«Не надо бояться, что вам начнут дышать в спину». Карьерные советы главы Unilever

Фото DR
Регина Кузьмина Фото DR
В 1997 году Регина Кузьмина пришла в Unilever и задержалась в компании более чем на 20 лет. «Как-то раз меня попытались обидеть, сказав, что я столько времени провела в Unilever, потому что мне просто за эти годы «не предложили ничего лучшего». Я подумала и согласилась. Конечно, мне никто не предложил лучшего и меня по-настоящему «распирает» от того, что я делаю и где работаю», — признается президент Unilever в России, Украине и Беларуси

Регина Кузьмина родилась в маленькой деревне в Пермском крае в семье врачей, но через год вместе с родителями переехала под Киев. После окончания школы поступила в Санкт-Петербургский химико-фармацевтический институт. Выбор пал на отделение биотехнологий, Кузьмина планировала стать ученым, разработчиком лекарственных препаратов. «Вообще-то я хотела стать врачом, но, увидев нездоровый блеск в моих глазах, родители отговорили меня от этой затеи побоялись, что я сгорю на работе», вспоминает Кузьмина. 

Получив диплом, Кузьмина поняла, что не хочет работать по специальности, поскольку фарминдустрия в тот момент переживала не лучшие времена. Она устроилась менеджером по работе с клиентами в компанию «Санкт-Петербургские таксофоны». В то же время знакомые посоветовали пойти в бизнес-школу Vlerick Business School, после которой был набор на программу стажировок в Unilever. В 1997 году  Кузьмина устроилась в Unilever в маркетинговый отдел. За 23 года в компании она успела поработать не только в сфере маркетинга, но и маркетинговых коммуникаций и продаж, а также четыре года возглавляла бизнес Unilever в Венгрии, Боснии и Герцеговине, Хорватии и Словении. В прошлом году она была назначена на должность президента Unilever в России, Украине и Беларуси, в ее подчинении 4000 человек. 

Не ограничивайтесь должностными инструкциями

Мне никогда не было скучно на работе, всегда хотелось разобраться во всех процессах. Как устроена фабрика? Как работают линии? Почему что-то не получается? Если я отправлялась в командировки «в поля», то всегда интересовалась, как живет местная команда. Какие у нее проблемы, задачи? Такой подход развивает профессионально, и опыта вы набираетесь ничуть не меньше, чем если бы вы передвигались из компании в компанию. Вообще умение слушать — это одна из самых важных черт для любого руководителя. Не умение говорить и принимать решения, а умение слушать.  В каждом человеке скрыты таланты, и нужно просто создать соответствующую обстановку и атмосферу для того, чтобы эти таланты раскрыть.

Не изменяйте себе

Мои руководители в бизнес-школе порекомендовали меня компании Unilever. Первым человеком, с которым я встретилась в компании, был вице-президент по финансам. Мой научный руководитель дал напутствие: «Твоя задача — просто попасть в компанию, не важно куда, на месте разберешься. Будь пай-девочкой. Скажи, что любишь финансы».  Но я сделала все по-своему. При встрече я выпалила буквально сразу, что не знаю, почему я на собеседовании в отделе финансов. Тем не менее состоялся интересный разговор, и на следующий день мне позвонили из компании и пригласили на встречу с руководителем отдела маркетинга. После собеседования я практически сразу вышла на работу. 

Нужно пахать

В компанию надо приходить с широко раскрытыми глазами, навостренными ушами и желанием учиться. Какими бы навыками вы не обладали, желание и способность учиться — самая главная черта. Нельзя разделить жизнь на работу и личное время, так успешным вы не станете. Нужно быть трудолюбивым и настойчивым. 

У меня был руководитель Викрам Сет, с которым у нас каждый день происходили стычки. Мы все время спорили, до потери сознания. И несколько месяцев подряд я практически каждое утро плакала перед тем, как идти на работу. Вот как дети плачут перед детским садом, так и я.  Все это продолжалось до тех пор, пока я не остановилась и не задумалась. Чего я пытаюсь добиться и что со мной вообще происходит? Что пытается сделать этот человек со мной? Есть ли в этом какой-то большой смысл? Когда я перестала драться и бороться, все встало на свои места. Оказалось, что мой босс просто хотел сделать из меня лучшего руководителя, лидера и, может быть, в чем-то и лучшего человека. Он боролся за меня, заставляя двигаться и развиваться. И это человек, к которому я испытываю самые нежные и уважительные чувства до сих пор.

Будьте любознательны

Год назад я услышала слова генерального директора Microsoft Сатьи Наделлы, которые меня зацепили. Он сказал, что любознательность — это единственное качество личности, которое определяет сверхчеловека. Чтобы учиться, нужно обладать любознательностью. Способность и желание приобретать новые знания важнее, чем врожденный интеллект или даже гениальность. Я искренне разделяю эту позицию. Потому что я знаю очень много умных людей, которые на моих глазах просто остановились в своем развитии, сочтя себя самодостаточными. А те, кто скромнее относился к собственной персоне, впитывал в себя все как губка, гораздо увереннее и устойчивее шли к новым карьерным вершинам.

Наденьте сначала маску на себя

В нынешней кризисной обстановке стало понятно, что критично важной чертой руководителя становится умение создавать безопасную психологическую среду в коллективе и заботиться о себе. По принципу: сначала маску на себя, а потом на другого. Научитесь любить себя, потому что человек, который не любит себя, не может любить других. 

Не делите жизнь на работу и личное время

Я не понимаю историю про «work and life balance». Такое ощущение, будто ваша жизнь может состоять исключительно из двух противоречащих друг другу частей. Для меня важны в жизни три составляющие. Первая — это  профессиональная реализация. Это необязательно должна быть работа по найму, это может быть работа на себя, учеба, повышение квалификации, да что угодно. Вторая роль — это социальная реализация, ваша роль в социуме. И третья очень важная история, про которую женщины так часто забывают, — это ваше личное время для того, что вам нравится, что поддерживает вас на плаву и дает энергию. И только балансируя между этими составляющими, вы можете добиться правильного распределения ресурсов. 

Но баланс — это не про жесткое деление по 33 %. Баланс — это когда вы всем своим сердцем, а не только рационально, понимаете и принимаете, что именно важно на том или ином отрезке жизненного пути. В начале карьеры работа может занимать 70% времени, и это нормально. Я часто слышу от женщин, которые родили ребенка, что они чувствуют себя выброшенными на обочину, что жизнь как будто проходит мимо. Это в корне неверный подход. Это просто такой период, надо получать от него удовольствие. Но важно, чтобы все равно оставалось время на себя и профессиональное развитие, хоть и не в таком количестве, как раньше.

Набирайте в команду несогласных с вашей точкой зрения

Не надо бояться, что вам начнут дышать в спину. Набирайте в команду сильных людей, это очень сильно подстегивает. Ваша команда не должна состоять исключительно из единомышленников, стремитесь к разнообразию. Например, у нас в совете директоров равное количество мужчин и женщин. Хотя здесь история не только про гендер, но и про личные качества человека. У нас кто-то практик, кто-то прагматик, кто-то визионер, у одного всегда светит солнце, даже когда идет дождь, а другой обладает критическим мышлением и всегда с радостью готов выступить адвокатом дьявола. Это позволяет смотреть на одну и ту же проблему совершенно под разным углом и находить самые неожиданные решения. 

Не бойтесь провалов

Женщинам свойственно сомневаться в своих силах и способностях. Я помню, когда мне предложили вернуться в Россию, чтобы возглавить компанию, я дала волю сомнениям. Я буквально доказывала, что я не готова и что найдутся люди, которые лучше меня смогут выполнить эту работу. Хорошо, что нашлись мудрые коллеги, которые, похлопав меня по плечу, сказали, что лучший способ подтвердить либо опровергнуть мою теорию — просто попробовать. Мне очень нравится фраза, что ваша неудача — это всего лишь первый взнос в будущий успех. Это так, но при условии, что на этой ошибке вы учитесь.

Не поддавайтесь соблазнам

Важно сохранять свою личностную и профессиональную целостность, никогда не поддаваться на соблазн сделать легкий, но неверный (easy wrong) шаг. Когда я работала в Будапеште, у меня был конфликт с коллективом и я пошла на него намеренно, потому что все мои жизненные принципы противоречили тому, что там происходило — возможно, кто-то другой на моем месте мог и не придать столько значения небезопасному поведению сотрудников, а мне было не наплевать. Пришлось собрать в кулак все свои мужество и выдержку и объяснить свою позицию. В результате, несмотря на очень непростой разговор, мы с коллективом услышали и поняли друг друга. Жизнь может предлагать нам огромное количество легких, неправильных и сомнительных решений, но важно стоять на своем. Никогда нельзя приносить себя в жертву каким-то легким решениям, дающим лишь краткосрочное преимущество.