Эмоциональная трезвость. Как грамотно оценить свои силы в работе

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Никто не говорил, что люди взрослее и с большим количеством успешных рабочих кейсов и наград по умолчанию делают что-то лучше — они тоже совершают тонну ошибок

В бизнесе женщине довольно часто приходится защищать свою правду и интересы. Коллеги и партнеры то и дело норовят подавить ее самостоятельность и уверенность: объяснить, что шансы получить желаемую должность или масштабировать компанию — невелики; подсказать, как она должна действовать, а как поступать не стоит. Несмотря на то, что доля девушек в топ-менеджменте увеличивается, мужчинам все-таки чаще доверяют руководящие должности: с 1970 по 2018 год в истории компаний из списка Fortune 500 было замечено только 60 CEO женского пола

Получается, с одной стороны, нам хочется реализовывать себя в бизнесе, но с другой — сложившиеся в обществе убеждения этому мешают. Вот мы и пытаемся отстоять свои права: бойко спорим, проходим очередное повышение квалификации, а порой ночами готовим отчеты или презентации. В такой погоне за правдой легко потерять все по-настоящему женское: интуицию, чувственность, мягкость и созидание.

Сделайте SWOT-анализ себя

У девушки в работе могут быть совершенно разные страхи, чаще всего — страх быть уволенной или показаться некомпетентной. Этот страх можно совершенно просто проработать, если разобраться, какие задачи у вас получается выполнять хорошо, а какие — никак не поддаются контролю. Для этого постройте свой персональный SWOT-анализ. Вероятно, вы столкнетесь с тем, что слабые стороны определить не так-то просто, и здесь помогут коллеги или партнеры, с которыми вы работаете уже давно и которым доверяете. По мнению психолога Кристиан Джаррет, большинству девушек свойственны такие качества как дружелюбие и душевность, а из слабых сторон — застенчивость и излишняя тревожность. 

Понимая свои достоинства, вы не будете содрогаться при каждом разговоре с руководителем и не побоитесь высказать свое мнение, когда кто-то с вами не согласен. Шерил Сэндберг, COO Facebook, не зря в своей книге «Не бойся действовать. Женщина, работа и воля к лидерству» писала, что именно страх делает девушку беспомощной: надо смелее просить прибавку к зарплате и почаще говорить о собственных талантах и успехах. 

Посмотрите на свои слабости под другим углом

Есть замечательная легенда про битву Давида и Голиафа. Давид — маленький пастух, а Голиаф — громадный великан. В поединке побеждает Давид, потому что он использует присущий ему навык ловкости и не думает о недостатках — размере. Женщинам стоит поступать также: находить в своих «слабостях» силу. Например, присущая нам чувствительность и сопричастность, которые, казалось бы, не сильно приветствуются в бизнесе и не свойственны мужчинам, могут быть полезны на должности руководителя. Они помогают завоевать расположение команды, грамотно оценить эмоциональную температуру в коллективе и увидеть подходящих по духу членов команды. А общительность дает нам возможность заводить знакомства с потенциальными партнерами и клиентами на конференциях и даже в «Кофемании» за завтраком. 

Составьте список своих целей и определите мотивацию каждой

Каждый может достичь почти всего, чего захочет. Главный вопрос, который необходимо научиться задавать себе во всей этой Вселенной возможностей: «А точно ли мне это нужно?». Реальность такова, что за каждым желанием скрывается определенная мотивация и иногда не совсем здоровая. Бывает так, что у женщины включается challenge-режим («хочу всем все доказать!»), и она не отдает себе отчета, какой ценой достанется победа. Только потом, когда появляется тремор рук, она понимает, что растеряла свои ценности и сильно сместила приоритеты. 

В 24 года я впервые получила руководящую должность — стала Head of Customer Experience в медицинской технологической компании Doc+. Мне так сильно хотелось доказать свою готовность к ответственности, что я почти семь месяцев работала без выходных: выстраивала call-центр, сама принимала входящие звонки и порой проводила по 11 собеседований в день. Я не справилась с тем, что на меня свалилось. С тех пор всегда спрашиваю себя, зачем мне брать ту или иную ответственность и какие усилия на самом деле потребуются для реализации поставленной задачи. Нужно концентрироваться не на будущей эфемерной победе, а на реальном пути, который придется до нее пройти.

Про расстановку приоритетов не говорит только ленивый. Сьюзен Войжитски, CEO YouTube, не ограничилась словами: она перенесла свои ценности на корпоративную культуру компании. Сьюзен возвращается домой в шесть вечера и уделяет три часа семье и детям, каким бы загруженным ни был ее календарь. Любая из нас вправе ровно также поговорить с собой, определить, чем она не готова жертвовать ради карьеры, и обозначить эти принципы команде и руководителю.  

Рассматривайте каждую ситуацию как инвестицию в опыт 

Важно взять за правило в конце любого проекта или сотрудничества не сожалеть о каких-то ошибках и не думать, что бы вы сделали по-другому. Лучше совершенно честно ответить на вопрос: «А чему я тут научились?». Так вы начинаете фокусироваться на том, что можете извлечь из ситуации и какую пользу от случившегося получила ваша команда. Повторите упражнение несколько раз, и вы поймете, что совсем разный опыт оказывается полезным, даже если первоначально вы видели в нем только неудачу.

По результатам исследования ученых Стэнфорда, женщины в два раза больше подвержены депрессии и тревожности, чем мужчины. К тому же, мы лучше запоминаем разные эмоциональные события и можем пересказать их в самых подробных деталях. Именно поэтому нам так важно рефлексировать и подсвечивать позитивные аспекты разных ситуаций. Неха Нархеде, сооснователь и CEO Confluent, советует не задерживать внимание на трудностях: «Если вы поймете, что уткнулись в потолок, представьте, что он стеклянный и постарайтесь разбить его. Если потолок окажется бетонным, просто двигайтесь дальше».

Полтора года я занимала пост директора по продукту в Qlean, и в определенный момент стала чувствовать себя неуверенно на совете директоров. В большей степени из-за пола (я часто была единственной женщиной в комнате), но еще и из-за возраста (я была самой младшей). Общее ощущение синдрома самозванца меня сильно расфокусировало: я плохо отвечала на вопросы инвесторов и презентовала результаты работы команды. Проанализировав, почему я в очередной раз, мягко говоря, не блистаю, поняла, что убеждения в моей же голове заставили меня сомневаться в собственных силах. Я выбрала стратегию тщательной подготовки: стала качественно прорабатывать материал, с которым иду на встречу, вопросы, которые хочу задать и которые могут задать мне. В итоге у меня был большой прогресс: на последнем совете директоров я выступала дольше всех, многие инвесторы после презентации подошли пообщаться и выразили свою благодарность за подготовку и бескомпромиссность к некоторым предложениям.

Авторитеты условны

Никто не говорил, что люди взрослее или другого пола, с большим количеством успешных рабочих кейсов и наград по умолчанию делают что-то лучше — они тоже совершают тонну ошибок. Тем более, никто не говорил, что у них есть право влиять на вас, заставлять чувствовать себя виноватой или плохой. К сожалению, как показывает исследование британского сервиса Totaljobs, зачастую причиной волнения на работе становится не сложная задача, а именно отношения с коллегами. 

Я рекомендую внимательно проверять любой совет, даже если он пришел от человека, которого вы сильно уважаете. А еще не стоит заигрываться в менторство — искать наставника, которому вы будете доверять принятие важных решений и советоваться по любому вопросу. 

Зависимость от авторитета приведет к тому, что вы потеряете свое уникальное мнение и упустите решения, которые способны увидеть только сами. Менторство — прекрасный инструмент, когда оно не является способом сбежать от ответственности и переложить свои заботы на чужие плечи. К сессии с наставником нужно готовиться также, как к разговору с руководителем или совету директоров: составить список «больших» вопросов, а не мелких задачек, которые вы всесторонне проработали до этого сами.

Самое важное — адаптировать чужой опыт на свои реалии и особенности. Только в такой парадигме можно по-настоящему добиться успеха, а не превратиться в чью-то копию.

Не бойтесь рассказывать о неудачах

Бывает, что сложности возникают не в общении с мужчинами, а как раз наоборот — в женском коллективе. В 2016 году ученые из Стэнфорда доказали, что две женщины в команде показывают результаты хуже, чем команда, состоящая из мужчины и женщины или только из мужчин. 

Для того, чтобы снизить конкуренцию и установить атмосферу доверия в женском коллективе, стоит выбирать позицию поддержки. Например, когда коллега обращается ко мне за помощью или делится неудачей, я начинаю разговор с рассказа о том, как что-то не получилось у меня. Это почти то же самое, что сказать: «Ты не одна», только гораздо эффективнее. 

Тема женской самостоятельности и уверенности совершенно точно сложная для меня одной, чтобы сделать выводы и бескомпромиссно раздавать советы. Однако одно я поняла совершенно точно: никакому взрослому, умному, опытному человеку не удастся заставить меня ущемлять свои интересы, молчать или идти на компромиссы из страха что-то потерять. Потому что единственное, что терять никак нельзя — это себя, свой путь и женскую энергию, которая помогает, а не мешает расти по карьере, развивать свое дело и быть примером для многих людей.