К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Власть в онлайн: как женщина-инженер помогает чиновникам освоить Zoom в пандемию

Наталья Краснобаева (Фото DR)
Наталья Краснобаева (Фото DR)
Если чиновник хочет провести встречу с гражданами онлайн, нельзя просто организовать созвон в Zoom — не позволяют строгие требования по хранению персональных данных. Превращать громоздкие госучреждения в удобные онлайн-сервисы умеет Наталья Краснобаева. Когда-то она пришла в компанию Hopper IT как операционный директор, но потом стала ее владельцем, провела ребрендинг и увеличила оборот в пять раз

В 2020 году администрация Майкопского государственного технологического университета оказалась перед непростой задачей: провести вступительную кампанию на удаленке. Нужно было придумать, как в условиях локдауна принимать документы у абитуриентов, как убедиться, что экзамен сдает тот же человек, что подал заявление, как объявлять результаты. Да и другие очные процедуры — от собраний кафедр до оформления отпусков сотрудников — нужно было перевести в онлайн. Чтобы решить эту задачу, университет обратился к компании Hopper IT.

Компания создала для вуза цифровую платформу. Причем учла, что не у всех ее пользователей могут быть компьютеры, и поэтому сделала мобильное приложение — в нем абитуриент может мониторить статус заявления, видеть информацию о зачислении, общаться с администрацией вуза через чат и видеоприемную. Для исключения подлога разработала систему сличения лица пользователя и фотографии в документах по видео (так же делает, например, «Тинькофф»). А чтобы при всем этом соблюсти требования по хранению персональных данных (у госучреждений они особенно строгие), сделала для университета собственную систему обмена информацией. 

Все работы заняли восемь месяцев и стоили 2 млн рублей. В 2021 году абитуриенты уже пользовались новой платформой для поступления в университет. Теперь подобную систему хотят внедрить еще три вуза — проекты в стадии рассмотрения. А основательница Hopper IT Наталья Краснобаева попала в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards в номинации «Лучшая перестройка бизнеса».

 

Инженер

Наталья Краснобаева — инженер-физик по образованию, более семи лет проработала в атомной отрасли. Ее компания внедряет корпоративные порталы, автоматизирует бизнес-процессы, осуществляет техническую поддержку информационных систем для «ВЭБ.РФ», департамента информационных технологий правительства Москвы, «Россетей», Объединенной авиастроительной корпорации. Кроме того, Hopper IT разрабатывает системы управления знаниями и поддержки клиентского сервиса.

До 2019 года компания называлась иначе — «Роспартнер». Наталья пришла туда в 2015 году на позицию исполнительного директора. Она оптимизировала процессы, внедрила в команде культуру гибкой работы. Но главное — используя опыт в «Росатоме», научила компанию работать с госсектором, в том числе делать проекты с социальным импактом. 

Чтобы расширять портфель госпроектов, Краснобаева создала тендерный отдел. Выстроила процесс мониторинга выполнения проектов. Обменивалась ресурсами с предприятиями малого и среднего бизнеса: отдавала задачи на аутстаффинг, привлекая нужных специалистов из сторонних компаний и в обмен «отдавая в лизинг» своих сотрудников. Для взаимозачета человекочасов была сделана площадка, где у каждого партнера был личный кабинет.

Спустя три года оборот, по словам Натальи, вырос в 10 раз, а сама она получила долю в «Роспартнере». Она возглавила в компании два направления: разработку и внедрение интранет-порталов для государственных компаний и техподдержку государственных инфосистем — в их числе федеральная бюджетная система и mos.ru. Hopper IT консультирует пользователей городского портала, обеспечивает его работу в условиях высоких нагрузок, минимизирует простои ключевых сервисов. 

Было и третье направление, за которое отвечал совладелец «Роспартнера» Николай Ганюшкин, — мониторинг для IT-департаментов госкомпаний. Специальное ПО отслеживало сбои в работе их систем и либо устраняло их само, либо оповещало ответственного администратора — при этом должно было находить проблему раньше, чем ее заметят пользователи.

 

Из-за него-то партнеры и разошлись. Наталья считает, что мониторинг — «продуктовая история» — требует иного управления и финансирования, чем проекты, которыми занималась она. Партнеры сели за стол переговоров и, к счастью, решили вопрос мирно: договорились благополучно разделиться. В середине 2019 года «развод» состоялся, Наталья выкупила долю партнера. Николаю это тоже было выгодно: на вырученные деньги он открыл новую компанию – Monq Didgital Lab (разрабатывает платформу MONQ для UX-тестирования и автоматизированного инцидент-менеджмента).

Чиновники и конкуренты

Положительный момент в работе с госсектором — понятный и прозрачный процесс: контрактование идет по ФЗ-44. «Все предсказуемо, все этапы конкурса идут своим чередом, тем более, если ты заранее проработал долго и мучительно все нюансы», — говорит Наталья. Однако даже в таких случаях бывают сюрпризы: другие участники могут начать демпинговать. По словам Натальи, особенно выросла конкуренция после пандемии. Однако качество (оно оценивается баллами по целому ряду критериев) для заказчика, как правило, важнее цены. 

С некоторыми конкурентами Наталья заключила «перемирие» — и идет с ними в гостендеры вместе как консорциум. Так легче выигрывать крупные конкурсы. Кроме того, партнерские отношения сохраняются надолго и могут вылиться в сотрудничество или рекомендацию. «Если тебя рекомендует партнер, то цикл сделки сокращается», — говорит Наталья.

Удобно с госзаказчиком и то, что если претензий по качеству работы нет, то оплата гарантированно состоится. Но происходит это раз в квартал, а за счет бюрократических нюансов денег можно ждать и по полгода с момента окончания проекта. Наталья научилась справляться и с этой проблемой: использует факторинг или специальные кредиты под госконтракты.

С чиновниками предпринимательница ладит отлично: «Все «госы» давно в теме и даже брейнстормят о том, какие процессы можно автоматизировать, что можно улучшить и какое направление выбрать в приоритет», — говорит Наталья Краснобаева. 

 

Имя

Расставшись с партнером, Наталья решила провести ребрендинг. Во-первых, нужно было сменить название, потому что корень «Рос» вызывал ложное впечатление, что компания государственная. Во-вторых, Наталью зацепила история Грейс Хоппер, ученой и командора ВМФ США, которая была одной из первых, кто писал программы для гарвардского компьютера Марк I. Компанию назвали Hopper IT, отдавая дань достижениям американки, которая завоевала для женщин право работать в IT. 

Ребрендинг обошелся в 500 000 рублей, мерч с новым логотипом отправили всем клиентам и партнерам. Наталья Краснобаева занялась личным брендом: стала вести аккаунты в Facebook и Instagram, давала интервью для СМИ, смогла даже попасть «в телевизор» — засветилась в новостях на телеканалах 360 и «Москва 24». При любом удобном случае она рассказывала о компании и предлагала сотрудничество. 

Понимая, что новые клиенты будут первым делом искать информацию о компании и ее руководителе в сети, предпринимательница начала выступать на отраслевых мероприятиях и в СМИ, подаваться на конкурсы. Например, проект, который Hopper IT сделала для ДИТ Москвы (быстрый справочный поиск для операторов, которые консультируют пользователей mos.ru по телефону), занял второе место на премии Russian Intranet Awards — и позволил компании рассказать о себе 300 участникам церемонии награждения. Среди них были и заказчики, и подрядчики будущих проектов.

Впрочем, не со всеми Наталья готова сотрудничать. В 2019 году она отказалась от проекта, заказчиком по которому была табачная компания. «Мы поняли, что не готовы увеличивать продажи сигарет в России, и нам впервые было бы стыдно за свой результат», — говорит предпринимательница. 

Пандемия

В начале пандемии клиенты начали переносить проекты, в компании упали продажи, случился кассовый разрыв. Однако через пару месяцев, с повсеместным переходом на удаленку, случился всплеск запросов на выстраивание IT-инфраструктуры и ускорение цифровой трансформации компаний. 

 

Один из «пандемийных» проектов — корпоративный портал для ПАО «Россети Московский регион» (который, правда, обратился в Hopper IT еще в конце 2019 года). Сотрудники этой компании привыкли решать все рабочие вопросы — от заказа расчетного листа до получения спецодежды — по почте. Все бы ничего, но в штате 15 000 человек. HR-отдел и бухгалтерия просто не справлялись с потоком внутренних писем. К тому же рабочий персонал выпадал из жизни компании: в отличие от офисных сотрудников, те, кто по несколько дней проводили «в полях» на прокладке кабелей, оказались отрезаны от корпоративных новостей и праздников.

Команда Hopper IT начала проект в феврале 2020 года. Не обошлось без сложностей. Во-первых, портал должен был соответствовать жестким требованиям информационной безопасности. Поэтому разработчики настроили системы защиты данных в соответствии с требованиями Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Во-вторых, нужно было готовить систему к высоким нагрузкам. Чтобы портал работал корректно, оптимизировали скорость подгрузки контента на странице. 

Во время пандемии стало очевидно, что нужно больше сотрудников, которые бы работали с клиентами. Но цикл подготовки менеджера по продажам — от найма до полного погружения в продукты и услуги компании — три-четыре месяца. Поэтому продажами занялись руководители направлений (техподдержки, внедрения систем мониторинга и других), каждый из которых знал свой продукт как никто другой. А чтобы они делали это успешно, Наталья организовала для них обучение навыкам коммуникации. Это дало результат: цикл сделки стал быстрее, вырос объем продаж. 

Краснобаева изменила и систему оплаты, перейдя на схему Time & Material. В «контрактах жизненного цикла», которые заключаются на разработку, внедрение и сопровождение сложных IT-решений и длятся по несколько лет, невозможно прописать все требования, задачи и результаты. Схема Time & Material позволяет заказчику вносить изменения в ход работ без лишних согласований и допсоглашений — платит он в этом случае за потраченные человекочасы. Подход встретил у клиентов позитивный отклик. «Подход T&M широко применяется при создании IT-продуктов — программного обеспечения, сайтов, приложений и т.д. Как правило, на стадии проектирования ТЗ заказчику трудно сформировать технологический и функциональный облик готового продукта, многие тонкости проявляются только в ходе создания решения и его тестирования. Такой подход помогает увеличить доверие между заказчиком и разработчиком», — комментирует руководитель фонда Softline Venture Partners и председатель комитета по IT «Опоры России» Елена Волотовская.

Недостающих сотрудников Наталья продолжила привлекать в рамках аутстаффинга — их искали в небольших региональных компаниях. Благодаря этому удалось сохранить качество проектов, не увеличивая ФОТ. Компания научилась быстро набирать исполнителей и подключать к интранету — за счет этого разворачивание готовности к проекту сократилось с месяца до недели. А благодаря системе обучения сотрудников снизилась нагрузка на внутреннюю службу техподдержки.

 

Зато приоритетом стала психологическая поддержка сотрудников: тем, кто был близок к выгоранию, давали возможность внепланово отдохнуть. Пандемия помогла укрепить «горизонтальную» корпоративную культуру. Сотрудники, в свою очередь, активнее выдвигали предложения по оптимизации работы (этот внутренний проект был запущен еще до пандемии, но именно в 2020 году случился всплеск интересных инициатив). Некоторые таким образом смогли продвинуться по карьерной лестнице.

«По прогнозам, объем рынка IT-услуг в России по итогам 2021 года вырастет на 10–12%. Сегмент интеграции растет меньшими темпами — давление связано с трендом на создание и развитие внутренних IT-команд (особенно у крупных компаний), что в некоторой степени замедляет рост. Из-за этого интеграторам требуется искать новые подходы к работе с заказчиками. Hopper IT, по всей видимости, удалось удачно трансформировать бизнес как раз за счет изменения стратегии продаж и внутренних процессов, — комментирует Елена Волотовская. — Если говорить про разработку для госструктур и госкомпаний, то это несомненные точки роста: госструктуры и компании с госучастием реализуют свои проекты цифровой трансформации и увеличивают затраты на разработку. В этом сегменте крайне важны выстроенные отношения с заказчиками и опыт реализации госпроектов».

За 2020 год Hopper IT увеличила количество проектов в работе на 40%, штат — на 15%. При этом часть проектов — например, базовый интранет для перевода госкомпаний на удаленку — делали pro bono. В планах — систематизировать базу знаний компании, чтобы использовать в новых проектах весь накопленный опыт. «Я выросла в деревне и с детства мечтала создать нужную и полезную людям компанию. Мечта сбылась, и мой личный пример должен вдохновить многих», — заявляет Наталья Краснобаева.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+