Эксперты указали на риск роста серых зарплат у малого бизнеса из-за страховых взносов

Повышение страховых взносов для малого и среднего бизнеса (МСП) с 2026 года может привести к тому, что часть компаний попытаются минимизировать дополнительные затраты — это может привести к росту практики выплат зарплат «в конвертах» и сокращению официальной занятости. К такому выводу пришли авторы совместного исследования центра «Аналитика. Бизнес. Право» и экспертов Торгово-промышленной палаты, с которым ознакомился Forbes.
Отмену льгот по страховым взносам (обязательное пенсионное страхование, медицинское и др.) для МСП предполагает налоговый законопроект-спутник бюджетного пакета, который рассмотрят во втором чтении 18 ноября. С 2020 года МСП может платить по пониженной ставке 15% вместо стандартных 30% для части выплат, превышающих минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Послабление планируется отменить с 1 января 2026 года, исключение сделано лишь для некоторых приоритетных отраслей, например, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, производства электроники. «Таким образом, подавляющее большинство субъектов МСП столкнется с двукратным ростом нагрузки на ФОТ с 2026 года», — сказала руководитель исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право», доцент ГАУГН (при РАН) Венера Шайдуллина.
Авторы исследования сделали расчет годового увеличения расходов МСП на страховые взносы, основываясь на данных СПАРК и ФНС России. Аналитики учли, что эффект повышения концентрируется на той части зарплат, которая превышает 1,5 МРОТ (до этого порога и сейчас все взносы уплачивают по ставке 30%). По оптимистичному сценарию, когда все компании продолжают выплачивать зарплаты «по-белому», дополнительно будет выплачено 735 млрд рублей, в умеренном варианте бизнес доплатит 562 млрд и в жестком — только около 366 млрд рублей. Умеренный сценарий учитывает частичный уход бизнеса от уплаты (когда выплатят около 70% от максимальных начислений), жесткий сценарий предполагает массовое уклонение (50% от изначально прогнозируемых выплат). Например, в отрасли торговли в оптимистичном сценарии дополнительные выплаты составят 220 млрд рублей, а в жестком — 120 млрд, в строительстве — 110 млрд и 55 млрд рублей соответственно, а в наиболее трудоемких сферах (например, образование и здравоохранение, где ФОТ в структуре расходов достигает 70–80% затрат) суммарно — 76 млрд рублей и всего 11 млрд. В торговле и общепите рост расходов, скорее всего, будет перенесен на потребителей, хотя «это ограничено конкуренцией и платежеспособным спросом», отмечают авторы исследования. В то же время в трудоемких отраслях, где оплата труда составляет значительную долю затрат, увеличение страховых взносов вдвое «ставит под угрозу дальнейшее функционирование предприятий», предупреждают они.
Бизнес может отреагировать на увеличение затрат выводом части выплат в тень. Доля неофициальных (серых) зарплат в фонде оплаты труда МСП при повышении страховых взносов в оптимистичном сценарии увеличится с текущих 30–40% на 5 п. п., в умеренном — на 10 п. п., в жестком — на 20 п. п. Даже в оптимистичном сценарии ожидается небольшой рост ухода в тень, поскольку некоторые компании, вероятно, сократят размеры официальных премий. Это значит, что вместо ожидаемого роста поступлений страховых взносов государство столкнется с существенным недопоступлением средств, приходят к выводу авторы исследования. Особенно, по их мнению, подвержен риску ухода в тень бизнес с низкой маржой, который в первую очередь будет стремиться минимизировать официальные доходы сотрудников.
По данным ФНС, сегодня в секторе МСП задействовано около 15 млн человек. Из-за роста доли серых зарплат бюджет недополучит выплаты страховых взносов — 30% от скрытой оплаты труда, и НДФЛ — 13% от той же суммы. Частично эти потери могут быть возмещены в будущем за счет доначислений по результатам проверок, штрафов и так далее, отметили авторы исследования. С учетом восстановления части сумм с учетом налогового контроля в оптимистичном сценарии бюджет и Социальный фонд недополучат 94 млрд рублей, в умеренном — 284 млрд и в жестком — 472 млрд. Таким образом, при наихудшем развитии событий значительная доля ожидаемого фискального эффекта реформы будет сведена на нет, делают вывод эксперты.
Еще одно последствие, о котором говорится в исследовании — для занятости: чтобы сократить расходы, малый бизнес будет оптимизировать численность персонала или переводить часть сотрудников на гражданско-правовые договоры. Часть предприятий и вовсе закроется, а собственники перейдут в наемные работники, часть работников перейдет в неформальную занятость. В краткосрочном плане спрос на труд относительно неэластичен, поскольку малый бизнес старается сохранить сотрудников, сокращая другие расходы, однако при росте издержек на 10% сокращение занятости может достигать нескольких процентов, указывают авторы исследования. Различные сценарии, различающиеся степенью устойчивости бизнеса к увеличению налоговой нагрузки, предполагают потерю рабочих мест от менее 1% (80 000) до 3% (460 000) от общего числа занятых в секторе МСП.
Субъекты МСП очень чувствительны к налоговым платежам, согласна партнер налоговой практики «ТеДо» Карина Худенко. Существенное увеличение нагрузки по уплате страховых взносов на фоне сложных экономических условий, в частности, стагнирующей выручки при растущих издержках может стать дополнительным толчком для поисков оптимизации налоговой нагрузки, в том числе через неформальную занятость и теневые зарплаты, считает она.
Изменения станут особенно болезненными для жилищной сферы, которая уже много лет находится в состоянии хронического недофинансирования и острого кадрового дефицита, сказала председатель подкомитета ТПП по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью Сусана Киракосян. Как показывают расчеты исследования, даже в умеренном сценарии дополнительные расходы предприятий ЖКХ составят порядка 24 млрд рублей в год только по страховым взносам. Включение этих затрат в размер платы жильцов многоквартирных домов практически нереализуемо — решение зависит либо от общего собрания собственников, либо от установленных муниципальных ставок, сказала она.
Действительно, можно ожидать, что какая-то часть предпринимателей в человекоемких отраслях уйдет с рынка из-за совокупного роста нагрузки по НДС и на страховые взносы, считает партнер «МЭФ Legal» Вадим Зарипов. Значительная часть компаний ожидаемо попытается скрыть зарплаты или, например, замаскировать их под выплаты самозанятым. Но, в отличие от прежних ситуацией с повышением нагрузки на оплату труда, сегодня налоговые органы вооружены намного лучше. Это может привести к росту конфликтности в налоговой сфере — претензиям и спорам, отметил Зарипов.
Уход от налогов через неформальную занятость и теневые выплаты среди малого бизнеса существует и сейчас, говорит Карина Худенко. По ее мнению, дальнейший рост ухода от налогов этого сектора будет зависеть в том числе от желания самих работников идти на неформальную или теневую занятость. Индустрии, где велика доля наличных расчетов, доходов от розничных клиентов (например, различные услуги населению) будут наиболее склонны к еще большему переводу части доходов в «конверты». В этом вопросе очень многое зависит от того, насколько будет ужесточен контроль за поступлениями денег на счета в порядке переводов, наличными расчетами, а также склонности потребителей платить наличными или переводом вместо оплаты, считает она.
«Исследование дает достаточно реалистичную картину последствий предстоящего изменения тарифов страховых взносов для малого и среднего бизнеса», — считает член совета московского регионального отделения «Деловая Россия» Андрей Глушкин. По его мнению, если давление на предприятия окажется слишком сильным, часть организаций может сократить численность персонала, снижая общую базу для начисления взносов. Это создаст риски для долгосрочной устойчивости страховой системы и усилит сегмент неформальных трудовых отношений. Бизнес, столкнувшийся с ростом нагрузки, может также ограничить инвестиции, пересмотреть планы расширения, добавил эксперт.
