К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Женщин обижать не рекомендуется: как француженка мадам Клико научила русских пить хорошие напитки

Фото DR
Фото DR
История покорения российского рынка XIX века французской бизнесвумен и прирожденным маркетологом

С виноделами-женщинами ссориться опасно. Самый наглядный пример — Барба-Николь Клико-Понсарден, первая в плеяде великих вдов из Шампани. Ее знаменитая фраза «Завтра они заплатят» оказалась пророческой — за ущерб, нанесенный когда-то ее бизнесу, обидчики заплатили сполна.

Барба-Николь овдовела в 1805 году, всего в 27 лет оказавшись наследницей масштабного бизнеса, которым, правда, не могла управлять. В те времена предрассудков и невежества женщинам запрещали даже спускаться в винные подвалы, считалось, что после такого визита вино превратится в уксус.

По существовавшим в XIX веке традициям молодой вдове нужно было нанять хваткого управляющего и регулярно получать полагающуюся ей часть прибыли — на платья и чулки. Барба-Николь удивила всех, она презрела все суеверия и стала управлять бизнесом самостоятельно, создав самую известную винную империю с женским именем, — имея активы в банковской деятельности, торговле шерстью и производстве шампанского, она решила сосредоточиться на виноделии. Практически каждый день своей долгой жизни (а мадам Клико дожила до 88 лет) она ежедневно спускалась в подвалы, где зрело драгоценное шампанское, обходила виноградники, лично проверяла все финансовые отчеты, вела переговоры с представителями новых, пока неосвоенных рынков.

 

Каждый день вдова работала над усовершенствованием своего продукта. Одной из первых она поняла важность маркетинга и мерчандайзинга в продаже вина, сменив классическую белую этикетку своего шампанского на ярко-оранжевую — так ее продукт бросался в глаза в ряду прочих бутылок. Кстати, фирменный цвет упаковки ее напитка не изменился до сих пор.

Узнав, что постоянным клиентам не нравится мутный осадок в шампанском, Клико придумала, как от него избавиться. До нее самым эффективным методом было процеживание, правда, осадок исчезал вместе с пузырьками растворенного газа, и драгоценное игристое становилось просто вином. Вдова пригласила в усадьбу плотника и заставила его просверлить в обычном столе дырки. В них она поставила бутылки вверх дном и, поворачивая их под разными углами, добилась того, чтобы муть собралась в горлышке. После чего сильно охлажденное шампанское осторожно открыли, и под давлением газа весь осадок вышел вместе с пробкой. Этот способ называется «ремюаж» и до сих пор используется при производстве игристого вина традиционным методом.

Но все предусмотреть невозможно. Российская армия, в 1812 году разбившая войска Наполеона на своей территории, отправилась с «ответным визитом» во Францию. Путь воинских подразделений пролегал через Шампань, где были разграблены все винные подвалы. Не стали исключением и владения Клико-Понсарден. Из окна своего кабинета она видела, как гусары лихо открывают саблями шампанское и салютуют ей бутылками из ее же подвалов. На вопрос растерянного управляющего: «Что же делать, мадам? Русские солдаты все уничтожат!» — она спокойно ответила: «Сегодня они пьют. Завтра они за все заплатят».

И действительно заплатили, притом цена была весьма высока — следующая партия выпущенного Домом Клико шампанского продавалась в России по рекордно высокой цене — 12 рублей за бутылку. Немалая по тем временам сумма, за эти деньги тогда можно было купить шесть коров. И тем не менее шампанское от Клико, на тот момент известное в России после той импровизированной «массовой дегустации» в побежденной Франции, стало бешено популярным. В 1814 году Клико нарушила континентальное эмбарго, принятое в Европе, и отправила партию в 10 500 бутылок в Санкт-Петербург. Ее шампанское было с восторгом воспринято в России, его воспевали Пушкин, Чехов и Гоголь. И уже в 1825 году по этой цене вдова продала 250 000 бутылок — 90% всего произведенного ее хозяйством вина. Вплоть до революции 1917 года Российская империя оставалась по объему заказов вторым в мире потребителем шампанского.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+