К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Эко-невидаль


Александр Коновалов создал семейную экоферму «Коновалово».

Александр Коновалов в резиновых сапогах, болотных штанах, теплой куртке и с банкой парного молока выглядит настоящим европейским фермером. В сочетании со здоровым румянцем и белозубой улыбкой — это уже готовая рекламная кампания по продвижению деревенских продуктов и счастливой жизни в деревне.

Чем Коновалов, собственно, и занимается. В недавнем прошлом партнер Владимира Довганя, президент и совладелец компании «Эдельстар», год назад он открыл ферму «Коновалово», вложив в новый бизнес 28 млн рублей. И как только ферма заработала по полной, управление компанией «Эдельстар» оставил, чтобы посвятить себя фермерскому бизнесу.

Началось все с того, что у Коновалова родилась внучка. Счастливый дед решил, что Соня должна питаться только здоровой едой. Александр поездил по колхозам, изучил ассортимент и понял, что везде в молочные продукты добавляют химию, да к тому же и молоко некачественное. И есть только один способ давать девочке натуральное молоко — завести своих коров. Но одной семье столько молока не нужно, поэтому оставшуюся часть можно продавать, тем более что опыт в бизнесе и торговле у Ковалева был большой. Так всего за девять месяцев выросли хлев и несколько деревянных домов, цех для производства, кафе, стеклянная теплица, какие часто встречаются на приусадебных участках (этим летом собрали 16 ведер помидоров и 15 ведер огурцов), семейная часовня, появился пруд с рыбой, сад и даже пасека.

 

Теперь Коновалов с гордостью обходит свое хозяйство — 4 га земли, где живут козы, овцы, коровы, куры, гуси и кролики. Есть даже маленький пони — на нем летом будут катать детей.

С животными проблем немного, а вот работников на ферму пришлось искать долго. «Наши не хотят работать, — рассказывает Коновалов. — Для местных чем меньше дел, тем лучше. Деградация полная вокруг. Своих сотрудников я привез из Тольятти, мои люди не пьют, трепетно относятся к животным, я им доверяю». Впрочем, людей нужно мало: Коновалов строил прежде всего семейный бизнес. Старшие дети постоянно заняты на ферме, дочка занимается маркетингом и сайтом, принимает заказы по интернету, жена готовит для фермерской кухни: делает котлеты, холодец. Мужья дочерей развозят продукцию. Когда летом картошку копали, тоже все собрались. «Да и сам я порой берусь за косу, когда рук не хватает, — признается бизнесмен. — А еще на тракторе могу ездить, уже работал не раз, навоз привозил».

 

«Если заниматься фермерством, — рассуждает Коновалов, — надо знать от и до, как сажать рассаду, как копать картошку, как ухаживать за животными». Сам Коновалов всему этому как раз учится.

«Мы скот содержим в человеческих условиях», — с гордостью говорит фермер. И ведет нас убедиться в этом: в хлеву перед каждой коровой висит телевизионный экран, где показывают фильмы с красивыми альпийскими пейзажами, с бабочками и зеленой травой, саундтрек — спокойная инструментальная музыка. Диски с музыкой, отобранной для коров, Коновалов купил в Швейцарии, в специализированном магазине для фермеров.

«Говорят, удои молока повышаются на 10%, — объясняет такую роскошь Коновалов, — я увидел это на одной голландской ферме».

 

В коровнике также лежат специальные маты для коров, работает отопление, чтобы животные не мерзли зимой, хлев тщательно моют несколько раз день. Козы — соседки коров по хлеву, но днем они пасутся в небольшом загоне на воздухе. Заходя туда, Коновалов предварительно срывает несколько горстей рябины с дерева. И животные, хоть и явно сытые, тут же окружают хозяина и начинают дружно жевать. «Все козы обычно — Кати, а козел — или Степан, или Макар, — улыбается Коновалов. — А какое у них молоко! Выпил с утра козьего молока — и столько сил на весь день!»

Процесс производства контролируется так же тщательно, как и содержание животных. Например, творог делают по старинному, 300-летнему рецепту. По словам фермера, крупные предприниматели в трубу вылетят, если будут делать такое, а здесь — индивидуальное производство, под заказ. Нашли рецепт благодаря родственникам в Тамбовской области, один из них у знакомой бабы Нюси попросил рецепт творога. Она удивлялась еще: «Ой, сынок, вряд ли ты будешь делать». Но рецепт пригодился и теперь очень востребован.

Коновалов на ферме восстанавливает старинные рецепты и активно ратует за экологическую чистоту всех своих продуктов.

«Парное молоко, которое мы даем моей внучке, пьем сами и продаем, — абсолютно чистое, — уверяет бизнесмен и называет «Коновалово» экофермой. — Я про этих коров все знаю. Наши коровы пьют воду только из местной скважины с ионами серебра. Сосед Данила заготавливает сено на корм из нашей же травы».

Вот уже почти год, как Коновалов с семьей едят только натуральные продукты. Эффект, по его словам, колоссальный: «Все говорят, что помолодел».

 

«Сейчас у нас на столе практически все свое, — говорит фермер. — Мы покупаем немного — соль, сахар, крупы. Остальное — свежее, домашнее (молочные и мясные продукты, мед, хлеб из печи, овощи, фрукты и дары леса) — и для себя, и для наших клиентов. Если что-то случится, мы можем тут спокойно прожить, на полном обеспечении».

У фермы около ста постоянных клиентов, большая часть которых узнала про «Коновалово» по сарафанному радио, без рекламы.

Ферма и натуральные продукты приносят 40% доходов, а 60% идут от экотуризма. На территории «Коновалово» стоит семейный отель на 16 человек (сейчас строится еще один домик), а также кафе, баня, спортплощадка. Туристы могут рыбачить, ходить за ягодами-грибами. Кроме того, по словам Коновалова, тут могут исполнить и разные прихоти. Например, вспоминает, как приезжала женщина, просила сделать ей молочную ванну, сказав, что это была мечта всей ее жизни. Ванну приготовили, наполнив ее свежим молоком с морской солью.

Да и в принципе любые деревенские радости доступны. Переночевать на сеновале — запросто, подоить корову, покататься на пони или поесть домашней клубники — пожалуйста. «К нам приезжают те, у кого есть все, — говорит Коновалов, — те, кто хочет тишины, чистоты и натуральных продуктов. Я их понимаю, я сам готов платить за это любые деньги».

 

Ферма и содержание 

Борис Акимов, совладелец и один из создателей фермерского проекта «Лавка»:

«Фермеры в России делятся на три категории. Первые — это те, что пережили советскую деревню, не растворились, не спились, не уехали в город и стали расширяться. Я бы их назвал кулаками, у них крепкие хозяйства. Раньше их было процентов 90, сейчас осталось около 40%. Главный их минус — мировоззрение: они всего боятся и каждого подозревают в том, что их обманут. Их можно понять — слишком часто у них все отнимали. Но это, к сожалению, не близко философии «Лавки»: мы всех призываем к полной прозрачности производства.

Вторая категория — бывшие горожане, которые уехали в деревню. Их оказалось очень много. Они уезжали еще в 1990-е годы, в конце 1990-х. За это время они успели обустроиться, встать на ноги. Они самые современные из фермеров, хотят развиваться.

 

Третья категория — бизнесмены, которые ушли в сельское хозяйство и сразу вложили много денег. Александр Бродовский — один из лучших примеров искренней заинтересованности и полной прозрачности. Но многие вкладывают деньги просто так, тем самым развращая село, лишая деревенских жителей мотивации.

Фермерство в России существовало и раньше, и если бы не коллективизация, у нас все было бы неплохо. Тогда было очень много крепких хозяйств, некоторые принадлежали известным промышленникам — Мамонтову, Морозову. Россия кормила всю Европу. Надеюсь, еще не поздно это вернуть».

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости