На наличный доллар сформировался «двусторонний» спрос — как на покупку, так и на продажу, без сильных перекосов в ту или иную сторону, сообщили в «Сбере». Спрос в основном идет от инвесторов, которые предпочитают хранить часть сбережений в валюте, и туристов — он меньше привязан к текущему курсу. При этом в банке отмечают точечный спрос именно на «синие» доллары из новой серии
Спрос на покупку и продажу наличного доллара стал ближе к равновесию, чем раньше, рассказал журналистам старший управляющий директор департамента «Занять и сберегать» Сбербанка Сергей Широков. «Спрос на наличный доллар есть, причем двусторонний — и на продажу, и на покупку. Бывали периоды, когда возникал сильный перекос либо в покупку, либо в продажу, сейчас соотношение находится примерно на уровне 60 на 40 и колеблется в обе стороны», — говорит он. По словам Широкова, доллар не покупают ажиотажно: его берут инвесторы и туристы, которые предпочитают хранить часть сбережений в валюте или готовятся к поездкам. «Их спрос более стабильный и в меньшей степени привязан к текущему курсу», — указал он.
Также Широков отметил, что у части людей есть точечный спрос именно на «синие» доллары (нового образца серии NexGen), а «белые» купюры ранних серий их интересуют меньше. Из туристической сферы начали распространяться истории о том, что за рубежом якобы принимают только «синие» доллары, напомнил Широков. «Мы пошли навстречу этому запросу: сейчас у «Сбера» порядка 700 офисов, где представлены именно «синие» доллары. На сайте можно легко посмотреть такие офисы и отфильтровать при поиске. В остальных офисах — как «синие», так и другие купюры, в зависимости от того, что приходит от клиентов-продавцов», — отметил он.
Говоря о валютных депозитах, Широков отметил, что сегодня для «Сбера» они — часть ассортиментной линейки, поскольку «люди хотят диверсифицироваться». Однако, по его словам, в целом сегмент крайне локализован и в большей степени смещен в сторону состоятельных клиентов. «Типичная ситуация, когда в той или иной валюте — дирхамах или юанях — около 80% объема формируется парой десятков клиентов, при том что продукт доступен массово», — привел пример Широков. По мнению главы департамента «Занять и сберегать», даже при отсутствии действующих ограничений соотношение рублевых и валютных вкладов вряд ли вернулось бы к уровню, наблюдавшемуся до 2022 года — тогда доля валютных вкладов по банковскому сектору составляла порядка 20%, а сейчас опустилась до однозначных значений (5–6%). «Восстановиться до уровня около 10% — возможно», — допустил он.
По данным ЦБ, в октябре объем нетто-покупок валюты физлицами на биржевом и внебиржевом рынках существенно вырос, достигнув 158,6 млрд рублей (после 86,6 млрд рублей в сентябре и 84,4 млрд рублей среднемесячных покупок с января по сентябрь). ЦБ объясняет это разовыми факторами — валюту покупал «ограниченный круг физлиц», который направил их на валютные депозиты. Суммарные нетто-покупки иностранной валюты физлицами с начала года составили 918 млрд рублей — примерно на 14% меньше, чем за тот же период годом ранее (1,062 трлн рублей).
