Опасные взгляды: как гендерные стереотипы мешают развивать экономику

Фото Noriko Hayashi / Bloomberg via Getty Images
Аналитический центр НАФИ при поддержке Google и Совета Евразийского женского форума провел исследование и выяснил, какие существующие гендерные стереотипы мешают женщинам участвовать в экономике наравне с мужчинами и какова вероятность победить их в ближайшем будущем. Своими выводами они поделились с Forbes Woman

Исследование рассматривает ситуацию с женским присутствием в цифровой экономике и публичном пространстве, а также изучает российский рынок труда и его перспективность для женщин. В фокусе влияние на эти процессы гендерных стереотипов, например, взглядов общества на распределение финансовой ответственности в семье и «подходящие» для каждого из полов профессии. Кроме того, поднимаются темы распределения обязанностей в семье и сегментация населения.

Женщины на российском рынке труда

По данным Росстата, женщин в России 78,8 млн — это 54% населения страны. При этом уровень занятости среди трудоспособных женщин составляет 60%, тогда как для мужчин этот показатель составляет 72%. Кроме того, женщины зарабатывают на 28% меньше, чем мужчины с такой же квалификацией. В итоге «женские» сферы деятельности становятся менее оплачиваемыми, теряют престиж и привлекательность для талантливых специалистов.

Однако одновременно с этим результаты исследования показывают, что женщины занимаются саморазвитием и уделяют образованию больше внимания, чем мужчины. Цифры таковы: 36% занятых в экономике женщин и 28% мужчин имеют высшее образование. Как следствие, высококвалифицированных специалистов-женщин на рынке труда значительно больше — 63% и 37% соответственно. Также в России одна из самых высоких в мире доля женщин-руководителей — 41%. В течение последних трех лет количество женщин-предпринимателей в России постепенно растет, отмечают авторы исследования.

И все же, несмотря на эти положительные тенденции, около 40% россиян считают, что мужчинам проще построить карьеру и получить повышение. 24% опрошенных оказались согласны с тем, что женщины хуже справляются с руководящими должностями, причем эту точку разделяют и сами женщины (17% женщин). Эти стереотипы, как ни парадоксально, в какой-то степени конфликтуют с национальными экономическими интересами: по прогнозам Минэкономразвития, в 2019 году равный уровень занятости мужчин и женщин мог бы обеспечить рост ВВП на 13-14%, то есть на 14 трлн рублей.

Женщины в цифровой экономике

По данным исследования, 15% россиян работают в сфере цифровой экономики. Женщин и мужчин в этой сфере примерно поровну — 52% и 48% соответственно. Однако занимают совсем не одинаковые должности: женщины чаще работают продавцами, менеджерами и операторами, тогда как мужчины чаще занимают позиции инженеров, программистов и системных администраторов.

Работа в IT-сфере связана с рядом гендерных стереотипов. Около 25% россиян уверены, что женщины хуже справляются с работой, связанной с информационными системами, электронной коммерцией и точными науками. Любопытно, что не согласны с этим оказались 55% мужчин, и меньшее число — 48% — женщин.

Стереотипы сказываются и на выборе профессии для тех, кто только планирует выйти на рынок труда. В качестве будущей сферы работы карьеру в IT сыновьям готовы рекомендовать в три раза больше родителей, чем дочерям. В итоге девушки-подростки в два раза реже говорят, что хотели бы связать свою жизнь с технологиями (7% против 14%).

Причины формирования стереотипов о «женской работе»

Значительную роль в формировании стереотипов играет то, каким представляют образ успешных мужчин и женщин в медиа, массовой культуре и политике. Абсолютное большинство (83%) успешных людей, которых назвали россияне во время опроса, оказались мужчинами. Особенно доминирование мужских образов заметно в политике (было названо только 4% женских имен), бизнесе (1%) и цифровой экономике (1%). Женщин чаще ассоциируют с успехом в шоу-бизнесе (33% женских имен) и блогерстве (32%), искусстве (19%), журналистике (18%) и спорте (15%) — ну и тут их называют гораздо реже мужчин.

На такое восприятие во многом влияют общественное сознание, воспитание и семейный уклад. Вот несколько показательных цифр о том, как, по мнению опрошенных, должен выглядеть уклад в семье, включая распределение финансвой ответственности:

  • 71% россиян считают, что главное предназначение женщины — быть матерью и хорошей хозяйкой;
  • 89% женщин считают, что мужчина должен обеспечивать семью; только 45% согласны, что женщина должна обеспечивать себя сама;
  • хотя 55% состоящих в браке россиян говорят, что наиболее ответственные решения в их семьях принимаются совместно мужем и женой, почти в трети семей (29%) эти решения принимаются только мужчиной, и только в 15% — женщиной;
  • 32% россиян считают, что женщина должна выбирать между карьерой и семьей; эта точка зрения более распространена среди тех, у кого уже есть дети.

Что можно сделать

По мнению авторов исследования, преодолеть эти стереотипы и подпитываемый ими дисбаланс в представленности женщин в традиционно «мужских» сферах экономики сложно, но можно за счет комплексных и последовательных мер, в том числе на государственном уровне. Особое внимание стоит уделить развитию цифровой экономики, считают они. Именно цифровая экономика способствует достижению равенства женщин и мужчин, открывая широкие возможности для онлайн-обучения, удаленной работы и построения бизнеса.

Среди возможных мер:

  • ведение информационных кампаний, поощряющих женщин быть более социально активными;
  • реализация политики равной оплаты труда;
  • создание гибких возможностей для работы и подходящих форм отпуска по уходу за ребенком как для женщин, так и для мужчин.

Со своей стороны, для того чтобы мотивировать женщин строить карьеру в сфере цифровой экономики, они предлагают различные образовательные мероприятия и проекты. Так, Совет Евразийского женского форума при Совете Федерации объявил конкурс работодателей «Развитие женского лидерства», основная цель которого — поощрение работодателей, успешно победивших в своих компаниях «стеклянный потолок» и поддерживающих работающих родителей. Google в свою очередь запустила серию тренингов I’m Remarkable, где женщины учатся рассказывать о своих профессиональных и личных достижениях и развиваться в разных сферах. В тренинге уже приняли участие более 1000 человек в России: сотрудники самой компании Google, а также сотрудники SAP, «Северсталь», Unilever и других крупных компаний.

рейтинги forbes