«И удача, и поражение не вечны. Футбол хорошо этому учит». Как футболистка из Новой Зеландии стала вице-президентом adidas

Фото DR
Рейчел Ховард Фото DR
«Если бы я слушала каждого, кто мне говорил, что я слишком медленная, слишком слабая, слишком мало бью по мячу, и что, конечно, девушки не играют в футбол, то я бы все еще была в Новой Зеландии и вела бы абсолютно другой образ жизни», — признается Рейчел Ховард, вице-президент и бренд-директор adidas СНГ. Она рассказала Forbes Woman, сколько получают футболистки и почему бренды сегодня готовы вкладывать в женский футбол.

Рейчел Ховард родилась в Новой Зеландии и с пяти лет играла в футбол, равняясь на своего отца. Начиная с 1998 года она 10 лет была вратарем национальной женской сборной, принимала участие в Чемпионате мира по футболу среди женщин и Олимпийских играх в Пекине в 2008 году. Свою карьеру в компании adidas она начала с позиции стажера 18 лет лет назад, сегодня она является вице-президентом и бренд-директором adidas СНГ. Компания одной из первых стала поддерживать женский футбол во всем мире — в том числе, и в России  именно они делают форму для российской женской сборной. Главный редактор Forbes Woman Юлия Варшавская поговорила с Ховард о перспективах российского женского футбола, зарплатах игроков и любви к спорту.

Когда вы начинали играть в футбол в Новой Зеландии, этот вид спорта считался мужским. Насколько ситуация изменилась сегодня? Как вы считаете, стало ли девочкам сегодня проще попасть в футбол и построить карьеру?

В женском футболе в Новой Зеландии, как и во всем мире, произошли существенные изменения в плане информированности и поддержки этого вида спорта. Поворотными моментами стали Чемпионат мира по футболу среди женщин, который состоялся в 2011 году в Германии, и Олимпийские игры 2012 года. После этих событий большинство девушек заинтересовались футболом как видом спорта, в котором такие же девушки, как они, играют за свои национальные команды. Новая Зеландия — не исключение. Освещение матчей по телевизионным каналам дало возможность наблюдать за своими кумирами в мире женского футбола и увеличило число девушек, желающих играть. Это также позволило женщинам как из профессиональных, так и из любительских лиг улучшать свои показатели и результаты. 

С точки зрения построения профессиональной футбольной карьеры  и финансового обеспечения, все стало проще по сравнению с тем периодом, когда я только начинала играть в футбол в Новой Зеландии. В 2005 году, когда я играла в первой немецкой футбольной Бундеслиге, было всего несколько команд и игроков, которым платили регулярную заработную плату. Если вы хотели получать деньги за игру, то вам предпочтительно было играть в Швеции или США, но даже там денег хватало только на скромную жизнь без излишеств и приятных бонусов. Сегодня талантливые игроки не только  получают зарплату, но и заключают спонсорские контракты для продвижения продукции. Женский футбол за последние годы прошел большой путь, но все еще надо решить много задач, чтобы достичь уровня мужского футбола.

Как вы в целом оцениваете ситуацию с женским футболом в последние годы? Кажется, что случился настоящий прорыв — даже в России.

Женский футбол во всем мире достиг невероятных успехов. Мне кажется, что значительный рост пришелся именно на прошлое десятилетие. В 2019 году чемпионат мира по футболу среди женщин посмотрело рекордное число зрителей — 1,12 млрд человек. Финальная игра между США и Нидерландами стала самым популярным матчем Чемпионата мира по футболу среди женщин. Показатели были на 50% выше в сравнении с финальной игрой в Канаде в 2015 году, которую мне посчастливилось увидеть в живую. В России в развитие игры вкладывается определенный объем инвестиций, к тому же локальные спортсмены имеют спонсорские контракты с Adidas. У России богатая история и при правильных инвестициях в этот вид спорта, она со временем станет серьезным конкурентом на глобальном уровне. На самом деле, в настоящий момент Россия занимает 24 место в рейтинге FIFA, в то время как Новая Зеландия находится на 23 позиции.

Чем, на ваш взгляд, женский футбол отличается от мужского? 

Первое, о чем большинство людей задумывается, говоря о разнице женского и мужского футбола, это физические особенности. В мужской футбол играют на более высоких скоростях в сравнении с женской игрой, но я думаю, что разница не такая уж и большая, как может показаться на первый взгляд. Женский футбол очень изменился за последнее десятилетие. Безусловно, женская игра стала более быстрой и виртуозной благодаря тому, что все больше девушек и женщин, играя в футбол, повышают качество игры и уровень этого вида спорта в целом. Лично я считаю, что в женском футболе забито гораздо больше голов. Почему? Мне кажется, что женщины играют в более мягкий, позитивный футбол, при этом чаще выбирается тактика атаки. Также четче видна разница между топовыми и менее опытными командами, которых не так много в мужском футболе. Но самая большая разница заключается в инвестициях в этот вид спорта.  

Почему и как adidas начал поддерживать женский футбол?

Adidas уже на протяжении длительного времени принимает участие в спонсировании женского футбола благодаря нашему тесному сотрудничеству с национальными федерациями и международными клубами. Мы начали спонсировать отдельных игроков в командах в 90-е годы, когда футбол или американский футбол стал предельно востребованным видом спорта в США. В середине 2000-х годов Adidas начал создавать специальную форму, бутсы и другую экипировку для женщин. Тогда я еще работала в департаменте Adidas по международному футболу, и мы продолжали вкладывать средства в продуктовую линейку, расширяя популярность этого вида спорта. Мы также разработали специальный дизайн бутс. 

В марте прошлого года мы объявили, что будем платить такой же бонус, как и мужчинам игрокам, ставшими победителями в чемпионате мира по футболу среди женщин и с которыми у нас заключены контракты. Мы представляем собой бренд, который возлагает большие надежды на женщин спортсменок. Мы рассматриваем наши инвестиции в женский спорт и, в частности, женский футбол как одну из наших главных задач, которая направлена на изменение жизни людей, и в этом случае спорт помогает улучшить именно жизнь женщин.  

Фото DR
Фото DR

Насколько ваш личный опыт влияет на политику компании в этом направлении? 

Мне кажется, что моя работа в международном футбольном направлении adidas существенным образом повлияла на наш подход к женскому футболу. Я играла за сборную Новой Зеландии, принимала участие в Чемпионате мира по футболу среди женщин и Олимпийских играх в Пекине, чтобы мои коллеги видели и понимали важность этих событий для их партнера по команде.

Женщины составляют 50% всего населения планеты и, давайте будем честны, стоят за 90% трат на Земле, поэтому я считаю, что женский футбол перешел от социально значимого проекта к коммерчески важному во многих сферах

Какие проблемы, на ваш взгляд, способны решить корпорации в отношении женского футбола?

Как я отметила ранее, за последние 10 лет мы прошли большой путь, но нам предстоит преодолеть еще целый ряд препятствий. Adidas поддерживает спортсменов-победителей денежными призами, но мы по-прежнему сталкиваемся с расхождением во взглядах на женский футбол между национальной федерацией и спонсорами в сравнении с четкой позицией относительно мужской игры. Заработная плата девушек спортсменок не такая же как у мужчин, и это также касается спонсорских контрактов. Существует много дискуссий о возврате инвестиций в женский футбол, так как он не настолько стабилен в отличие от мужского футбола. Это, безусловно, правильно, ведь если вы максимально не инвестируете во что-то на начальном этапе, оно не будет процветать.   

Сборная по женскому футболу в форме Adidas
Сборная по женскому футболу в форме Adidas

Вы видите коммерческие перспективы в развитии женского футбола? Есть ли интерес у крупных спонсоров, помимо Adidas? Или это на сегодняшний день скорее социально значимый проект, отвечающий на запросы общества?

Есть множество коммерческих возможностей, связанных с развитием женского футбола и увеличением количества игроков. Самые очевидные из них — это футбольная продукция, включающая форму и бутсы, и помимо этого, спортивная одежда и обувь в целом, так как игрокам нужна форма для тренировок. Мероприятия, связанные с женским футболом в FIFA, также имеют поддержку таких больших компаний как Coca-Cola или Visa. Они инвестировали больше, чем когда-либо в чемпионат мира 2019, запуская особый женский рекламный контент. Так что эти корпорации видят ценность женской игры. Или другой пример — бренды косметики, у Ливерпуля есть партнерский контракт с Avon. Если бы компании не видели в этом определенной коммерческой выгоды, то они бы не инвестировали. Женщины составляют 50% всего населения планеты и, давайте будем честны, стоят за 90% трат на Земле, поэтому я считаю, что женский футбол перешел от социально значимого проекта к коммерчески важному во многих сферах. Но пока не во всем мире.

«Я уверена, что все в жизни боятся не преуспеть в своем новом увлечении. Но если позволять страху останавливать себя, даже не попробовав, то вы уже проиграли»

Как вы оцениваете ситуацию с женским футболом в России на сегодняшний день? Если сравнивать ее с США, Европой?

Женский футбол в России не так продвинут как в США и в Европе в плане развития, инвестирования и поддержки игры. Лично мне кажется, что Россия где-то на 10 лет позади США и Европы по инфраструктуре и содействию игре. Это может прозвучать ужасно, но, на мой взгляд, это говорит о гигантском потенциале развития. Русские влюблены в футбол. И весь мир это понял во время чемпионата мира в 2018. Среди всех фанатов есть увлеченные девочки и девушки, которые хотят играть и участвовать в своем собственном чемпионате в будущем. Я верю, что там, где есть желание, есть и путь его добиться, и что когда-нибудь мы будем часто видеть женскую русскую сборную по футболу на мировой арене.

Adidas поддерживает любительский женский футбол, почему вам кажется важным это направление? (C 2015 года adidas является партнером и техническим спонсором футбольного клуба GirlPower FC, создавая форму и поддерживая новые проекты клуба по развитию и популяризации женского футбола — прим Forbes Woman).

Любительский спорт, вне зависимости от вида или пола игроков, невероятно важен, так как с него все и начинают. Нет ни одного спортсмена, который сразу ушел в профессиональный футбол, не поиграв сначала на любительском уровне. Adidas поддерживает женский любительский футбол, потому что именно в него начинают играть будущие русские суперзвезды. Если мы не будем этого делать, то не будет никакой стартовой точки для футболисток в России. 

Женская форма созданная adidas специально для GirlPower FC
Женская форма созданная adidas специально для GirlPower FC

Станут ли футболистки такими же мировыми звездами, как Месси или Роналду? 

Зависит от того, что вы имеете ввиду. Будет у них такой же уровень навыков или такой же уровень прибыли и поддержки? Почему мы сравниваем футболисток с футболистами? Знали ли вы, что Кристин Синклер, игрок национальной сборной Канады, забила самое большое количество голов в мире среди женщин и мужчин? 186 голов! Кристин Лилли  до сих пор держит за собой рекорд самого большого количества сыгранных игр среди женщин и мужчин, хотя она ушла из большого спорта в 2011. За свою карьеру она  сыграла в 354 матчах за команду США. Известные ли эти имена? Нет. Есть ли у них миллионы фанатов? Нет. Предлагают ли им многомиллионные контракты? Нет. На том ли же уровне их игра и отдача? Да, однозначно.

Что бы вы сказали девочкам, которые мечтают играть, но боятся, что не станут успешными футболистками?

Я уверена, что все в жизни боятся не преуспеть в своем новом увлечении. Но если позволять страху останавливать себя, даже не попробовав, то вы уже проиграли. Никогда не делайте чего-то, если вы уже волнуетесь о результате. Если бы так люди подходили к проблемам в жизни, то не было бы не только прогресса в женском футболе, но и мирового прогресса в целом. Если бы я слушала каждого, кто мне говорил, что я слишком медленная, слишком слабая, слишком мало бью по мячу, и что, конечно, девушки не играют в футбол, то я бы все еще была в Новой Зеландии и вела бы абсолютно другой образ жизни. Я поняла, что и удача, и поражение не вечны. И футбол очень хорошо этому учит, сегодня ты выиграешь, а завтра можешь проиграть, потому что команда соперников лучше твоей. Это жизнь. Я была вратарем, и у меня было много неудач. Но именно благодаря им я осознала, что проигрыш не вечен, и он не всегда будет таким болезненным, каким кажется на первый взгляд. 

Поэтому если вы мечтайте играть в футбол, то идите и играйте, и результат будет таким, каким вы его хотите видеть.