К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Пять правил эффективного «управления по-женски»

Пять правил эффективного «управления по-женски»
Быть феей, а не няней, делать комплименты, уметь расставаться и другие советы, как женщине эффективно управлять командой

В свободном доступе есть много статей и тренингов об эффективном управлении командой. Но как применить теорию в жизни, ясно не всегда. Особенно когда коллектив состоит из недоброжелательно настроенных и демотивированных людей. А если вы еще и женщина? Когда я поняла, что советы тренеров либо бесполезны, либо требуют значительной корректировки, то выработала для себя пять правил эффективного «управления по-женски».

Первая команда, доставшаяся мне в управление, только что лишилась признанного лидера и нескольких лучших людей (они не сошлись во взглядах с руководством). Преемник уволенного топ-менеджера продержался неделю. Оставшиеся сотрудники саботировали работу. Справившись с ситуацией, через  полгода я ушла, чтобы начать строить свою команду в другом месте по собственным правилам.

Вы фея! А также гуру, сэнсэй, мать и иногда даже отец
Diomedia

Вы фея! А также гуру, сэнсэй, мать и иногда даже отец

Так воспринимать вас, когда вы придете в коллектив, вряд ли будут сразу. В 95% случаев вас встретят совсем иначе. Готовьтесь к тому, что вы будете раздражать мужчин и вызывать чувство жгучей зависти и неприязни у женщин, особенно если обладаете хорошей внешностью. И времени на то, чтобы они увидели в вас фею, не так уж и много — месяц, максимум полтора. Что нужно, чтобы стать в их глазах именно феей, а не мегерой?

Фея — мудрая, добрая, но немного отстраненная, она особенная. Ее таланты и возможности до конца неизвестны, но очевидно внушительны, поэтому тот пьедестал, на котором она находится, заслужен и не вызывает раздражения — вот образ женщины-руководителя, который позволяет осуществлять мягкое, но твердое руководство.

В зависимости от коллектива нрав феи, конечно, может быть разным, как и манера поведения, но есть несколько вещей, которые она не может себе позволить никогда.

Все эти истории, «как я напилась с подругами на девичнике», «как я закрутила роман с тренером по горным лыжам в Санкт-Морице», «как я ела спейс-кейки в Амстердаме и что со мной потом было в квартале красных фонарей», — о них лучше забыть если вы женщина-руководитель, несмотря на неформальные отношения с некоторыми коллегами.

Вообще, чем меньше вы рассказываете о себе и своей личной жизни, тем лучше. Если в вашей личной жизни и увлечениях есть чем гордиться (вы кандидат в мастера спорта по теннису, сертифицированный тренер по йоге, замужем за кинорежиссером — последнее, кстати,  спорно, но все же скорее тянет на достижение), пусть это становится достоянием общественности дозированно и как бы случайно.

Но в целом, чем больше знают о вашей личной жизни, тем уязвимее и приземленнее ваш образ. Многое зависит от той сферы, в которой вы работаете, но в целом, я считаю, что это общее правило.

Хорошо помню, как одна моя бывшая руководительница (управляющий директор крупного издательства) громко и эмоционально выясняла отношения со своим очень трудным кавалером по телефону, находясь при этом в своем кабинете. Это была в общем-то хорошая женщина и большой профессионал в своем деле, но никто так ее не воспринимал, говоря о ней исключительно как о «старой неврастеничке».

Не стоит заводить романы с подчиненными. Роль женщины в отношениях с точки зрения русского менталитета — подчинение. Становясь подчиненной для одного из ваших подчиненных, вы автоматически теряете авторитет для всех остальных. Даже при идеальном развитии романа вы как начальник в проигрыше, о негативных же сценариях развития романа лучше даже не упоминать. Рискнуть стоит только в одном случае: если вы уверены, что ради этих отношений готовы будете пожертвовать должностью.

И не надо публично флиртовать. Вариант Дэниэла Кливера из «Дневника Бриджит Джонс» или героя Мэла Гибсона из «Чего хотят женщины» хорош только в мужском исполнении. Для вас флирт, а скорее даже не флирт, а редкие вспышки особого внимания возможны только при личном общении. Если соблюдать границы, дозированные порции особого женского внимания очень помогают в некоторых ситуациях.

В любом случае, прежде чем предъявлять высокие требования к подчиненным, посмотрите на себя: как вы выглядите, что говорите, как сидите, в котором часу уходите домой, каковы ваш круг общения и ваши хобби — все это должно быть тщательно обдумано и соответствовать вашему образу.

Помните, что главное чувство, которое должен вызывать у подчиненных начальник, — это личное и профессиональное уважение. А в вашем арсенале изначально нет типичных мужских приемов завоевания коллектива — таких как пригласить всех в бар и угостить виски или подарить сварливой секретарше шоколадку. Нет, вы, конечно, можете подарить шоколадки женщинам и угостить виски мужчин, но стать отличным парнем, любимцем бухгалтерии и лидером команды, которому легко прощают небольшие промахи, не получится.

Вы должны знать и уметь больше, чем любой мужчина на вашей позиции, и, что самое главное, уметь не бравировать этим. Вы фея, а феи скромны, они своими делами и мягкой мудростью заслуживают любовь и авторитет окружающих. А еще у них есть свои «волшебные» приемы. Про них дальше.

Все мужчины — герои, все женщины — принцессы
Diomedia

Все мужчины — герои, все женщины — принцессы

Это правило очень простое: чтобы не раздражать мужчин своим интеллектуальным и субординационным превосходством, давайте им быть правыми, главными и первыми там, где это возможно. Делегируйте участки работы исходя из компетенций: кому-то более мелкие, кому-то более крупные. В любом случае фразы типа «ты нас просто спас» или «хорошо сделать  это можешь только ты» чудесным образом превращают мужчин в героев. Желательно такие слова благодарности не произносить публично и избегать рефренов.

Для того чтобы воодушевлять женщин, нивелировать приступы зависти и эскалацию коридорных сплетен, делайте умные комплименты и позволяйте давать себе советы по темам, не касающимся ваших профессиональных компетенций. Этот простой прием прекрасно работает в любых коллективах. У каждой дамы есть свои любимые темы: кто-то увлекается макраме, кто-то дайвингом, у кого-то шикарные волосы, а у кого-то креативный маникюр. И даже если все остальное в этих «вредных тетках», которые только вчера, сбившись в стаю, перемывали вам кости, вам не симпатично, обратите внимание на их редкие достоинства, позвольте прочитать вам лекцию по глубоководному нырянию или посоветовать специалиста по блондированию, и тогда «чудовища» медленно, но верно начнут превращаться в принцесс. Сеансы комплиментотерапии нужно проводить  индивидуально.

Известно, что в коллективе, как в хорошем ночном клубе, желательно поддерживать гендерный баланс. Большинство исследований показывают, что в коллективах с соотношением мужчин и женщин 50/50 или 60/40 атмосфера более здоровая, что положительно сказывается на рабочем процессе.

Выстроить здоровые отношения в команде и завоевать уважение подчиненных – это только часть задачи, которая стоит перед женщиной-руководителем. Основная задача – сделать так, чтобы прекрасный коллектив оказался высокоэффективной командой профессионалов.

Большие цели, маленькие шаги
Diomedia

Большие цели, маленькие шаги

Очень важно четко объяснять каждому сотруднику, чего именно вы от него хотите в обозримом будущем. Идеально, когда ваши ожидания совпадают с его желаниями, но точку пересечения можно найти всегда. Успех женского управления - в понимании нюансов характера подчиненных.

Большая и объемная цель может показаться сотруднику недостижимой. Разделите ее на этапы и конкретные действия, дайте человеку возможность двигаться маленькими шагами.

Люди за очень редким исключением лучше всего работают в условиях четко очерченного круга задач. С некоторыми сотрудниками вам придется «заигрывать», предлагая им самостоятельно определить цели и шаги, и потом аккуратно подвести их к вашему собственному плану.

Допустим вам нужно сделать классный стенд для автомобильной выставки через два месяца. Есть люди которым вы просто можете написать: «Антон, нам нужен классный стенд для MB на автосалоне, пересылаю бриф», — и забыть об этом, потому что Антон умен, опытен, любит делать стенды, организован, ценит доверие и все сделает сам. Не стоит занижать его уровень профессиональных амбиций, раскладывая задачу по шагам и тем самым выказывая сомнение в его компетенциях.

Однако если Антон в отпуске, вам нужен стенд, а у вас есть только Саша, который не столь умен, опытен, профессионален и, возможно, вообще ни разу не делал стенды, – задачу ему все равно нужно подать в формате «кредит доверия». Но как бы вы его ни окрыляли в духе «если не ты, то никто» и «я верю, у тебя все получится», Саша с большой вероятностью впадет в ступор, элементарно не зная, с чего начать. Если вы просто распишете Саше алгоритм действий и скажете ему, куда идти и что делать, вы все два месяца будете сами заниматься стендом, потратите кучу нервов, а главное, Саша ничему не научится и втайне будет называть вас злобной теткой, которая достала со своими указаниями.

Что делать? Попросите Сашу набросать план работ, как он его себе видит, и скажите, что готовы будете помочь с этапами. Когда увидите план, потратьте полчаса на то, чтобы Саша сам пришел к мыслям, как его корректировать. Задавайте вопросы: "А как ты думаешь? А что если? А другой вариант возможен?"

У Саши будет план, который он составил сам, это внесет ясность в весь процесс и придаст Саше уверенности, что он молодец, - это существенно повышает шансы на успех.

Ну и подключайте Антона в случае необходимости в формате консультанта, к которому Саша всегда может обратиться.

Швейцарские часы в команде
Diomedia

Швейцарские часы в команде

Чем бы вы ни занимались, в какой бы отрасли ни работали, для того, чтобы ваша идеальная команда героев и принцесс работала четко и слаженно, вы должны создать понятные механизмы внутреннего и внешнего взаимодействия. Все бизнес-процессы должны быть строго регламентированы, зафиксированы в виде документов, собраны в удобную и доступную базу. Каждый сотрудник команды должен их знать, действительно понимать и исполнять. Чем более творческая и абстрактная у вас сфера деятельности, тем в большей степени для вас важен четко отлаженный механизм взаимодействия по всем рабочим вопросам. И там, где мужчина-босс стукнет кулаком по столу и пригрозит санкциями, вы аккуратно укажете на установленный регламент и его несоблюдение. Таким образом, вы избавите себя от большого числа конфликтов, а вашим подчиненным будет проще работать, однозначно понимая, как им действовать в каждой конкретной ситуации.

Вы можете быть прекрасным и уважаемым руководителем, можете грамотно поставить цели и прописать все регламенты, но обнаружить, что команда все равно плохо работает. Что делать?

Чаще всего проблема не во всем коллективе – одна «паршивая овца» портит все «стадо». У меня был такой пример, когда мы все выстроили и наладили с хорошей командой дизайнеров, но на пре-прессе сидел человек, которому всегда и все было хронически безразлично, он не любил свою работу, очень хотел, чтобы  все оставили его в покое и дали возможность поиграть в Call of Duty. Но у него при этом было трое детей, которых нужно кормить, довольно крепкие мозги и высокий уровень навыков. Он, кстати, об этом знал, поэтому был абсолютно уверен в своей незаменимости и считал, что как бы он себя ни вел, ему ничего не угрожает. Поскольку он был финальной точкой работ перед передачей макетов в типографию, у нас постоянно были срывы, хотя дизайнеры все сдавали вовремя.

Еще бывают ситуации, когда в коллективе есть скрытый конфликт, формируются две противоборствующие рабочие группы и одна пытается подорвать работу второй. Только регламенты здесь не помогут – нужно «вскрывать конфликт», аккуратно, приватными беседами, и если нет возможности его устранить (например, личная неприязнь, с которой люди просто не могут справиться), нужно расставаться с наименее эффективными участниками конфликта.

Не усатый, не нянь
Diomedia

Не усатый, не нянь

Фея, гуру, сенсей — это да, но няня — нет!  Есть категория людей, которую ни уважение к руководителю, ни стыд, ни страх, ни какие-либо другие хитрые способы мотивации не способны заставить работать не то, что с полной отдачей, а хотя бы на приличном уровне. Они всегда чем-то недовольны, легко находят объяснения своим промахам, обижаются на критику. И даже если вы суперфея, не льстите себе — ваше волшебство здесь бессильно. Лень и непрофессионализм не поддаются корректировке. Увольняйте, хотя иногда это очень тяжело.  Поверьте: потом всегда становится лучше.

Расставаться с людьми нужно уметь. И если грандиозное публичное изгнание лентяя и тунеядца в мужском исполнении еще может сделать мужчине-боссу честь, то женщине оно плюсов не добавит. Попрощаться нужно тоже тет-а-тет, а о причинах расставания объявить остальным сотрудникам в повествовательном ключе.

Все зависит от того, совершил ли сотрудник какие-то неадекватные действия, навредил ли компании или же вы просто считаете его неэффективным сотрудником. В первом случае я общаюсь в присутствии HR-директора, в разговоре с сотрудником говорю о его проступках и объясняю, что мы не можем рисковать и в дальнейшем допустить повторения таких ситуаций, поэтому хотим расстаться. Коллективу обычно известна причина в таких случаях, и никто не удивлен. У меня даже был случай, когда я сказала коллегам, что с сегодняшнего дня одна сотрудница у нас больше не работает, а коллеги предложили вечером это отпраздновать.

Если же сотрудник неэффективный с моей точки зрения, но ничего ужасного не сделал, то я общаюсь приватно, мы разбираем рабочие ситуации, в которых и ему становится очевидна собственная невысокая эффективность. Я мягко говорю о том, что, возможно, коллектив и руководитель или сфера деятельности все же не совсем его, и будет правильнее посмотреть немного в другую сторону. Важно не унижать человека, как бы плох как работник он ни был, особенно если вы увольняете мужчину. Например, один мой бывший «плохой дизайнер» сегодня преуспевает, продавая люксовые автомобили.

Истинным карьеристкам этого, пожалуй, достаточно. Но для себя у меня есть еще одно важное правило.

Соблюдать дозу!
Diomedia

Соблюдать дозу!

Работа как алкоголь: пара бокалов поднимают настроение, пара бутылок превращает принцессу в чудовище.

Работа важна для женщины, она добавляет жизни красок и эмоций, делает ее более насыщенной! Но если вам чуть больше 25, вы должны думать об отдыхе, оставлять себе время для перезагрузки, и, самое главное, оставлять себе время «не быть начальником». Иначе не успеете оглянуться, как не узнаете себя в зеркале, обнаружите себя командующей в любой ситуации, будь то приготовление шашлыка или ремонт вашей машины, мельком начнете ловить нелестные высказывания о собственных шатких нервах, плохом цвете лица и поплывшей фигуре. И поскольку вы женщина, ни друзья, ни дети, ни мужья, ни коллеги вам этого не простят.

Как бы стремительно ни менялся наш мир и роли в нем, женщине для счастья всегда нужно чуть больше, чем мужчине. Поэтому, если вы босс, вам придется быть умнее, хитрее и добрее. Всегда оставаться феей — нелегкий труд, но он того стоит!

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+