Интернет-ретейлеры попросили власти изменить условия конкуренции с торговыми сетями

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ, объединяет крупнейших онлайн-ретейлеров, маркетплейсы и сервисы доставки, такие как Ozon, Wildberries, «Купер», «Яндекс Маркет» и т.д.) указала на неравные условия конкуренции между онлайн- и офлайн-каналами продаж товаров в России. В письме премьер-министру Михаилу Мишустину (документ есть у Forbes) интернет-ретейлеры предлагают ряд поправок в сфере регулирования конкуренции в розничной торговле.
В АКИТ обратили внимание, что многие подходы к регулированию рынка в российском законодательстве были приняты еще тогда, когда интернет-торговля практически отсутствовала, и теперь видятся устаревшими. В частности, принятый в 2009 году закон о торговле ограничивает 25%-ную долю продаж (в деньгах) продуктов питания одной сетью в одном регионе — если этот объем превышен, сеть больше не может покупать или арендовать недвижимость в этом регионе. Однако речь идет именно об офлайн-продажах, в то время как онлайн-каналы, по которым реализуются продукты, в расчет не берутся. АКИТ предлагает изменить правила расчета доли и учитывать в том числе онлайн-продажи. Необходимо рассматривать все каналы реализации товаров как «единое конкурентное пространство», подчеркивает АКИТ.
«Пересмотр подсчета доли с учетом оборота онлайн-рынка и рынка общественного питания позволит торговым сетям эффективнее распределять ресурсы между регионами, направляя инвестиции туда, где существует наибольший потенциал роста и потребность в современной торговой инфраструктуре, в том числе позволит развивать торговлю в удаленных регионах (регионы Арктики, Дальнего Востока, Сибири)», — обращают внимание онлайн-ретейлеры. Кроме того, действующие нормы не конкретизируют, какую именно недвижимость запрещено получать при превышении лимита по доле продаж. Ассоциация предлагает ограничить запрет помещениями под торговлю только продовольственными товарами.
Помимо того, АКИТ предлагает ввести использование Единой биометрической системы (ЕБС) для идентификации покупателей при продаже товаров с возрастными ограничениями онлайн, а также снять запрет на заключение посреднических договоров между поставщиками и торговыми сетями для продаж через цифровую платформу, которая входит в одну группу компаний с ретейлером. Тогда они смогут реализовывать продукты, не выкупая их, как и на остальных маркетплейсах. «Это позволит выровнять условия работы для игроков, занимающихся однотипной деятельностью», — отметил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов.
Разработать предложения по формированию «новой национальной модели торговой деятельности» и актуализации регулирования розничной торговли с учетом развития цифровых каналов по итогам ПМЭФ-2025 поручил президент Владимир Путин. Разработкой концепции занимается Минпромторг, в работе также участвует Минэкономразвития. В Минпромторге и ФАС на момент публикации не ответили на запрос Forbes.
В числе других предложений АКИТ — отмена ограничения на совокупный размер вознаграждения торговых сетей со стороны поставщиков. Сейчас размер вознаграждения не может превышать 5% от приобретенных товаров. Такой лимит не позволяет компаниям малого и среднего бизнеса пользоваться услугами торговых сетей по перевозке, хранению, упаковке и продвижению товара — МСБ приходится пользоваться услугами третьих лиц по более высоким тарифам. Снятие ограничений даст возможность ретейлерам расширить поставки от малых и средних предпринимателей, не имеющих собственных логистических мощностей, считают в АКИТ.
Предложения АКИТ отражают сдвиг, который давно произошел в торговле: потребитель все чаще выбирает онлайн, а закон все еще регулирует магазины по старому принципу, говорит член комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин. По его мнению, уточнение формулировок и пересмотр методики логичны: цифровые каналы нужно учитывать в общей структуре оборота, иначе статистика и регулирование расходятся с реальностью. Введение ЕБС для идентификации покупателей тоже разумно, но требует продуманного внедрения — без удорожания операций и угрозы утечки персональных данных, отметил депутат.
Когда считаются только магазины, а онлайн-каналы ретейлеров в расчет не берутся, крупные сети получают преимущество, хотя работают в тех же регионах и с теми же клиентами, говорит член Торгово-промышленной палаты, основатель и гендиректор компании «Главснаб» Федор Васильев.
При этом уточнение о том, что ограничения по приобретению и аренде касаются только продовольственной розницы при достижении предельной доли, давно назрело, считает он. Логистика онлайн-торговли критически зависит от складских мощностей и площадей для экспресс-доставки, поэтому снятие этого запрета уберет инфраструктурные барьеры, отметила руководитель экспертного центра «Деловой России», первый вице-президент Союза интернет-торговли Екатерина Авдеева. Так, предложение окажет значительное влияние прежде всего на дальнейший рост онлайн-сегмента. Устранение инфраструктурных барьеров создаст предпосылки для более быстрого и эффективного развития, пояснила она.
«С другой стороны, включение онлайн-продаж в расчет 25%-ной доли ужесточит конкуренцию и увеличит регуляторное давление на крупнейшие сети, которые могут подойти к установленному пределу», — продолжает Авдеева. Это заставит их искать новые, более эффективные и инновационные пути развития, помимо простого наращивания площади. В целом такой вектор развития способствует удобству для потребителя, поскольку люди привыкли к быстрой и комфортной онлайн-торговле, считает эксперт.
Кроме того, чтобы модель национальной торговли стала действительно современной и устойчивой, необходимо смотреть не только на регулирование существующих правил, но и на поддержку будущих инноваций и сохранение баланса, полагает Екатерина Авдеева. Инновации в ретейле развиваются быстрее, чем законодательство. Поэтому необходимо создать упрощенный правовой режим для тестирования новых технологий и бизнес-моделей, считает она. При этом нельзя допустить, чтобы цифровизация привела к «убийству» мелкой офлайн-торговли, продолжает эксперт. Необходимо создать налоговые или финансовые стимулы для небольших магазинов, которые инвестируют в собственные цифровые витрины, онлайн-доставку или модернизацию, заключает Авдеева.
