Нелишние излишки. Как работает первый в России продовольственный банк

Фото DR
Фонд получает пожертвования от нескольких десятков компаний, среди которых PepsiCo, Coca-Сola, Danone, Nestle, Unilever, Bonduelle Фото DR
Фонд продовольствия «Русь» за восемь лет работы сумел выйти в топ-3 российских НКО с годовым сбором свыше 1 млрд рублей. О том, как выстраивать работу с корпорациями и спасать от утилизации более 6000 тонн товаров ежегодно, Forbes Woman рассказали президент и вице-президент фонда Юлиа Назарова и Анна Алиева-Хрусталева

Идея сбора и распределения еды между малоимущими не нова — ей более 50 лет. Первый подобный некоммерческий «банк» появился в конце 1960-х в Америке. Сейчас таких организаций в мире около 300. Первый и единственный проект в России — Фонд продовольствия «Русь» — появился в 2012 году. Организация принимает излишки производства продовольственных компаний и распределяет их между нуждающимися. В фонде ориентировались на опыт и модель работы коллег из-за рубежа, но привнесли и свои технологии.

Виртуальный банк

«Мы работаем по уникальной схеме: без складирования. Получаем продукцию, распределяем ее и везем сразу в регионы», — поясняет президент «Руси» Юлиа Назарова. Виртуальная модель исключает дополнительные потери продукции, связанные с хранением на складе и логистикой. Сейчас фонд планирует совмещение моделей: опорные пункты будут открыты в каждом федеральном округе.

Еще одна особенность фонда в том, что он не работает с нуждающимися напрямую. Помощь распределяется через региональные организации: приходы храмов РПЦ, центры социального обслуживания населения, местные некоммерческие организации (НКО).

«Для нас неважен формат самой организации в регионе, важно, чтобы она вела четкую, постоянную работу и понимала, какой объем помощи необходим, — рассказывает вице-президент фонда Анна Алиева-Хрусталева. — Сейчас у нас большая наработанная база, порядка 200 пунктов выдачи. Бывает, что при выборе НКО мы прислушиваемся к рекомендации доноров».

После каждой выдачи помощи НКО отправляют в фонд отчеты. «Русь» со своей стороны тщательно контролирует все процессы. «Фонд находится на стыке с бизнесом, приходится учитывать те форматы, в которых работают наши партнеры. В чем-то адаптироваться. Если мы будем мягкими, то просто не сможем не только развиваться, но и передавать нуждающимся тот объем, который обеспечиваем сейчас», —  считает Юлиа.

На данный момент фонд получает пожертвования от нескольких десятков компаний, среди которых PepsiCo, Coca-Сola, Danone, Nestle, Unilever, Bonduelle и другие крупные производители.

«Мы предлагаем компаниям модель сотрудничества win-win. Анализируем работу предприятий. Если бизнес транснациональный, нам важно понимать, сотрудничает ли он в других странах с банками еды. Отталкиваемся и от того, что прописано в политике компаний. Мы четко понимаем, какие основные цели в области устойчивого развития соответствуют нашей деятельности. Это ликвидация голода и нищеты, разумное потребление и производство», — говорит Анна.

«Русь» работает с 60 регионами. Основная целевая аудитория — многодетные и малоимущие семьи. В организации считают, что люди, получающие продуктовую помощь, имеют возможность на освободившиеся средства купить другие необходимые вещи. За все время работы банка нуждающимся было передано 30 млн кг продуктов, средств личной гигиены и химии.

Утилизировать выгоднее, чем отдать

Из-за несовершенства нынешнего законодательства непроданные продукты с действующими сроками годности, пригодные к употреблению, утилизируются. При передаче еды или товаров на благотворительность производитель или продавец все равно платит налоги. Утилизировать продукцию выгоднее на 30–40%.

«Это действительно мешает нам, чтобы максимально масштабировать деятельность. Ежегодно фонд передает порядка 6000 тонн, и этот показатель держится в течение нескольких лет. Мы не можем его преодолеть, потому что многие производители, даже понимая, чем мы занимаемся, констатируют факт, что они коммерческие организации и не готовы помогать в убыток себе», — рассказывает Юлиа.

По последним данным Росстата, за чертой бедности в России находятся 18,6 млн человек, которым получение бесплатных продуктов улучшит качество жизни. В связи с этим первый заместитель председателя Комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы Николай Валуев и член думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов предложили избавиться от налога на прибыль и возвратного НДС на продукты, переданные на благотворительность.

«Если вопрос с налогами будет решен, то есть вероятность, что объемы переданных на благотворительность продуктов увеличатся во много раз. Мы даже не можем прогнозировать насколько. Только у одного из наших партнеров, X5 Retail Group, 16 000 точек», — комментирует Анна.

Банк еды уже сейчас готовит базу для автоматизации всех процессов, открывает отделения и вовлекает в свою деятельность все больше НКО.

«Потребность в продуктах настолько велика, что выстраиваются очереди из тех, кто по звонку готов сразу забрать помощь. Это реальная поддержка. Она не требует вложений со стороны государства, не нужно выделять бюджет», — говорит Алиева-Хрусталева.

В фонде считают, что принятие поправок в Налоговый кодекс даст возможность спасать до 1,2 млн тонн еды ежегодно, а значит, можно будет накормить все 18,6 млн нуждающихся. «Безусловно, мы решаем социальные задачи, но в том числе и экологические. Ежегодно на свалки в России попадает 17 млн тонн еды (данные касаются только двух сфер: реализации и домохозяйств). Понятно, что цифра гораздо больше, ведь не учтены производители. По данным ООН, треть всего производимого в мире продовольствия попадает на свалки. Только представьте, что одна треть пирога производится, чтобы быть выброшенной», — поясняет вице-президент фонда.

Помощь на бегу

Около четырех лет фонд сотрудничает с X5 Retail Group. Именно они стали новаторами в проведении продовольственных марафонов и впустили в свои магазины волонтеров. Идея акции заключается в том, чтобы предложить покупателям торговых сетей приобрести товары длительного хранения для малоимущих. X5 обычно берет на себя все организационные расходы — обеспечение инфраструктуры, логистики и прочие. Также компания дополняет продуктовые наборы недостающими позициями, чтобы все нуждающиеся получали одинаковый перечень продуктов.

В фонде говорят о возрождении продуктовой благотворительности — когда один человек жертвует другому еду. «За последние годы мы видим положительную тенденцию именно в отношении продовольственных марафонов. Напрямую жертвовать деньги психологически сложнее, чем купить пачку гречки. Это более привлекательная и удобная альтернатива. Это акция на бегу, что особенно удобно в мегаполисе», — считает Юлиа.

Фонд старается охватывать разные форматы помощи: от фасовки продуктов до развоза их нуждающимся. В 2017 году появился инструмент и для онлайн-помощи, не требующий от донора похода в супермаркет.

Совместно с Х5 Retail Group организация запустила первый в стране благотворительный онлайн-магазин корзинадоброты.рф. С помощью этой платформы можно выбрать и оплатить продуктовый набор, подать заявку на волонтерство или найти на карте магазин, где проходит акция, и пожертвовать продукты офлайн. 95% посетителей, которые делают пожертвования через сайт, — жители России. В среднем это 1700 человек в месяц. Среднемесячный сбор проекта составляет около 60 000 рублей.

Дополнительные материалы