Какое решение по ставке примет ЦБ на последнем заседании в 2025 году

Какое решение примут
На последние в 2026 году заседании по ключевой ставке 19 декабря совет директоров Банка России понизит ключевую ставку с текущих 16,5% пятый раз подряд, уверены опрошенные Forbes экономисты. При этом большинство экспертов считает, что вероятность снижения ставки на 0,5 п.п. и на 1 п.п. примерно одинакова. У большей части опрошенных Forbes аналитиков (8 из 13) в базовом прогнозе — более консервативный шаг регулятора, то есть снижение «ключа» до 16 п.п.
Исходя из текущих темпов роста цен инфляция по итогам года будет меньше нижней границы прогноза Банка России (6,5%), указывает сотрудник научно-учебной лаборатории макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ Григорий Жирнов. Параллельно с этим постепенно охлаждается рынок труда — темпы роста зарплат в августе-сентябре были на 2,5 п.п. ниже, чем в мае-июле, а индекс рынка труда hh (отношение активных резюме к активным вакансиям) достиг максимума с 2019 года, что говорит о переходе к высокому уровню конкуренции за рабочие места. Еще один дезинфляционный фактор — крепкий рубль. Однако пойти на более решительное снижение ЦБ, скорее всего, не решится из-за опасений насчет реакции инфляционных ожиданий населений и бизнеса на повышение НДС с января 2026 года. Банк России в своем решении будет исходить из того, что эффект от повышения НДС еще не отыгран в ценах, согласна главный экономист «Т-Инвестиций» Софья Донец.
«Регулятор продолжает акцентировать внимание на множестве разовых и временных факторов, поэтому излишне радоваться складывающейся траектории по инфляции не стоит, а сохранять жесткость — стоит, особенно в свете предстоящего роста налогов», — обращает внимание глава аналитического департамента «Цифра брокер» Наталия Пырьева, которая также прогнозирует снижение на 0,5 п.п.
В пользу снижения ставки, помимо инфляционной динамики, динамики на рынке труда и укрепления рубля, говорит замедление внутреннего спроса и данные Минфина по исполнению бюджета, которые подтверждают плановое сокращение расходов в октябре-ноябре в абсолютном выражении, указывает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. Но главным поводом для осторожности регулятора могут стать «разовые проинфляционные факторы» со стороны предложения, связанные с изменением методики оценки утильсбора и повышением НДС. Снижение до 16% стало бы разумным компромиссом в условиях, с одной стороны, замедления инфляции быстрее прогнозов и снижения «перегрева», а с другой — большого количества проинфляционных рисков и высоких инфляционных ожиданий, считает эксперт.
Впрочем, ряд опрошенных Forbes экономистов считают весьма вероятным и более существенное снижение, а некоторые ждут такого шага от регулятора и в своих базовых прогнозах. К концу декабря инфляция может упасть до 5,5-6% против прогноза ЦБ 6,5-7%, более быстрое замедление инфляции, в том числе базовой (без учета волатильных компонентов), позволяет Банку России снизить ключевую ставку на 100 б.п., считает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Месячный прирост цен с исключением сезонности в пересчете на год, на который ЦБ внимательно смотрит при принятии решений по ставке, в ноябре снизился до 2,2% после 7% в октябре и 6,6% в сентябре. В то же время, ЦБ сохранит жесткую риторику и нейтральный сигнал, чтобы не допустить преждевременного сильного смягчения денежно-кредитных условий, ожидает Васильев.
По итогам IV квартала инфляция складывается вблизи целевых 4%, сильно уступая даже нижней границе прогноза ЦБ — с учетом крепости рубля это позволит снизить ставку до 15,5 п.п. без каких-то значимых угроз для динамики инфляции в 2026 году, пишет директор по инвестициям «Астра УА» Дмитрий Полевой. Пауза на этом фоне маловероятна, а снижение до 16% «было бы удовлетворительным, но чрезмерно консервативным вариантом даже с учетом возможных (временных) эффектов НДС в I квартале 2026 года», считает экономист.
С чем ЦБ подходит к заседанию
В декабрьском бюллетене «О чем говорят тренды» аналитики Банка России констатировали в целом благоприятную картину инфляции на конец 2025 года. «Все устойчивые факторы говорят в пользу дальнейшего замедления годовой инфляции в 2026 году, даже с учетом разовых проинфляционных факторов, связанных с объявленным повышением сборов, налогов и тарифов на ЖКХ», — пишут они. Вместе с тем, в сентябре-ноябре динамика большинства показателей устойчивой инфляции (очищенной от случайных колебаний цен) сложилась выше целевых 4%. О том, чтобы не спешить с выводами насчет окончания высокой инфляции, по мнению ЦБ, говорят и инфляционные ожидания населения и бизнеса. Инфляционные ожидания населения на ближайший год резко выросли — с 12,6% до 13,3%. Ценовые ожидания бизнеса (по росту цен на продукцию в ближайшие три месяца) выросли до максимума начала года.
Один из основных проинфляционных факторов в последние годы — дефицит на рынке труда, и он, по данным ЦБ, постепенно уменьшается, хотя обеспеченность компаний работниками все еще очень низкая по сравнению с временами до 2022 года. Безработица сохраняется вблизи исторических минимумов (2,2% в октябре). Планы компаний по найму персонала на следующий год, тем не менее, стали скромнее, а рост зарплат замедляется. Несмотря на ускорение кредитования из-за снижения ставки, вклад в увеличение спроса от этого небольшой, и в большинстве регионов рост потребления замедляется — россияне по-прежнему больше предпочитают сберегать.
Из каких вариантов выберут
В пятницу, 19 декабря, ЦБ будет выбирать только между различными шагами снижения — до 16% или до 15,5%, считает Григорий Жирнов. Основным аргументом за то или иное решение будет оценка ЦБ вторичных эффектов от предстоящего повышения НДС. При этом с учетом лагов в эффекте, который решения ЦБ по ставке оказывают на темпы роста цен, текущие решения регулятора будут отражаться на инфляции уже ближе к концу следующего года, отмечает экономист. Так что снижать ставку нужно уже сейчас, чтобы во втором полугодии 2026-го экономика не оказалась в ситуации переохлаждения, предупреждает он. Банк России также будет оценивать вес разовых факторов в замедлении инфляции в последние месяцы, стал ли меньше влиять на инфляцию фактор жесткого рынка труда, добавляет Наталия Пырьева из «Цифра Брокера». У сторонников более осторожного смягчения ставки могут быть аргументы, что рынок труда остается дефицитным, рост экономики в октябре ускорился с 0,9 до 1,6%, а денежная масса быстро растет, отмечает Васильев из Совкомбанка.
На заседании совета директоров ЦБ, скорее всего, будет рассматриваться те же три варианта, что и в октябре: неизменная ставка, снижение на 0,5 и на 1 п.п., ожидает старший управляющий директор, руководитель Центра макроэкономических исследований Сбербанка Александр Исаков. «Перед Банком России на этом заседании стоит две задачи: скорректировать жесткость политики в соответствии с опережающим охлаждением роста цен, но при этом не создать ожиданий избыточно быстрого снижения ставок в последующие кварталы, которые могли смягчить кредитные условия до уровней, не совместимых со стабилизацией инфляции около 4%», — объясняет он. Снижение ставки на 0,5-1 п.п. позволяет сохранить баланс между этими целями, считает экономист.
