Эксперимент с налогом для самозанятых: насколько он успешен и что будет дальше

Осенью 2025 года власти стали говорить о подведении промежуточных итогов запущенного в 2019 и рассчитанного до 2028-го эксперимента — взимания налога на профессиональный доход (НПД) с самозанятых. Самозанятые получают доход от самостоятельной деятельности, которую ведут без трудовых договоров с работодателем или наемных сотрудников.
Под определение самозанятых попадают люди из достаточно широкого набора сфер занятости — от IT-фрилансеров до водителей такси, переход на специальный налоговый режим осуществляется добровольно. Самозанятые платят налог на доходы по льготной ставке — 4% или 6% (ставка зависит от того, кем реализовывались товары и услуги — физлицами или ИП и юрлицами соответственно). Специальный налоговый режим доступен до тех пор, пока сумма доходов в течение года не превысит 2,4 млн рублей, после чего плательщик должен будет перейти на другой налоговый режим. Есть некоторые ограничения и по видам деятельности — самозанятым, например, в рамках налогового режима нельзя продавать подакцизные товары, заниматься майнингом цифровой валюты и т.д. Основной целью введения режима был вывод из тени тех доходов, которые граждане получают вне трудовых договоров, в серую.
Согласно поручению президента Владимира Путина, правительство совместно с бизнес-объединением «Деловая Россия» должно до 1 ноября проанализировать эффективность эксперимента со спецрежимом для самозанятых, представить предложения по его совершенствованию, а также оценить случаи, когда работодатели фактически подменяют трудовые отношения привлечением самозанятых в целях налоговой оптимизации. На риски таких практик обращал внимание и Совет Федерации, где правительству рекомендовали «проработать вопросы о завершении эксперимента (по налоговому спецрежиму. — Forbes) в 2026 году».
Впрочем, власти заверяют, что по меньшей мере до 2028 года налоговый режим для самозанятых сохранится. «Никаких изменений в режиме работы самозанятых до истечения срока проведения эксперимента не планируется», — сказал представитель кабмина Forbes. Эксперимент завершится в 2028 году, «в течение этих лет условия налогообложения остаются прежними», подчеркнул он.
Об этом же говорил и глава Минэкономразвития Максим Решетников. В то же время он отмечал, что «2028 год не за горами, надо уже сейчас приступать к обсуждению: что дальше?», чтобы у граждан в случае изменения подходов к налоговому режиму было время на адаптацию. На этом фоне Федеральная налоговая служба (ФНС) в личных кабинетах налогоплательщика начала узнавать у самозанятых, какой размер налоговой ставки они считают справедливым, при какой ставке они бы ушли в тень, перешли в наем и т.д.
Насколько успешным оказался эксперимент с налогом для самозанятых и что может ждать этот налоговый режим дальше, разбирался Forbes.
Портрет самозанятого
Согласно результатам исследования Центра налоговой политики (с ними ознакомился Forbes), выполненного при участии экономического факультета МГУ и ФНС, по итогам 2024 года численность имевших в течение года какие-либо доходы самозанятых составила около 10% от экономически активного населения страны, при этом доходы самозанятых составили лишь порядка 2% в общей структуре доходов населения.
По данным ФНС на 31 августа 2025 года, всего в России зарегистрировано 14,3 млн самозанятых. Однако реально НПД пользуются гораздо меньше людей, отмечает гендиректор Центра налоговой политики Кирилл Никитин. ФНС отчитывается о числе регистраций, при этом регистрация далеко не всегда означает, что гражданин фактически будет пользоваться режимом: никаких санкций за нахождение в режиме из разряда обязательных фиксированных платежей или необходимости сдать декларацию нет. На конец 2024 года, например, в качестве плательщика НПД было зарегистрировано 12,2 млн человек, при этом в течение года доходы декларировали, то есть пользовались режимом, только 7,7 млн человек, добавил эксперт. Суммарный доход плательщиков НПД с начала эксперимента до сентября 2025 года достиг 7,4 трлн рублей.
Средний годовой доход от самозанятости составляет, в зависимости от региона, от 14% до 41% от среднегодовой зарплаты, примерно для 40% регионов этот доход ниже, чем минимальный годовой доход, рассчитываемый от регионального МРОТ. Около половины плательщиков НПД совмещают самозанятость с получением других доходов, облагаемых НДФЛ или в качестве деятельности ИП. Типичная доля доходов от самозанятости у таких плательщиков составляет порядка 29%. При средней зарплате в 88 000 рублей в 2024 году средний доход самозанятого в год составил лишь 295 000 рублей (то есть примерно 25 000 в месяц). Таким образом, самозанятость в плане доходов носит преимущественно вспомогательный характер.
Почти половина (49,4%) самозанятых, по данным исследования Центра налоговой политики, — это люди до 35 лет, причем 19% от общего числа — это молодежь «учебного» возраста, 15-24 лет. Сфера первого выбора для этой возрастной категории — работа курьером. При этом в половине случаев молодежь до 24 лет прекращает пользоваться режимом в течение года. «Самозанятость не становится для начинающих специалистов выбором карьерного пути, а лишь дает возможность легального получения доходов во время учебы», — отметил Кирилл Никитин. И в целом самозанятость для большого числа пользователей становится краткосрочным решением — примерно половина из тех, кто начал получать доход как самозанятый в 2019-2021 годах, через два-три года перестал это делать, отмечается в исследовании. Совсем недолго — в среднем пять месяцев — длится взаимодействие самозанятых с крупными платформами: биржами труда, сервисами такси, маркетплейсами. Но общее число самозанятых, сотрудничающих с такими платформами, довольно велико — в 2024 году таких было 3 млн.
В исследовании отмечается важность режима самозанятых для людей пенсионного возраста — каждый год с 2019-го их средний доход от самозанятости был выше среднего размера пенсии. Всего среди самозанятых лишь около 4% — старше 60 лет, еще примерно 10% — от 50 до 60 лет. Для возрастных россиян самозанятость — инструмент встраивания в рынок после ухода из найма и способ преодоления возрастной дискриминации на рынке труда, отмечается в исследовании.
Притом что сферы деятельности самозанятых крайне разнообразны, ни одна из них не является доминирующей — в лидерах с небольшим отрывом ремонт, IT-сфера и перевозка пассажиров (12,2%, 9,4% и 8,5% от всех самозанятых соответственно).
Задачи обеления
Вопрос о том, что эксперимент с налоговым режимом для самозанятых нужно закончить преждевременно, был поднят из-за ряда причин. В их числе дефицит бюджета, при котором начинается поиск всех возможных способов «затянуть гайки», говорит Кирилл Никитин. Также сыграли роль опасения в связи с потенциальной возможностью бизнеса экономить на привлечении сотрудников в качестве самозанятых вместо оформления с ними трудовых отношений.
Однако результаты исследования Центра налоговой политики эти опасения не подтверждают. Под критерии ФНС, которые говорят о схожести поведения плательщиков НПД с поведением сотрудников на трудовом договоре, подпадают от 1,7% до 2,5% (в зависимости от особенностей подхода к расчету) от всех самозанятых, активных (то есть имевших какие-либо доходы в течение года) в 2024 году. В числе критериев: регулярное получение доходов более девяти месяцев, годовой доход выше 12 МРОТ, сотрудничество только с одним-двумя юрлицами и ИП, а также отсутствие трудовых отношений. Все четыре критерия одновременно совпадают только у 128 000 самозанятых.
«Ключевым опасением бизнеса и регуляторов был риск массового перевода штатных сотрудников в самозанятых с целью налоговой оптимизации», — говорит руководитель проекта «Самозанятость онлайн», эксперт Координационного центра правительства Арсений Беленький. Но миф о перетоке трудовых ресурсов в самозанятость не подтверждается, подчеркивает он. С одной стороны, аргументация относительно злоупотребления правом со стороны недобросовестных налогоплательщиков, использующих НПД для подмены трудовых отношений, имеют под собой определенные основания, говорит эксперт института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Владимир Саськов. Но с другой, схема не отличается принципиально от аналогичного уклонения от уплаты налогов через ИП для фактически штатных сотрудников.
Примерно половина плательщиков НПД приходит в этот режим, ранее не имея легальных доходов (таких 49%, причем только 5 п.п. из них — лица до 18 лет), а 75%, имея трудовые доходы до самозанятости, продолжают их получать. Таким образом, изначальная цель налогового режима по обелению экономики выполняется, делают выводы авторы исследования Центра налоговой политики: число самозанятых растет за счет «теневого сектора», а не трудовых ресурсов.
С такой оценкой согласны и госаудиторы. «НПД ориентирован на легализацию деятельности самозанятых граждан и с момента начала проведения эксперимента указанная задача режимом выполнялась», — сказал Forbes представитель Счетной палаты.
«Проведение такого эксперимента было одним из лучших решений правительства в налоговой сфере», — считает эксперт Совета Торгово-промышленной палаты по финансово-промышленной и инвестиционной политике, налоговый консультант Алексей Крылов. У режима есть два основных плюса: самозанятость позволила собрать в бюджет средства, которые без такого режима ушли бы в тень. Также самозанятость привила культуру исчисления и уплаты налогов физлицам, ранее никогда с этим не сталкивавшимся, в том числе молодежи, указал он.
Эксперимент не только способствовал обелению экономики, но и позволил создать микробизнес, говорит председатель комитета по налогам Московского отделения «Опоры России» Павел Зюков. Этому же способствовала платформенная занятость на цифровых платформах, которая часто осуществляется исполнителями в статусе НПД, отметила директор Центра доказательной экспертизы Института Гайдара Екатерина Папченкова. К легальной деятельности также были привлечены домохозяйки, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями здоровья, добавляет директор исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право», доцент кафедры мировых финансовых рынков РЭУ Венера Шайдуллина. Поэтому «результаты в целом соответствуют заявленным целям эксперимента: основная задача заключалась в легализации неформальных доходов и создании простого, прозрачного способа ведения деятельности для физических лиц без статуса ИП — и она реализуется», заключает эксперт.
Что может быть дальше
Положительные промежуточные результаты эксперимента, однако, не исключают корректировок режима НПД. Речь должна идти именно о модернизации, а не об отмене, подчеркивает старший налоговый консультант Tax Compliance Анастасия Аржанова. Отмена с высокой долей вероятности не решит проблему с подменой трудовых отношений, а лишь приведет к использованию схемы с использованием ИП, уточнила она.
Выявленное разнообразие категорий самозанятых поднимает вопрос о необходимости разработки дифференцированного подхода к регулированию их деятельности после завершения эксперимента в конце 2028 года, говорится в исследовании Центра налоговой политики. После 2028 года режим может распасться на несколько отдельных, каждый под свою аудиторию, поскольку самозанятые — очень большой набор разных категорий людей, отмечает Кирилл Никитин. Они отличаются по регулярности получения дохода (эпизодическая подработка или постоянный заработок), видам деятельности, типу клиентов, совмещению или не совмещению с иными источниками дохода и т.д., пояснил он.
По мнению директора отдела налогообложения физических лиц «ТеДо» Елизаветы Михалкиной, желание фискальных органов исключить нецелевое использование режима может привести к попытке принудить текущих плательщиков НПД регистрировать ИП или оформлять свои взаимоотношения с клиентами другими способами. Впрочем, при условии некоторой модификации, режим может быть сохранен и после 2028 года, продолжает она. Изменения правил, например ограничение продаж товаров и услуг только физлицами, либо более серьезная дифференциация ставок между продажами физическим и юридическим лицам сократят количество налогоплательщиков, но в целом будут способствовать целевому использованию режима, а также будут восприняты обществом более позитивно, чем полная отмена этого порядка налогообложения. «Разумным также представляется введение обязательного платежа в фонд медицинского страхования для той категории самозанятых, у которых такая деятельность является единственным источником дохода», — добавила она.
Введение обязанности по уплате страховых взносов, пусть и в особом порядке (сейчас самозанятые вправе добровольно уплачивать страховые взносы), — наиболее вероятное изменение, считает старший юрист налоговой практики CLS Ирина Лоскутникова. Повышение фискальной нагрузки — будь то увеличение налоговой ставки или введение обязательных страховых взносов — может сделать режим экономически невыгодным для части граждан, добавляет она. Это, в свою очередь, может привести к обратному эффекту, то есть к уходу некоторых самозанятых обратно в тень, резюмировала эксперт.
При достижении необходимого уровня налоговой культуры логичным может быть перевод самозанятых на АУСН (автоматизированная упрощенная система налогообложения) или патент — следующую ступеньку в налоговом администрировании, не такую сверхпростую как самозанятость, но и не такую обременительную, как общая система налогообложения, рассуждает партнер департамента налогов и права консалтинговой компании ДРТ Антон Зыков. Перевод же самозанятых на общую систему налогообложения абсолютно точно вернет их в тень, добавил он.
Несмотря на очевидные успехи, режим имеет ограничения, которые делают его непригодным для долгосрочного применения, считает юрист практики налогового консультирования и налоговых споров BGP Litigation Алина Макарова. По ее словам, основная проблема в том, что режим не предусматривает масштабирования деятельности. Государство будет стремиться к созданию моста между самозанятостью и полноценным предпринимательством, предполагает юрист. Таким мостом может стать АУСН, которая позволяет ИП практически полностью исключить работу с отчетностью. «Если АУСН будет продлена после 2027 года и распространена на большее число регионов и видов деятельности, это создаст переходный путь для самозанятых. Таким образом, вместо сохранения НПД в текущем виде более вероятна его трансформация или интеграция в более гибкую систему поддержки микробизнеса», — заключает Макарова.
