К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

«Я создан для тебя»: можно ли полюбить идеального робота и стать с ним счастливой

Кадр из фильма «Я создан для тебя»
Показанная на фестивале «Новая женственность» картина «Я создан для тебя» скоро выходит в широкий прокат. Рассказываем, почему этот фильм больше чем романтическая комедия и зачем роботу цитировать Рильке

20 июля в рамках фестиваля «Новая женственность» в кинотеатре «Художественный» показали фильм «Я создан для тебя» Марии Шрадер, известной в первую очередь как режиссер сериала «Неортодоксальная», ставшего одним из хитов Netflix в 2020 году. Комедия про отношения девушки и робота участвовала в конкурсе 71-го Берлинского кинофестиваля, а 5 августа выходит в российский прокат.

Чтобы получить грант на исследовательскую работу, научная сотрудница одного берлинского музея Альма (Марен Эггерт получила за эту роль «Серебряного медведя» Берлинале) соглашается на эксперимент: три недели она должна прожить с роботом-андроидом, который создан исключительно для того, чтобы сделать ее счастливой. Андроид по имени Том (Дэн Стивенс, исполнитель роли  Мэттью Кроули в телесериале «Аббатство Даунтон») красив, элегантен и похож на типичного идеального мужчину из голливудского ромкома, однако Альма настроена скептически. Она не верит, что робот может заменить человека — по крайней мере в том, что касается любви и отношений. У робота ведь нет сердца, нет эмоций и чувств, нет человеческого тепла, размышляет она.

Том создан специально для Альмы на основе ее предпочтений и потребностей: голубоглазый красавчик имеет английский акцент и цитирует по памяти Рильке, но иногда система дает сбой (обычно в переносном смысле). Стереотипные ухаживания Альму скорее раздражают, чем радуют, что приводит к комическим сценам вроде той, где Том с бокалом игристого принимает ванную, усыпанную лепестками роз. Героиню также злит отсутствие эмоций, неспособность андроида разозлиться или расстроиться. Она спрашивает: неужели это то, о чем мечтает каждая женщина?

Реклама на Forbes

Дамские романы: как две сестры создали компанию стоимостью $225 млн, придумывая мобильные игры «для девочек»

Том однако быстро учится. Он изучает поведение, реакции и привычки Альмы, знакомится с ее семьей и коллегами. Постепенно героиня проникается к Тому симпатией, хотя ей самой трудно в это поверить. Ее чувства вступают в противоречие с разумом, эмоциональное конфликтует с рациональным.

Создатели картины — режиссер Мария Шрадер и сценарист Ян Шомбург — подходят к популярной теме искусственного интеллекта и проблеме взаимоотношений робота и человека с неожиданной стороны. Там, где обычно снимают хорроры и научную фантастику с действием в далеком будущем, Шрадер и Шомбург мастерят фильм по лекалам типичного ромкома с небольшим вкраплением фантастичности, которая органично встроена в современное обыденное. Первое свидание, первая ссора, первый секс — и чуть ускоренные движения Тома во время уборки квартиры. Романтичная сцена в поле (где даже кадры выстроены так, что могли бы быть постерами к сентиментальным фильмам о любви) — и его нечеловеческий объем знаний. Жанровый канон слегка рушит открытый финал, но картина от этого ничуть не проигрывает.

При этом в персонаже Альмы нет одномерности. Она живой человек с проблемами на работе, отцом с деменцией и недавним болезненным расставанием. Парадоксальным образом по ходу повествования предыстория появляется и у Тома: герои придумывают ему профессиональный бэкграунд, историю их знакомства и даже пытаются вписать его в прошлое Альмы.

Комбайн с искусственным интеллектом и экзоскелеты: как женщины создают роботов в России

Не лишен фильм и традиционного для сай-фая философствования на заданную тему. В финальном отчете по проекту Альма обозначает проблемы, связанные с возможностью отношений с андроидами: не утратит ли человек способность общаться с другими живыми людьми? Не атрофируется ли у него способность чувствовать и проявлять эмоции, раз его желания всегда исполняются, а «собственная правота никогда не встречает сопротивления?»

Хотя Альма задается вопросом, может ли робот чувствовать, любить, дарить ощущение близости, создатели фильма сосредотачиваются не на стандартной этической дилемме «мечтают ли андроиды об электроовцах?», а на эмоциях главной героини, ведь именно ей в конце эксперимента (и фильма) нужно будет ответить на условный вопрос: «Мечтает ли человек об андроиде?» Ответ будет так же противоречив, как и ее действия, так что зрителю все же придется самому определиться с ответом.

Сестринство, любовь и искусственные мужчины: что смотреть на фестивале «Новая женственность»

Сестринство, любовь и искусственные мужчины: что смотреть на фестивале «Новая женственность»

Фотогалерея «Сестринство, любовь и искусственные мужчины: что смотреть на фестивале «Новая женственность»»
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021