К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

 

Встреча с налоговым инспектором в Instagram: как избежать нежелательных последствий

Фото Getty Images
Фискальные органы во всем мире стремительно осваивают цифровое пространство. Как должен вести себя налогоплательщик в этих условиях? Несколько советов руководителя дирекции ВТБ Family Office Private Banking Натальи Бирюковой

В цифровую эпоху рабочие отношения, покупки и развлечения переместились в виртуальную среду. Эта тенденция не осталась без внимания налоговых органов – фискальные службы разных стран быстро реагируют на технологические изменения и охотно перенимают опыт друг друга для налогового контроля и выявления незадекларированных доходов. В результате социальные сети перестают быть исключительно пространством для самовыражения, а становятся ценным источником информации о благосостоянии семьи.  

Инспекторы Ее Величества отправились в Facebook

Одними из первых изучать соцсети налогоплательщиков стали в Великобритании. Для этого HMRC (Her Majesty's Revenue and Customs – Управление по налоговым и таможенным сборам. – Forbes Agenda) Великобритании потратило несколько лет и около 100 млн фунтов стерлингов на создание системы Connect.

Эта программа сопоставляет доходы, заявленные в налоговой декларации, с данными из всех доступных источников. В том числе она анализирует операции по счетам в банках и платежных системах страны; сведения, полученные от зарубежных финансовых организаций в рамках автоматического обмена; данные с сайтов недвижимости, маркетплейсов, интернет-магазинов, таких как Amazon, eBay; информацию из публичных аккаунтов в Facebook, Instagram, Twitter...

 

Если в прошлом к проверкам HMRC в основном приводили жалобы недовольных сотрудников, конкурентов или бывших супругов, то сегодня в 90% случаев мероприятия налогового контроля в Великобритании инициируются именно на основании заключений Connect.

Налоговые службы США, Бельгии, Канады и Австралии также анализируют соцсети и другие открытые источники для выявления незадекларированных доходов. Образ налогоплательщика и его семьи во многом формируется виртуальным пространством.

CRS: рука налоговиков на вашем пульсе

Российские налоговые органы также следуют тренду. В начале 2021 года министр финансов России Антон Силуанов утвердил план развития налоговой службы страны. Этот документ предполагает внедрение множества цифровых инструментов, которые предполагается использовать для контроля доходов.

Налоговые органы проявляют все более пристальный интерес к доходам россиян. В большинстве случаев инспекторы просят пояснить, почему в декларации не были отражены доход по зарубежному счету или прибыль от контролируемых иностранных компаний. Приводит к этому, как правило, сопоставление налоговой отчетности и данных, полученных по результатам CRS (Common Reporting Standard – система международного автоматического обмена информацией между налоговыми службами. – Forbes Agenda).

Нам известны прецеденты, когда налоговые проверки запускались на основе изучения аккаунтов в Instagram. Например, если аккаунт использовался для продвижения услуг, доходы от которых не декларировались. 

Среди новых цифровых инструментов, которые могут использоваться для налогового контроля россиян, можно назвать сервис «Мои чеки онлайн», где сохраняются чеки от покупок, оплаченных банковской картой. Логично предположить, что с его помощью налоговые органы могут контролировать расходы физлиц. В 2020 году был принят закон о создании единого федерального информационного регистра со сведениями о населении РФ, оператором проекта будет налоговая служба. Вероятно, этот регистр будет использоваться для системного сбора информации.

У честности нет альтернативы  

С учетом значительного расширения арсенала налогового контроля, оптимальная стратегия для налогоплательщика — честность: полноценное и корректное декларирование доходов.

Кроме того, следует ответственно подходить к хранению подтверждающих документов. В «цифру» переходит не только налоговый контроль, но и работа с отчетностью. Так, в 2021 году на рынке появились онлайн-сервисы, упрощающие получение имущественного и инвестиционного вычетов. Чтобы заявить их, теперь не нужно формировать декларацию 3-НДФЛ и подавать в налоговую подтверждающие документы.

ВТБ одним из первых предложил клиентам возможность онлайн-заявления на вычет из мобильного приложения «ВТБ Онлайн». Клиентам, получающим доходы, которые подлежат декларированию, или желающим заявить иные вычеты, Family Office ВТБ Private Banking готов оказать помощь в формировании 3-НДФЛ.

Самый распространенный тип доходов, который необходимо отразить в налоговой декларации физлица — дивиденды от акций зарубежных эмитентов. Как правило, российские площадки не выступают налоговыми агентами по дивидендам от иностранных акций, и, следовательно, ответственность за уплату налога лежит на самом налогоплательщике. Налоговая декларация позволяет не только отразить доход, но и уменьшить сумму НДФЛ на сумму налога, удержанного за рубежом: например, принять к зачету 10% американского подоходного налога и доплатить 3% или 5% российского НДФЛ.

Специально для таких ситуаций ВТБ совместно с компанией  «Налогия» разрабатывает продукт «Декларация частного инвестора», который будет анонсирован в начале декларационной кампании 2022  года.

ВТБ учел опыт пандемии и перевел в онлайн-формат весь процесс подготовки декларации, начиная с запроса документов и заканчивая подачей в налоговый орган. Запросить у банка документы, необходимые для формирования 3-НДФЛ, можно в личном кабинете брокера ВТБ. Загрузка документов и мониторинг подготовки декларации происходят в мобильном приложении, а отправка осуществляется по защищенным каналам связи на основании цифровой подписи. При необходимости получить консультацию можно по любому удобному каналу: по телефону, e-mail или с помощью онлайн-чата. Все это позволит быстро и удобно исполнить обязанность по подаче декларации без визита в налоговый орган.

* Информационная поддержка

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+