К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

«Подписывалась мужским псевдонимом»: каково быть основательницей IT-стартапа

«Подписывалась мужским псевдонимом»: каково быть основательницей IT-стартапа
Пять женщин, развивающих бизнесы в сфере IT, рассказывают о карьере и родительстве, недоверии и сомнительных комплиментах, опасностях и источниках поддержки

Согласно исследованию Women in Tech и IT-компании «Крок», 56% женщин, работающих в сфере IT, хотя бы раз сталкивались с предубеждением, что технологиями должны заниматься исключительно мужчины. Рассказываем о предпринимательницах, которые на своем опыте доказывают обратное. Все они резиденты Иннополиса — иннограда и особой экономической зоны (приоритетное направление развития — информационные технологии) на территории Татарстана. 2021 год объявлен в Иннополисе годом женщины.

Анна Мещерякова, соосновательница и CEO медтех-стартапа «Третье Мнение»

Анна Мещерякова, соосновательница и CEO медтех-стартапа «Третье Мнение»

На счету Анны Мещеряковой — бренд веганских продуктов питания Sooperfoods, а сейчас она занимается развитием медтех-стартапа «Третье Мнение».

Алгоритмы проекта анализируют медицинские изображения и выявляют признаки патологий в мазках костного мозга, снимках глазного дна, рентгенограммах и КТ грудной клетки. А системы видеоаналитики, исследуя кадры с камер видеонаблюдения, позволяют оценить нагрузку на медицинский персонал, контролировать соблюдение протоколов ухода и риск возникновения критических событий. В 2020 году компания разработала систему маршрутизации пациентов с подозрением на COVID-19.

Стоимость лицензии на разрабатываемые продукты, по словам Мещеряковой, колеблется от 150 000 до 1,5 млн рублей. Стартап участвует в эксперименте Департамента здравоохранения Москвы по внедрению инновационных технологий и претендует на гранты общим объемом в 127,3 млн рублей. В июне 2020 года 12,5% в уставном капитале стартапа приобрела компания «Медси».

При запуске проекта Анна Мещерякова столкнулась с недоверием врачей к новым технологиям, поэтому она с коллегами разработала образовательную онлайн-платформу по информированию медицинского персонала — запуск назначен на 2021 год. Трудности также были связаны с гендерными предубеждениями: «Примерно два года назад была встреча с группой инвесторов в дорогом ресторане. В конце собеседник разоткровенничался: «Вы такая интересная, я раньше думал, что девушки могут только салонами красоты управлять».

«Не думайте, что за каждой вашей удачей последует еще одна — будут и движения вниз», — говорит Мещерякова. Она предлагает искать опору в сотрудниках: «Не концентрируйтесь исключительно на идее — стройте яркую, динамичную и устойчивую команду, которая восполнит пробелы в ваших знаниях и умениях. У женщин обычно это хорошо получается».

Еда, жилье, антисептики: как бизнес помогает врачам, которые борются с коронавирусом

Регина Цыганкова, CEO ЦОК НТИ, «Робософта»

Регина Цыганкова, CEO ЦОК НТИ, «Робософта»

До того, как запустить собственный бизнес, Регина Цыганкова получила большой опыт в найме — успела поработать на топ-должностях в «Центре образовательных компетенций НТИ», «Робософте» и «НПО «Андроидная техника» (последнее известно как один из создателей робота Федора). Уже там она столкнулась с тем, что женщину, особенно молодую, не все готовы воспринимать всерьез — уважение коллег и подчиненных приходилось заслуживать усердием и целеустремленностью.

Сейчас Регина параллельно развивает несколько проектов. «Центр образовательных компетенций Национальной Технологический Инициативы» помогает российским вузам получить недостающие компетенции, чтобы приблизить собственные образовательные программы к запросам рынка. «Цифровой сертификат» — образовательная онлайн-платформа с курсами повышения квалификации, работающая в рамках проекта «Кадры для цифровой экономики». Общая выручка по двум проектам в 2020 году составила около 70 млн рублей.

Еще один проект «MetBot 304» отвечает вызовам пандемии: это робот, который позволит обслуживающему персоналу медицинских учреждений дистанционно задавать маршруты дезинфекции помещений. В январе 2021 года в Иннополисе ожидается запуск крупноузловой сборки.

У Цыганковой трое детей, но она никогда не была в декретном отпуске дольше четырех месяцев. Предпринимательница признается, что, работая над несколькими проектами одновременно, особенно трудно соблюдать work-life balance. Однако она нашла радикальное решение: раз в неделю просто отключает телефон и целый день проводит с семьей.

Робот-репетитор и питьевая вода из отходов: главные изобретения 2020 года, сделанные женщинами

Вероника Абрамова, основательница проекта MedGreat

Вероника Абрамова, основательница проекта MedGreat

Вероника Абрамова развивает телемедицинский проект Medgreat.ru — это платформа для проведения телемедицинских консультаций и консилиумов, ведения историй болезни и рейтингования медицинских работников. На сегодняшний день компания получила около 37 млн рублей инвестиций. Ожидаемая прибыль по итогам 2020 года — 200 млн рублей. Сейчас, по данным разработчиков платформы, на ней зарегистрировано 116 000 докторов и почти 5000 клиник, проведено более 40 000 консультаций, оставлено 26 000 отзывов.

Именно возможность оставить отзыв стала препятствием на этапе запуска: доктора боялись клеветы. В качестве полевого эксперимента Вероника Абрамова лично дежурила в коридоре поликлиники и опрашивала пациентов. Мешало и отсутствие законодательной базы — Абрамова говорит, что ее даже вызывали в ФСБ, где ей пришлось объяснять суть проекта.

При этом с гендерными предубеждениями она не сталкивалась. Возможно, потому, что большинство инвесторов, вкладывающихся в IT-стартапы, — прогрессивные люди, которые, как правило, свободны от предрассудков, считает предпринимательница.

По словам Вероники Абрамовой, прокачаться как руководителю ей помогло материнство. Умение брать ответственность за свои решения, думать в том числе за других — навыки, одинаково необходимые и владельцу бизнеса, и родителю.

Врачи без больниц: что происходит с рынком телемедицины в России

Навруза Тулкунова, основательница «Фермополиса»

Навруза Тулкунова, основательница «Фермополиса»

Навруза Тулкунова никогда не мечтала иметь свой бизнес, но всегда замечала возможности усовершенствовать уже существующие продукты. Так было с проектом «Фермополис»: узнав, что за год россияне потратили $736 млн на виртуальные фермы, она придумала, как перенаправить эти деньги на поддержку реальных хозяйств.

Пилотная версия геймифицированного сервиса прямых инвестиций была реализована на базе индюшиной фермы: вкладывая деньги в виртуальных индюшек внутри игрового пространства, игроки в конце концов получили реальный продукт. Всего за время работы «пилота» пользователи инвестировали около 600 000 рублей, что позволило фермерам произвести 3 т мяса. По окончании пилота проект выиграл несколько грантов на общую сумму в 5 млн рублей.

По мнению Тулкуновой, отношение к женщинам меняется — в том числе и в IT. Сама она родилась и выросла в патриархальной республике и за формирование своих взглядов благодарит отца, который всегда поддерживал в ней самостоятельность и свободу принятия решений.

Умные томаты: как издатель игры «Веселый фермер» теперь зарабатывает на открытии реальных ферм

Ирина Шиляева, основательница Lemon Technologies Group

Ирина Шиляева, основательница Lemon Technologies Group

Первый онлайн-проект Ирина Шиляева запустила в 24 года совместно со своим тогдашним мужем. «Я находилась в декретном отпуске, денег не было, а зарабатывать хотелось. Тогда мне пришла идея онлайн-сервиса для поиска людей с помощью обработки баз данных, телефонных и адресных справочников, купленных на радио-рынке (тогда соцсети еще не набрали популярность и основным способом поиска потерянных друзей и родственников была телепередача «Жди меня»)», — вспоминает она. Проект оказался популярным; по словам Шиляевой, однажды о нем даже рассказали по телевизору — с его помощью журналисты смогли разыскать преступника.

Потом было еще несколько небольших веб-проектов, а затем на популярном SEO-форуме Шиляева прочитала о партнерских программах (системах покупки и распределения интернет-трафика). В 2008 году она запустила собственную партнерскую программу Moneysyst. «Это было время мирового финансового кризиса, а мы получали от вебмастеров благодарственные письма: один — студент — заработал на квартиру, другой — человек с инвалидностью — смог купить машину и дачу», — рассказывает Шиляева.

Сейчас она руководит Lemon Technologies Group — компанией, которая разрабатывает платформы для интернет-маркетинга, мобильной и электронной коммерции, а также контентные сервисы мобильных операторов. Проект напрямую сотрудничает с операторами сотовой связи «МТС», «Билайн», «Мегафон», «Теле2».

Ирине Шиляевой приходилось сталкиваться с предубеждением: «Раньше почему-то считалось, что в IT-сфере могут работать только мужчины — особенно это касалось руководителей бизнеса. В течение первых нескольких лет карьеры я скрывала свою личность от партнеров, общаясь дистанционно и подписываясь мужским псевдонимом». Доходило до того, что предпринимательницу преследовали ревнивые жены партнеров — считали, что деловых отношений между мужчиной и женщиной быть не может. И если мысль о том, что женщина руководит компанией, уже мало кого удивляет, то харрасмент как явление никуда не ушел: «Я не люблю посещать конференции, бизнес-тусовки и прочие профессиональные публичные мероприятия, так как много раз сталкивалась с неприличными предложениями. Конкуренты и коллеги меня обсуждают, сплетничают о моей личной жизни. Это неприятно. Я понимаю, что если бы я была мужчиной, этого бы не было», — признается предпринимательница.

Ирина Шиляева считает, что для успеха в бизнесе нужна твердость характера. «Мой подростковый период пришелся на 1990-е годы. Мое поколение, рожденное в СССР, наблюдало, как «новые русские» делали деньги… Это было непростое время, многие были на грани нищеты, но большинство моих ровесников смогло добиться успеха», — вспоминает она и резюмирует: «Легкая жизнь не делает людей сильнее, дух закаляется от трудностей».

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+