Бизнес рассказал о сложностях с условиями погашения банковских долгов

Бизнесу создали условия
Подавляющее большинство российских компаний в 2025 году испытывало те или иные проблемы с выполнением ковенантов — дополнительных условий кредитного договора, при несоблюдении которых банк вправе потребовать досрочного погашения кредита, следует из результатов опроса компании «Актион Финансы» (входит в группу «Актион»), с которыми ознакомился Forbes. Большая часть опрошенного бизнеса считает, что условия банковских ковенантов в 2025 году ужесточились, а в 2026-м станут еще жестче. Опрос был проведен среди финансовых директоров и главных бухгалтеров более 500 компаний, у двух третей из которых годовой оборот превышает 1 млрд рублей.
Среди респондентов 41% отметили, что банковские ковенанты стали в 2025 году более жесткими, еще 23% указали, что они ужесточились, но не критично. Несмотря на это, 57% компаний в прошлом году не сталкивались с риском или фактами нарушения ковенантов. Всем остальным примерно в равных долях пришлось столкнуться с двумя основными опциями: банк либо ужесточал условия кредитования — повышал ставки, требовал дополнительного обеспечения, либо кредитная организация предоставляла отсрочку, но за дополнительную комиссию. Случаи, когда кредитная линия для компании блокировалась без предупреждения, были минимальны, об этом рассказали всего 3% опрошенных.
Кроме того, банки не стремились увеличивать штрафы за несоблюдение ковенантов — с такими шагами столкнулись лишь 25% опрошенных, и для подавляющего большинства из них штрафы выросли лишь в пределах 5%. Банки не ужесточают санкции, потому что им важно сохранить заемщика платежеспособным и не плодить дефолты, но ужесточают ковенанты, потому что это дает ранние сигналы риска и право вмешаться до того, как проблема станет необратимой, объясняет эксперт «Актион Финансы» Марина Назарова.
Лишь у 19% участников опроса в прошлом году не возникало никаких сложностей в соблюдении ковенантов. В то же время почти для половины компаний было сложно удерживать на заданном банком уровне соотношение чистого долга к EBITDA, а больше трети бизнесов столкнулись со сложностями в задаче не снижать выручку по сравнению с аналогичными периодами предыдущего года. Также бизнес указывает на сложности в соблюдении заданного банком уровня рентабельности, удержании коэффициента обслуживания долга на заданном банком уровне, соблюдении соотношения заемных и собственных средств и выполнении требований по минимальной выручке.
Чуть больше половины опрошенных считают, что в 2026-м следует ждать от банков ужесточения условий — причем как более жестких пороговых коэффициентов, так и введения новых ковенантов, а также роста стоимости штрафов и получения отсрочки и увеличения частоты отчетности.
У каждого свои проблемы
Ситуация с удержанием тех или иных ковенантов отличалась в зависимости от отраслей. Например, в стройке и логистике сложнее всего было удержать выручку — там сильнее просел спрос и изменился профиль заказов, отмечает Марина Назарова. В строительстве на фоне высоких цен и дорогой ипотеки снизился темп продаж и ухудшилась конверсия спроса в сделки, а у логистических компаний сокращалось число заказов и перераспределялись грузопотоки, из-за чего часть компаний теряли привычные маршруты и клиентов и хуже загружали мощности. Перевозчикам приходилось расширять скидки и в отдельных случаях поддерживать лишь минимальную маржу ради сохранения объема.
Компаниям из оптово-розничной сферы, в свою очередь, сложнее всех было поддерживать обороты по счету в банке, продолжает Назарова. Одна из причин — смещение платежей по каналам: больше расчетов через маркетплейсы и агрегаторы, взаимозачеты и т.д. Денежный поток стал проходить иначе, чем в классической модели «поставщик — счет — оплата», и обороты по конкретному счету могли снижаться даже при стабильной выручке. Кроме того, в сегменте B2B оказывали давление удлинение расчетов и кассовые разрывы: покупатели платили позже, поставщики чаще требовали предоплату, росла потребность в оборотном капитале, а финансовый цикл замедлялся. В то же время оптово-розничным компаниям и предприятиям пищевого производства было проще других поддерживать заданный банком уровень рентабельности, отмечает Назарова. Дело в том, что в торговле проще оперативно перенастраивать цены и ассортимент, потому что финансовый цикл короче и решения быстрее отражаются в марже, а в пищевой отрасли дополнительно помогает более предсказуемый спрос.
Бизнесу в целом сложнее выполнять ковенанты из-за ухудшения финансовых результатов, которые, как отмечал ЦБ, снижаются на фоне замедления экономической активности в стране, высокой инфляции и ключевой ставки, а также негативной конъюнктуры на мировых рынках сырья. За десять месяцев 2025 года (последние данные Росстата) сальдированный финансовый результат российских компаний снизился по сравнению с тем же периодом 2024 года на 10%, до 21,6 трлн рублей. Почти 22% организаций убыточны, однако в кризисные периоды прошлых лет показатель, как отмечает Банк России, был существенно выше — около 40-50%.
Заметный рост убыточности наблюдается, в частности, в угольной промышленности (там агрегированные финансовые показатели достигли критических значений на фоне системного кризиса в отрасли), а также у нефтегазовых компаний и металлургов. Из 89 крупнейших компаний у 17 на конец первого полугодия 2025-го показатель ICR (отражает отношение EBITDA к процентным расходам) оказался меньше единицы, что говорит об их неспособности обслуживать долг. Доля долга таких компаний в общем объеме обязательств — всего 8%, однако 67% приходится на компании с ICR от одного до трех, что тоже ниже оптимальных значений. Однако, по мнению ЦБ, компании имеют запас прочности и смогут сохранить финансовую устойчивость даже при сокращении EBITDA на 20%. На фоне крупных компаний уязвимым выглядит положение малого и среднего бизнеса (МСП). Примерно каждая десятая компания из сегмента МСП с октября 2024-го в течение года выходила в дефолт. В таких условиях ЦБ рекомендовал банкам одобрять заявки на реструктуризацию корпоративных кредитов, если компания предоставляет реалистичный план восстановления платежеспособности.
Почему ковенанты становятся жестче
Согласно данным Банка России, просроченная задолженность нефинансовых организаций в 2025 году в среднем составляет около 3% и не имеет существенной тенденции к росту, однако доля проблемных кредитов (ссуды 4-й и 5-й категорий качества, рискованные реструктуризации, а также иные проблемные кредиты) составила 11,4% по итогам девяти месяцев 2025 года против 10,9% за аналогичный период 2024 года, обращает внимание управляющий директор рейтингов финансовых институтов рейтинговой службы НРА Константин Бородулин. На фоне высоких процентных ставок и ухудшения ситуации в ряде отраслей изменения риск-политик вполне ожидаемы — опасаясь снижения качества заемщиков и роста проблемной задолженности, банки минимизируют потенциальные потери за счет ужесточения ковенантов, объясняет он.
Помимо оценки кредитного качества заемщиков через ковенанты, банки стремятся обязать компании осуществлять расчетно-кассовое обслуживание (РКО) через свои каналы, тем самым увеличивая комиссионный доход, отмечает Бородулин. Учитывая, что процентный доход остается ключевой составляющей прибыли банков, вряд ли стоит ожидать чрезмерного ужесточения условий или введения дополнительных штрафов и ограничений, считает он.
«Действующие параметры ковенантов ориентированы на поддержание финансовой устойчивости заемщика и в целом соответствуют профилю качественного корпоративного клиента. Существенных изменений в этом подходе не предполагается», — говорит зампредправления СДМ-Банка по клиентской работе Вячеслав Андрюшкин. По его словам, подход банка к установлению ковенантов изначально «строился на консервативных принципах», поэтому ужесточений не проводилось в 2025 году и не планируется в 2026-м.
На рынке в целом ужесточение ковенантов может быть связано с тем, что отдельные банки ранее допускали более широкий диапазон значений — например, по соотношению долга к EBITDA или по доле собственного капитала в активах, рассуждает Андрюшкин. Сейчас стремление повысить качество кредитного портфеля может приводить к пересмотру таких параметров.
По словам зампреда СДМ-Банка, в 2025 году случаи несоблюдения корпоративными заемщиками отдельных ковенантов в той или иной степени наблюдались по всему банковскому сектору. «Бизнес подвержен колебаниям, связанным с сезонностью, неравномерностью поступления выручки и изменением структуры расходов. Это может временно отражаться на отдельных финансовых показателях», — говорит он. По словам Андрюшкина, чаще всего сложности возникают при выполнении ковенантов, связанных с объемом поступления выручки на расчетные счета, а также с показателями прибыльности. «Снижение маржинальности, временные сбои в выручке или рост долговой нагрузки (в том числе из-за привлечения более дорогого финансирования) могут приводить к ухудшению финансовых коэффициентов. Как следствие, это приводит к повышенному вниманию со стороны банка», — констатирует он. Если риски системные, то банк обязан принять меры по защите своих интересов, включая изменение параметров кредитования или пересмотр лимитов. Если же речь идет о сезонных или разовых факторах, как правило, банк идет на изменение графика погашения, увеличение срока кредита и т.д.
Крупнейшие игроки на рынке корпоративного кредитования не ответили на запросы Forbes.
