К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Купеческие дома и нити из сухожилий: как женщины в России развивают малые территории


Татарская деревня в Омской области, купеческое село под Ярославлем и юкагирские народные промыслы: Forbes Woman рассказывает истории трех предпринимательниц, которые развивают малые территории

Число заброшенных деревень в России постепенно приближается к отметке 20 000. Крупные мегаполисы дают молодым людям больше возможностей для образования и трудоустройства, и небольшие населенные пункты выглядят для них менее перспективными. Однако отток молодежи отнюдь не пугает предпринимательниц и активисток, готовых сделать все возможное, чтобы их родные деревни обрели второй шанс. 

Сумбель Хасанова (справа) (Фото DR)

Сумбель Хасанова

Развивает татарскую деревню Сеитово в Омской области

В конце 1990-х Сумбель вместе с семьей приехала из Казахстана в Россию. Как и другие вынужденные переселенцы, Хасановы получили землю «под строительство» в одном из микрорайонов Омска. Сумбель в то время занимала должность ассистента стоматолога, а ее супруг работал в строительной сфере. Переселенцы получали минимальную помощь от государства. Строительство домов, создание инфраструктуры, газификация микрорайона и не только зависели только от них самих. Хасанова стала общественной активисткой: не без ее помощи были оформлены в соответствии с законами и нормативами дома, проведены и согласованы инженерные сети, построены детские и спортивные площадки. 

 

«Я была гиперактивной: участвовала во всех мероприятиях, знакомилась, налаживала связи. Лет семь-восемь назад меня пригласили на Всемирный конгресс татар, где выступал президент республики Рустам Минниханов. Обращаясь к слушателям, он призвал людей не бросать татарские деревни и села, сохранять их культуру», — вспоминает Сумбель. Тогда она и решила использовать полученные после переезда в Россию знания для того, чтобы помочь жителям исчезающих поселений родного народа.

«Наша семья любит путешествовать: мы садимся в машину и летом ездим по нашей стране. Озера, леса, горы, моря — мы были и на востоке, и на западе России. Омскую область мы проехали всю», — рассказывает Хасанова. Одним из «мест силы» оказалась деревня Сеитово. «Я почувствовала покой, умиротворение, когда впервые там оказалась: тайга, Иртыш, чистый воздух. Сеитово настолько нам понравилось, что мы решили сделать именно его нашим проектом», — говорит предпринимательница. 

 
Люди думают, что они живут при СССР, что придет государство и им поможет. Но это не так. Изменения делаем мы сами

«Проект» длится уже два года. Все это время Сумбель находится в тесном контакте с краеведами и археологами, которые рассказывают ей об особенностях региона и об истории самого Сеитово, которая насчитывает более 700 лет. Неоценимую помощь оказывает и местный егерь, смотрящий за озером. «Он обучал меня, как вести себя в тайге, какие есть лекарственные травы, как ловить и готовить рыбу, показывал курганы. Он всю жизнь прожил в этой деревне и занимался сельским хозяйством», — рассказывает Хасанова. 

Финансирование проекта идет в основном за счет грантов: Сумбель регулярно участвует в конкурсах и форумах, где ее предложения получают поддержку татарских активистов и представителей местной власти. За два года благодаря грантам ей удалось собрать на реализацию своих планов около 10 млн рублей, не считая личных вложений. 

Сейчас проект развивается в нескольких направлениях. «Первым делом мы открыли фермерское хозяйство, получив грант на 3 млн рублей для начинающих фермеров. На эти деньги купили новую технику, породистую скотину для развития мясопроизводства, наняли трех рабочих. Затем мы выиграли районный грант на открытие пекарни и перерабатывающего цеха, где также можем изготавливать полумясные полуфабрикаты. Сейчас занимаемся сертифицированием нашей продукции, чтобы можно было продавать ее и за пределами Сеитово», — объясняет Хасанова. По ее словам, продукцией Сеитово — лекарственными травами, мясными и молочными продуктами — интересуются даже иностранцы, узнавшие о деревне через сарафанное радио и приезжавшие в гости.

 

Помимо производства, Сумбель открыла автономную некоммерческую организацию «Родные просторы», которая занимается комплексным развитием села, столярный цех, необходимый для мастерской народного творчества, а также музей сказок, клуб и школу волонтеров по сельскому туризму.

«В основном в селе живут пенсионеры, молодых — ну, кому за сорок, но нет шестидесяти, — меньшинство, включая мою семью. Скелеты ферм, заброшенные скотные дворы — все это есть. Второй год мы оформляем на них документы, но волокита занимает очень много времени: кажется, что все согласовали, но вдруг выходит новый закон, и все начиняется по новой. Своими силами мы отреставрировали одну из ферм и сейчас там содержим молодых бычков. Крупным же строительством мы пока не занимались», — рассказывает Сумбель. Сейчас в деревне живут 50 человек — и рабочих рук остро не хватает, особенно летом. Частично с этим помогают волонтеры: однокурсники дочерей Хасановой, ее собственные знакомые и горожане-агротуристы, решившие на время сбежать из мегаполисов. 

Не все проблемы удается решить своими силами. Дорогу длиной в 8 км, ведущую к деревне, несмотря на усилия Хасановой и ее связи, не получается построить уже несколько лет, из-за чего доступ в село затруднен. Другая сложность — в игнорировании крупными предпринимателями самих малых сел. По словам Сумбель, им невыгодно развивать бизнес или фермерские хозяйства в деревнях с населением меньше 350 человек, особенно там, где нет природного газа и львиная доля трат приходится на электричество и отопление помещений зимой. Исправить эту ситуацию, по ее словам, может только государство, дав льготы готовым помогать селам предпринимателям. Многое зависит и от самих людей: «В селах, которые сейчас исчезают, люди думают, что они живут при СССР, что придет государство и им поможет. Но это не так. Нужно рассказывать, что мы живем в новой стране и изменения делаем мы сами», — заключает Хасанова.  

Алена Петухова (Фото DR)

Алена Петухова

Превращает родное село Заозерье в туристическую достопримечательность 

Алена выросла в Заозерье — маленькой деревне с многовековой историей в Ярославской области. В детстве она жила в большом доме с колодцем и без водопровода, помогала родителям со скотом. Школьницей Алена мечтала уехать из села — из-за скуки и монотонности жизни. «Была у меня лучшая подруга из Москвы. Мы писали друг другу письма, созванивались по стационарному телефону и виделись лишь на каникулах. На ее примере я видела, как живут другие подростки: они путешествуют, покупают модные вещи, которых нет у нас в районе, посещают интересные места. Мне казалось, что я многое упускаю», — вспоминает Петухова.  Радостью были редкие семейные поездки: «Я хорошо помню, как нас с братом папа взял к деду в Вологодскую область: мы проехали 600 километров на Запорожце, хотя я еле выжила, потому что сильно укачивало, меня поразило, как одна страна может выглядеть так по-разному. Там хвойные леса, другие дома, холмы. Потом с семьей ездили в Борисоглебский монастырь, это все рядом, но все равно это было для меня как другой мир», — рассказывает она. 

 

Окончив школу, Алена переехала в Москву получать высшее образование в МПГУ, чтобы стать учителем обществознания и истории. Но жизнь в столице Петуховой не понравилась: ей казалось, что она тратит время впустую, а вокруг лишь бессмысленная суета и спешка. В родное Заозерье она вернулась в 2010 году и стала преподавать в местной школе, где обучались 70 учеников. Возвращение подтолкнуло Алену к тому, чтобы иначе взглянуть на родную деревню: «Воспоминания детства — это одно, а во взрослой жизни я поняла: мне не нравится в целом, что село умирает. Если раньше у нас было градообразующее предприятие — колхоз, то после его банкротства многие остались без работы. Здания рушатся, кругом запустение и уныние. Когда ты понимаешь, что с каждым годом ситуация меняется в худшую сторону, счастья не прибавляется. Я решила, что нужно что-то менять и привлекать внимание к проблеме и к селу с почти 600-летней историей», — говорит Алена. 

По словам Петуховой, многие из тех, с кем она советовалась, были уверены, что нужно возрождать утерянный колхоз. Однако сама Алена считала иначе: «Как форма хозяйствования колхоз в современном капиталистическом мире невозможен. Даже имея сооружения и людей, готовых работать на новом предприятии и в новой форме, типа фермы, нужно иметь опыт, вложения. У меня не было возможности и желания делать колхоз. А вот туризм — другое дело». Для этого нужна была команда — на ее создание ушло несколько лет.

В 2016 году Петухова и несколько краеведов начали с издания 200-страничного глянцевого журнала «Углече Поле», каждый номер которого был посвящен какому-либо малому городу. На краудфандинговой платформе «Планета.ру» собрали 250 000 рублей. Сверх этой суммы люди, решившее поддержать проект, перечислили команде 150 000 рублей для дальнейшей работы. Тираж в 2000 экземпляров разошелся уже в первый месяц среди местных жителей и дачников. «Так сформировалось первое сообщество поклонников села Заозерья из 100 человек. Это те люди, которые писали, постоянно лайкали посты в соцсетях, интересовались судьбой села и приезжали», — рассказывает Алена.

Вместе с соцсетями журнал привлек интерес к селу с богатой купеческой историей. Именно за ее «восстановление» Алена и решила взяться. Она начала заниматься старинными постройками в Заозерье, чтобы улицы села выглядели более привлекательными для туристов, а им самим было где остановиться на ночь во время путешествий. В 2020 году на собственные средства — 250 000 рублей — Петухова вместе с братом купила «Дом со щуками» купчихи Росковой, где делает ремонт, чтобы в 2022 году открыть там отель. «Ремонт и реставрация требуют немало ресурсов, но мы справляемся, ведь очень многие узнали о нас через интернет и СМИ и предлагают помощь», — делится Петухова. 400 000 рублей на ремонт также собраны помощью краудфандинга. С трудностями помогают волонтеры, а с закупкой инструментов — друзья. На очереди «Дом купца Решетихина», который сейчас в стадии приобретения — его совладельцем станет потомок купца и друг Петуховой математик Николай Решетихин.

 

Благодаря Петуховой в Заозерье также начал свою работу музей местной истории. Его создание обошлось в 1 млн рублей, полученных через президентский грант. В планах открыть музей «Письма из Заозерья: 1928 год — наши дни». «Проект заключается в сканировании и расшифровке конвертов и писем, найденных на почте села Заозерье, — все они 1928–1929 годов, входящие, около 300 штук», — рассказывает Алена. Для этого проекта был создан специальный аккаунт в Instagram, а руководителем стал главный редактор National Geographic Андрей Паламарчук. Одна из задач «Писем из Заозерья», по словам Алены, — вовлечь детей в проектную деятельность села и включить их в новую туристическую индустрию, которую она развивает. Проект реализуют на грант от Президентского Фонда культурных инициатив — 167 000 рублей.

«Глобальная цель всех моих действий — возродить село: создать комфортное место для жизни и рабочие места, привлечь туристов. В идеальном варианте Заозерье будущего — это пекарня (обязательно баранки, так как Устинья Роскова — бараночница), несколько кафе, трактиры «Заозерский целовальник» и «Картуз», несколько гостиниц — «Дом со щуками», «Дом купца Орехова», «Дом купца Решетихина», — делится Алена. В деревне в среднем около 500 туристов в год, но с помощью соцсетей Петухова надеется привлечь в два раза больше. В деревне они смогут не только посетить интересные исторические места, но и приобрести фермерские продукты, например сыры. «Как турист я всегда ищу самобытность и уникальность места. В основу стратегии развития туризма в Заозерье легли впечатления туристов, с которыми они уедут, а затем поделятся ими с другими через соцсети. Абсолютно уверена, что ничего шаблонного не должно быть: от названий гостиниц и ресторанов до кухни из местных свежих продуктов. Музеи тоже должны быть связаны только с местной историей и культурой», — рассказывает о планах Петухова. Их она собирается реализовывать с помощью все того же краудфандинга: «Это очень хороший инструмент, так как ты четко определяешь цель сбора, получаешь рекламу, которая дает долгий эффект, ну и, само собой, собираешь деньги на воплощение задуманного». 

Элида Атласова (Фото DR)

Элида Атласова

Сохраняет культуру юкагиров в якутском селе 

Элида родилась в многодетной семье оленеводов и до семи лет жила в тундре. «Мы жили так, что мне казалось, будто в мире нет никого, кроме нашей семьи. Родители говорили с нами только на родных языках», — рассказывает Атласова. Ее отец был эвеном и чукчей, мама — юкагиркой, и о культуре и обычаях народов, говорящих на этих языках, Элиде и другим детям рассказывали бабушки. «Помню, как наша бабушка анализировала гостей, приезжающих к нам на стойбище. По походке, взгляду, с какой части рыбы начинает есть гость, как протягивает чашку, как выпивает чай — по этим и другим чертам определяла характер и нрав человека. Поучала, что нужно делать и нельзя делать при людях. Каждый день говорила нам о том, как сохранить семью, как беречь свое здоровье, как важно при любой возможности делать добрые поступки. Думаю, что это самые ценные наставления наших предков, которые мы передаем нашим детям», — вспоминает Атласова.

 

После школы Элида поступила в Северо-восточный Федеральный Университет имени М. К. Аммосова. Завершив учебу, начала работать в вузе — сейчас занимает пост доцента кафедры северной филологии Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ. Однако преподаванием не ограничивается: вот уже несколько лет она своими силами развивает культуру родного региона и небольших сел Андрюшкино и Колымское, в которых выросла. «Студентами нашего университета в основном становятся молодые ребята из поселков. Мне хотелось создать условия, в которых они бы стали более конкурентоспособными», — рассказывает она.

По мнению Атласовой, важно научить молодое поколение ценностям и навыкам, чтимым местными народами и общинами: это даст им возможность популяризовать родную культуру как в родных регионах, так и за их пределами. В 2012 году Атласова прошла стажировку в штаб-квартире ООН по правам коренных народов, после возвращения разработала и в 2013 году реализовала в родном университете образовательную программу бакалавриата «Родной язык и литература коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и начальное образование». В 2014 году вместе со своей матерью Атласова организовала сообщество, которое популяризирует юкагирский язык и культуру (включая оленеводство), издает, учебные пособия, словари, сказки, воссоздает традиционную одежду. На создание сообщества ушло чуть больше 12 000 рублей.

В 2019 году Элида реализовала проект «Ожившие рисунки древних юкагиров» в Нижнеколымском районе поселка Черский. В нем приняли участие школьники с третьего по десятый классы — они разрабатывали пиктографическое письмо своей семьи и рассказывали о рисунках на юкагирском языке. «Также на этом языке были отсняты 13 видеороликов — они будут переданы всем участникам проекта, а также средней образовательной школе села Андрюшкино. Это позволит руководителям школы использовать видео для проведения мероприятий, связанных с тематикой традиционной культуры юкагиров и родного языка», — рассказывает Атласова. Проект был реализован на грант главы Республики Саха (Якутия) — 382 000 рублей. Другой грант, полученный Элидой Атласовой, — 500 000 рублей от Министерства по развитию институтов гражданского общества на реализацию проектов, связанных с прикладным искусством.

Некоторые проекты Атласова реализует на собственные средства. «Сегодня происходит утеря таких традиционных промыслов, как экзотическое изготовление ниток из сухожилий оленя. Чтобы сохранить его, мы создали «Золотые нити Олеринской тундры»: в проекте приняли участие молодые девушки села Колымское, активно им помогали бабушки, которые были очень удивлены тем, что сухожильными нитями интересуется молодежь. В течение недели девушки учились у бабушек скручивать нитки. Думаю, это и стало одной из главных задач проекта — наладить диалог между старшим и молодым поколениями», — рассказывает Атласова. В этот проект она вложила 150 000 рублей из собственных сбережений.

 

Благодаря усилиям Элиды юкагирская культура не исчезает: молодым людям она помогает понять прошлое своих народов и их культуру, тем, кто уехал из деревень в города, — сохранять связь с малой родиной. А кроме того, занятие прикладным искусством вроде шитья костюмов потенциально может стать прибыльным для самих сел и их общин. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+