закрыть

Глава KFC в России: «Нельзя дать карьерный совет самому себе»

Раиса Полякова Фото DR
Невозможно оценить себя как профессионала самостоятельно — для развития карьеры необходим наставник, считает Раиса Полякова, генеральный директор KFC в России и СНГ. Сама она с позиции помощника гендиректора выросла до главы российского подразделения международной компании. Свой рецепт карьерного роста она рассказала Forbes Woman

Карьеру Раисы Поляковой вряд ли назовешь шаблонной. Во время учебы в Ленинградском государственном университете она специализировалась на редких языках — изучала урду, фарси, хинди. Получив красный диплом, работала переводчиком и репетитором. В 1997 году она начала карьеру в бизнесе с позиции помощника гендиректора в фармацевтическом подразделении Johnson & Johnson, затем перешла в отдел управления персоналом. В последующие 10 лет она доросла до позиции HR-директора и поработала в LG Electronics и YUM! Brands, владеющей брендом KFC. В YUM! Brands ее карьера сделала вираж — Полякова перешла в другую функцию и стала коммерческим директором компании, а вскоре возглавила ее. Переосмыслить свой путь и наметить новую профессиональную цель ей помог наставник — она признается, что до сих пор благодарна ему за данные советы. Какими карьерными советами может поделиться сама Полякова?

1. Будьте любопытными

Для успешного карьерного старта и дальнейшего роста нужно забыть словосочетание «должностная инструкция». Чем больше новых функций вы осваиваете и получаете новых знаний, тем лучше. Расширяйте кругозор: интересуйтесь тем, что происходит на рынке, изучайте новые тренды и инструменты, просто общайтесь с людьми, приобретайте новые связи. Широкая сеть знаний и контактов за пределами вашей сферы сыграет вам на руку, ведь в современном мире все самое интересное рождается на стыке индустрий и областей знаний.

2. Переступайте через свои страхи и сомнения

Пожалуй, самым трудным в моей карьере оказалось решение присоединиться к KFC. Стать частью компании, которая ставит амбициозную задачу быть брендом №1, — это круто, но до этого было очень далеко: бренд был неизвестен, укомплектованность ресторанов составляла 50%, и никто не хотел идти работать в сферу общественного питания. Нужно было выйти из привычной зоны комфорта, где у тебя репутация профессионала, ты знаешь все, все знают тебя, и заново все доказывать, что ты можешь, ты на своем месте, пусть даже ты никогда не работала раньше в ресторанном бизнесе.

Ситуации, в которых вам не хочется идти на риск, встречаются сплошь и рядом. Например, многие сотрудники боятся говорить с руководителем о повышении и о деньгах. Они надеются, что карьерный рост сложится сам собой или его катализатором станет инициатива извне, от начальства. Это ложные ожидания. Нужно как можно раньше показывать людям, которые принимают решения в компании, что вы хотите большего и готовы делать больше. В ответ на любую просьбу вам либо откажут, либо согласятся. Очень глупо упускать вероятность в 50% получить то, что вы хотите, потому что вы стесняетесь или боитесь попросить. Такая проблема особенно остро стоит среди женщин.

3. Умейте слышать обратную связь

Есть расхожее выражение «обратная связь — это подарок». На самом деле это горькая пилюля, принять которую может далеко не каждый. Как говорил один мой руководитель, честную и прямую обратную связь заслуживают единицы: в 9 из 10 случаев в ответ на конструктивную критику ты получаешь обиду, и лишь один человек обернет ее себе на пользу. Однажды на консультации с известным рекрутером я получила такой фидбэк: вы интересный человек, но опыт и знания у вас фрагментарны, и мы не понимаем, как их можно применить. Я очень долго переживала по этому поводу, пока не воспользовалась этой информацией по прямому назначению: систематизировала свои знания, опыт и образование, четко понимая, в каком направлении двигаюсь. Прошло много лет, но я до сих пор благодарна этому совету.

4. Задавайте глупые вопросы

Большое количество знаний, которые я приобрела, меняя сферу деятельности, пришли в результате задавания самых базовых вопросов. Когда после работы с кадрами я вплотную занялась закупками, то встретилась с линейными сотрудниками-закупщиками и попросила их с нуля мне объяснить, как выстроены все процессы. Не бойтесь выглядеть глупыми: часто простые вопросы ставят в тупик даже профессионалов с многолетним опытом. Они просто ими не задаются, принимая за истину по умолчанию — хотя если в этом вопросе покопаться, можно увидеть пространство для совершенствования.

5. Ищите баланс между работой и личной жизнью

Забота о здоровье, семье, доме является таким же вкладом в вашу успешность, как и работа. Один из наших корпоративных инструментов — диагностика «9 жизней». Мы предлагаем сотрудникам оценить по 10-балльной шкале удовлетворенность состоянием 9 сфер их жизни: работа, семья, отдых, спутник жизни, личное развитие, финансы, дом, здоровье, друзья. Сразу становится видно, какие сферы человеку нужно усилить. Эта методика помогает составить план действий по улучшению качества своей жизни и предотвращает эмоциональное выгорание.

6. Применяйте управленческие практики за пределами офиса

Я охотно использую во всех сферах жизни инструменты тайм-менеджмента, планирования и аутсорсинг. Умею находить первоклассных профессионалов, будь то строитель, дизайнер, врач или коуч, и доверяться им, не задавая лишних вопросов. Ценю домашние гаджеты и элементы «умного дома». Почему бы и не делегировать какие-то функции роботам, если они справляются с ними и высвобождают твое время? Досуг предпочитаю проводить с пользой: за чтением книг или путешествуя. Не так давно, например, посетила на автомобиле город Элисту — столицу Республики Калмыкия. Такие нестандартные маршруты тоже помогают расширять кругозор и оставаться открытым к новому.

7. Признавайте заслуги ваших сотрудников

Согласно исследованию Gallup, уровень вовлеченности сотрудников, руководители которых регулярно говорят об их сильных сторонах, в два раза выше, чем у тех, кого постоянно попрекают и критикуют. Хорошо известно, что «вовлеченные» компании более успешны. В России, к сожалению, руководители склонны больше к критике, а не к признанию заслуг подчиненных. Распространенная ошибка: пытаясь решить проблему, мы сразу углубляемся в ее суть и начинаем рассказывать, что не так, что должно быть сделано по-другому. В итоге обычно забываем похвалить человека за то, что он сделал хорошо и правильно. Если такой подход изменить, то можно гораздо эффективнее выстраивать отношения с людьми, причем этот принцип помогает и за пределами работы. Понаблюдайте за достижениями ваших коллег, близких, друзей — и найдите, за что их похвалить. Например, сотруднику, который всегда приходит вовремя, скажите, что очень дорожите его пунктуальностью. Приветливому оператору на техподдержке сделайте комплимент по поводу его доброжелательного отношения к клиентам. Ребенка, который предлагает сходить в выходные в зоопарк, похвалите за инициативность — ведь он снимает с вас тяготы организации досуга и экономит ваше время.

8. Нельзя дать карьерный совет самому себе

Возможно, вы гениальный коуч и ментор для сотни человек, но для определения собственных зон развития вам потребуется специалист со стороны. Точно так же, как психотерапевт не станет консультировать сам себя, не нужно пытаться оценивать свою карьеру, все равно сделать это беспристрастно не получится. Найдите себе хорошего наставника и вместе работайте над вашим профессиональным развитием.

Новости партнеров