Картина мастерской Рафаэля – оригинал или копия?

Forbes Agenda Forbes Contributor
Работы Рафаэля считались абсолютным эталоном как среди художников его мастерской, так и за ее пределами. Часто образцами для работы над картиной служили подготовительные рисунки или моделло великого урбинца. Где именно находился весь художественный арсенал главного художника Святого Престола, на который не прочь были взглянуть конкуренты, неизвестно. Вероятно, в Палаццо Каприни неподалеку от Ватикана

При всей занятости Рафаэль успевал иллюстрировать идеи, делая наброски, которые воплощали в красках – и не один раз – его ученики. Любимые из них, Джанфранческо Пенни и Джулио Романо, согласно последней воле мэтра унаследовали имущество мастерской и весь художественный капитал. Именно они были допущены к созданию финального моделло. Изготавливался картон в размер будущего произведения, который переводили на доску или стену различными способами: лист прокалывали и переводили рисунок с помощью тампона с углем, либо контуры рисунка продавливали на поверхности влажной штукатурки. Важно подчеркнуть, что на стадии подготовки моделло часто работал сам Урбинец. Он намечал ключевые детали композиции и затем передавал помощникам. Многие картины римского периода были созданы совместно Рафаэлем и помощниками, что и по сей день является причиной спора специалистов: чего больше в картине — Рафаэля или ученика и какого именно. Подобная дискуссия остается на уровне научной теории для музеев, но часто особенно актуальна для аукционных домов и коллекционеров, т.к. процентное соотношение вклада Рафаэля, безусловно, влияет на стоимость произведения. Это касается в первую очередь алтарных картин, композицию которых разработал Рафаэль. Он обогатил иконографию образа Мадонны с младенцем и Святого Семейства и от заказчиков не было отбоя. Один из них, знатный флорентиец, живший в Риме, Биндо Альтовити, для которого Рафаэль придумал «Мадонну дель Импанната» (Мадонну с окном). Для синьора Лионелло да Карпи — «Мадонну Божественной Любви». Для родовитого семейства Колонна образ «Иоанна Крестителя в пустыне».

В 1518-1520 годы помощники завершали начатое Рафаэлем. Подобные произведения можно увидеть на выставке «Линия Рафаэля. 1520-2020» и отметить многообразие и тонкости атрибуции: «Рафаэль и мастерская», «Рафаэль, приписывается» или «Рафаэль, копия». Примером служит загадочная и уже легендарная «Тагильская Мадонна» из собрания Нижнетагильского музея изобразительных искусств, когда-то принадлежавшая горнозаводчикам и меценатам Демидовым.