция была умеренной», — сказала она, добавив, что в инфляцию это добавило 0,6–0,7 пункта.

По словам главы ЦБ, повышение НДС «может в какой-то мере повлиять на скорость снижения инфляционных ожиданий», но точно не может быть источником устойчивого инфляционного давления. «Это самое главное», — сказала она. Предсказуемость бюджетной политики она назвала важнейшим фактором при принятии решений по ключевой ставке. Если бы правительство для финансирования необходимых расходов пошло на увеличение дефицита бюджета, ЦБ пришлось бы значимо повысить прогноз ставки на 2026 год, подчеркивала Набиуллина.

 

По расчетам Минфина, в ближайшие три года повышение НДС может принести бюджету 4,4 трлн рублей дополнительных доходов. Мобилизованные за счет повышения ставки НДС ресурсы пойдут на финансирование обороны и безопасности, говорили в Минфине. Повышение НДС можно считать проинфляционным фактором: продавцы неизбежно будут перекладывать возросший налог на конечного потребителя, что приведет к разгону цен, отмечал в беседе с Forbes гендиректор инвестиционной платформы «ИнвойсКафе» Геннадий Фофанов. 

По словам инвестиционного стратега «Гарда Капитал» Александра Бахтина, нынешнее увеличение НДС отразится на ценах сильнее, чем это было несколько лет назад, когда НДС вырос с 18% до 20%. Тогда условия были другие: ключевая ставка составляла 7,5%, а инфляция — 4,3%, объяснял Бахтин.