Перспективы онлайн-образования в России: чему будут учиться женщины — предприниматели и руководители

Фото Unsplash
Фото Unsplash
Пандемия и самоизоляция еще раз доказали, что лучшие инвестиции — это инвестиции в себя. Именно поэтому рынок онлайн-образования в России и мире стал расти еще быстрее. Причем в свое развитие активнее всего стали вкладывать женщины, занимающие высокие позиции или работающие на себя

Объем российского рынка b2c онлайн-образования достиг 38,5 млрд рублей при среднегодовых темпах роста на уровне 20%, по данным исследования, проведенного EdMarket, «Нетологией» и Talent tech. По прогнозам экспертов, к 2023 году его величина составит 60 млрд рублей в год при среднегодовых темпах роста на уровне 12-15%. При этом объем мирового рынка онлайн-образования по итогам прошлого года составил $74 млрд, по данным отчета «Интерфакс Академии». Основатель «Школы бухгалтерского бизнеса» Полина Муртазина рассказывает, какое место в системе онлайн-образования занимают женщины и чему они будут учиться в будущем. 

Женщины в онлайн-образовании

Наиболее «денежные» сектора онлайн-образования в нашей России — это дополнительное профессиональное и высшее образование, чей объем составляет около 7 млрд рублей и 6,8 млрд рублей соответственно, следует из данных исследования Russian EdTech Research 2020. И большая часть потребителей таких услуг — женщины, занимающие руководящие позиции или имеющий свой бизнес, среди которых популярна идея об «обучении длиною в жизнь». Они считают, что, чтобы добиться успеха в современном мире, надо постоянно получать актуальные знания и осваивать новые навыки, иначе можно безнадежно отстать от жизни. 

Если говорить о рынке дополнительного профессионального образования, то там дамы составляют ядро аудитории. По данным исследования EdMarket, «Нетологии» и Talent Tech, на онлайн-курсы чаще всего записываются девушки, которые являются предпринимателями, руководителями или высокооплачиваемыми специалистами, без детей, чей средний возраст около 25 лет. Их основная мотивация для обучения — это желание лучше разбираться в себе и людях и вести здоровый образ жизни. Впрочем, женщины более старшего возраста тоже не отстают, но у них главная цель обучения — это развитие бизнеса и карьеры и повышение профессиональных навыков. Это и понятно. В более молодом возрасте мы больше сконцентрированы на познании себя, поиске предназначения, создании семьи. А чем старше становимся, тем больше хотим развивать тот успех, которого уже добились, и обеспечить себе финансовую стабильность. 

Кроме того, российские предпринимательницы обычно не останавливаются на каком-то одном направлении, а осваивают разные сферы, потому что хотят развиваться всесторонне. И это очень позитивный тренд, поскольку именно баланс во всех сферах жизни помогает не только добиваться поставленных целей, но и предотвратить эмоциональное выгорание и стать счастливее. В 2019 году, например, 24% целевой аудитории рынка брали две различные образовательные программы, 16%  — три, 8% — четыре,  а 9% — не менее пяти. Причем почти одинаково популярно обучение и для продвижения по карьерной лестнице и развития бизнеса, и для «удовольствия». 

По данным исследования EdTech, 17% студентов учатся онлайн для повышения квалификации, а для 13% основная цель — творчество. Далее по популярности курсов идут занятия по тематике спорт/здоровье и духовные практики/личностный рост (9% и 7% соответственно). Затем по убыванию интереса обучающихся идут психология и отношения; финансы, налоги, документооборот; иностранные языки; продажи, маркетинг, реклама и PR; красота и уход за собой; IT, анализ данных, информационная безопасность; дизайн (интерьерный, предметный, веб-дизайн, декор и др.), бизнес-образование и навыки предпринимательства, менеджмент и управление, педагогика и воспитание. Таким образом, спектр интересов российских женщин в плане обучения довольно велик. 

Прибыльные направления и последние тренды

Если говорить о том, сколько денег приносит каждая ниша в онлайн-образовании, то здесь в пятерку лидеров входят иностранные языки (5,3 млрд рублей), маркетинг, коммуникации, продажи (2,7 млрд рублей), IT, анализ данных, информационные технологии (2,2 млрд рублей), дизайн (2 млрд рублей), менеджмент и управление (1,2 млрд рублей). Одна из основных причин — это высокий средний чек в данных сферах. 

При этом женщины — предприниматели и руководители изучают новые направления не только для того, чтобы самим применять полученные знания на практике, а чтобы грамотно выбрать подрядчиков или нанять сотрудников и иметь возможность объективно оценивать качество их работы. 

Еще одно популярное направление сегодня — это обучение удаленным профессиям. Все больше женщин начинают задумываться о том, чтобы сменить карьеру в офисе на фриланс, некоторые из них хотят заниматься дистанционной работой, чтобы переехать в другой город или страну. Именно поэтому они осваивают профессии копирайтеров, интернет-маркетологов, администраторов социальных сетей, онлайн-менеджеров по продажам, дизайнеров и др. Впрочем, некоторые просто хотят перейти из найма в малый бизнес и изучают, что нужно для открытия собственного дела. Например, бухгалтеры открывают бухгалтерские компании, юристы — юридические, а репетиторы — школы иностранных языков.  

При этом получать второе высшее образование обычно мало кто хочет, поскольку это связано с огромными временными затратами, а краткосрочное онлайн-обучение становится выходом в данной ситуации. К тому же, в отличие от классических университетов, оно является более прикладным и позволяет начать зарабатывать сразу после выпуска, а иногда еще и во время учебы. Например, в вузе будущему копирайтеру необходимо будет изучать философию, историю, социологию и другие фундаментальные дисциплины, а на онлайн-курсах будут давать только практические советы о том, как лучше писать и словом воздействовать на читателей. 

Другой тренд последнего времени — появление акселераторов и специальных онлайн-школ, где учат тому, как открыть свой бизнес в сфере онлайн-образования. С одной стороны, это хорошо для начинающих предпринимателей, поскольку они получают необходимые знания для успешного старта своего дела, а иногда и привлекают инвестиции. С другой стороны, это одна из причин, по которой конкуренция на этом рынке растет с каждым годом и появляется все больше новых игроков. Например, компания ACCEL на своем сайте утверждает, что уже более 1500 их студентов благодаря им открыли свои прибыльные онлайн-школы в различных нишах. 

Также известные акселераторы: Лобачевский, ED2 EdTech, Фонд поддержки социальных проектов при АСИ, акселератор 500 Startups и Сбербанка, Startup.EdMarket от «Нетология групп», EdTech Accelerator Daniil.

Что касается онлайн-сегмента высшего образования, то среди женщин, занимающих высокие посты, и бизнес-леди наиболее популярными остаются программы MBA. Однако дистанционно их пока все-таки осваивает небольшое количество человек. По данным РБК, онлайн рынок MBA в России составляет 350 млн рублей (около 6-7% от рынка в целом). Если же говорить о первом высшем образовании, то его решают осваивать онлайн более молодые студенты, которые только начинают свой профессиональный путь. 

Лидерами среди компаний, которые занимаются онлайн-обучением в России по выручке являются: SkyEng, «Нетология-Групп», Skillbox, «Учи.ру», Like Центр, iSpring, MAXIMUM Education, Geekbrains, Getcourse и «Актион-МЦФЭР» (по данным РБК). Однако на рынке огромное количество более мелких игроков. 

Лидеры и аутсайдеры

И одной из главных проблем становится низкое качество образовательных продуктов. Порог входа на рынок онлайн-образования небольшой, поэтому в эту нишу приходят много недостаточно профессиональных людей, единственная цель которых — заработать денег. И потребителям зачастую становится очень сложно определить, в какой школе можно получить достойное образование, а где они просто потратят деньги на ветер. 

Чтобы не ошибиться в выборе онлайн-школы, необходимо обращать внимание на следующие критерии. Во-первых, нужно посмотреть на отзывы и кейсы выпускников. Важный момент — должны быть указаны какие-то контакты учащихся, например ссылки на их социальные сети, чтобы была возможность с ними связаться и подтвердить информацию. Если речь про обучение каким-то бизнес-навыкам, то должны быть показаны результаты, с какого уровня человек начинал и чего ему удалось добиться после прохождения программы, в идеале результат должен быть отображен в деньгах (увеличение прибыли, количества клиентов, точек продаж и т. п.)

Во-вторых, лучше выбирать специализированное учебное заведение. Безусловно, самые большие компании на рынке предлагают совершенно разные направления занятий, однако наиболее глубокие знания и экспертизу обычно можно получить в узконаправленных центрах. 

Среди других трендов онлайн-образования также можно отметить рост числа бесплатных услуг, особенно в период самоизоляции, когда онлайн-школы предлагали попробовать свои занятия, чтобы привлечь новую аудиторию. Также развитие рынка спровоцировало быстрое масштабирование компаний и увеличение инвестиций в эту сферу. По данным Startup Barometer 2019, EdTech и до пандемии входил в десятку самых привлекательных направлений для инвесторов, а в условиях новой реальности этот тренд может усилиться. 

Кроме того, онлайн-школы начинают использовать в процессе обучения VR-технологии (например, российский проект MEL Science позволяет изучать структуру вещества изнутри в онлайн-режиме), а также искусственный интеллект и машинное обучение (в SkyEng каждая минута урока оцифровывается и анализируется с помощью технологии распознавания речи).