Автобиография первой леди и «Интимное Средневековье»: лучший нон-фикшен зимы

Сара Гэй Форден, «Дом Gucci. Сенсационная история убийства, безумия, гламура и жадности»
Издательство «Эксмо», перевод с английского М. Борисовой, М. Белолипцева
Книга Сары Форден вышла на русском аккурат к кинопремьере фильма Ридли Скотта «Дом Gucci». Но роман, написанный журналисткой, куда интереснее, полнокровнее и показательнее, чем его экранизация.
Фабула, разумеется, все та же: утром 27 марта 1995 года Маурицио Гуччи, последний из легендарной модной династии, был убит четырьмя выстрелами на пороге своего офиса, а два годя спустя в своем роскошном палаццо была арестована за убийство его бывшая жена Патриция Реджани, прозванная прессой «черной вдовой». Книга рассказывает, как девушка из бедной семьи заполучила одного из самых перспективных женихов Италии и стала «большей Гуччи», чем сами члены модного семейства, почему оказалась за бортом бизнеса и ради чего убила. В отличие от фильма здесь показана вся история самого модного дома — детища пронырливого тосканца Гуччио Гуччи и его наследников. Это роман о том, как вкус, чутье и практическая хватка могут привести портье из отеля «Савой» в мир высокой моды и огромных денег и как диктатура того же самого человека, который не допускает мысли, что дети не разделят его страсти к семейному бизнесу, приведет к разрушению созданной им империи.
«Дом Гуччи» Сары Форден — история о принципах ведения бизнеса и воспитании наследников, о ловушках семейного дела, об интригах и личных трагедиях. Это шумная, темпераментная, закрученная похлеще иного триллера, тщательно проработанная и прекрасно написанная книга о ярмарке тщеславия и человеческих страстях, которые выходят из-под контроля, если сдерживаются только деньгами.
Хелен Льюис, «Неудобные женщины. История феминизма в 11 конфликтах»
Издательство «Альпина Нон-фикшн», перевод с английского Александры Мороз
Многое из того, что сегодняшние женщины воспринимают как свое естественное право — учиться и работать, распоряжаться деньгами, разводиться, заниматься сексом по обоюдному согласию, принимать решение об аборте, даже право участвовать в командных видах спорта, — результат долгой борьбы и важных побед «неудобных» женщин прошлого. Они ломали стереотипы, меняли уклад, заставляли пересматривать правовые нормы — и редко получали за это благодарность. Чтобы отстоять права женщин, они шли на конфликты и противостояния, а иногда использовали незаконные и даже жестокие тактики. Историк и журналистка Хелен Льюис взялась за свою книгу потому, что «история женщин не должна превращаться в поиск безупречных героинь». «В этой книге, — предупреждает она, — вы встретите женщин с взглядами, которые были неприемлемы для современных феминисток».
Среди таких «неправильных феминисток», например, Кэролайн Нортон, чья долгая и неприятная борьба за развод с жестоким мужем и возможность воспитывать детей привела к принятию в 1839 году Закона об опеке над младенцами, или Мари Стоупс, которая в книге «Любовь в браке» (1918) рассказала о женском сексуальном удовольствии и основала первую клинику по контролю над рождаемостью. Обе могли бы показаться образцовыми феминистками, если бы Нортон при этом не писала, что «естественное положение женщины — это неполноценность по отношению к мужчине», а Стоупс не была противницей абортов, сторонницей евгеники и поклонницей Гитлера.
Льюис — педантичная и непредвзятая исследовательница, она готова к тому, что люди сложны, а правда малоприятна, и предлагает поразмышлять об этом, сохраняя уважение к тем, кто шел перед нами. При этом Льюис — прекрасный рассказчик: она легко сочетает научные изыскания и серьезные журналистские расследования с собственными рассуждениями, автобиографическими примечаниями и язвительными, остроумными комментариями.
Энн Гленконнер, «Фрейлина. Моя невероятная жизнь в тени Королевы»
Издательство «Эксмо», перевод с английского Т. Новиковой
В 2019 году леди Энн Гленконнер позвонили Хелена Бонэм Картер, которая должна была сыграть принцессу Маргарет в третьем сезоне «Короны», и Нэнси Кэрролл, которой предстояло исполнить роль подруги и фрейлины принцессы, то есть самой леди Энн. После встреч и долгих разговоров с актрисами леди Гленконнер и решила написать эту книгу: «Я вспомнила наше детство в Норфолке, 30 лет работы фрейлиной, те моменты, когда мы хохотали, как безумные… Я вспомнила взлеты и падения нашей жизни».
Благодаря знатному происхождению леди Энн c детства дружила с будущей королевой Елизаветой II и ее сестрой, принцессой Маргарет. «Мои первые воспоминания о принцессах Елизавете и Маргарет относятся к очень юному возрасту — мне было года два или три. Принцесса Елизавета была на пять лет старше — а это очень много, в моих глазах она была почти взрослой. Принцесса же Маргарет была старше меня всего на два года, и мы сразу же подружились. Она была озорной, веселой, изобретательной — лучшей подругой, какую только можно придумать», — вспоминает автор.
Энн всю жизнь провела вблизи королевы и ее сестры: она была фрейлиной принцессы Маргарет вплоть до ее смерти в 2002 году. «Фрейлина» — история женской дружбы и ограничений, которые накладывает титул и статус, а также драма самой Энн, которая неудачно вышла замуж за взбалмошного барона Гленконнера, оставившего все состояние слуге, пережила смерть двух сыновей и кому третьего сына. И, конечно, это еще одна возможность взглянуть поближе на тайны королевского двора в год 70-летия правления Елизаветы II.
Джилл Байден, «Там, где свет. История первой леди США»
Издательство «Эксмо», перевод с английского В. Куприяновой
Казалось бы, книга новой первой леди — уже привычный формат мемуаров о том, как учительница стала женой политика и в итоге пришла с ним в Белый дом. Однако Джилл Байден рассказывает скорее историю личных отношений мужчины и женщины.
«Откуда у вас этот номер?» — спросила 23-летняя разведенная учительница английского Джилл сенатора Джо Байдена, когда он неожиданно позвонил ей, чтобы пригласить на свидание. У 31-летнего Джо была не самая спокойная работа и двое сыновей от первой жены, которая погибла в автокатастрофе вместе с их маленькой дочерью. Решиться сблизиться с ним было непросто (Джо делал предложение четыре раза и на пятый поставил ультиматум). Джилл Байден рассказывает, как постепенно складывалась семья и росла близость, как она выстраивала отношения с пасынками, стараясь при этом беречь и уважать память их матери. У нее получилось: мальчики полюбили Джилл искренне, и когда она забеременела, Джо Байден узнал об этом от своих сыновей. Она рассказывает, как училась находить баланс между ролями матери, жены, преподавателя и супруги сенатора, а затем и вице-президента и скольких душевных сил это потребовало. Джилл пишет о неуверенности в себе и интровертном характере — двух особенностях, которые очень мешали ей быть женой публичного человека. Несмотря на социальные ожидания 1970-х годов в отношении жен сенаторов, Джилл Байден вернулась к преподаванию и за следующие 15 лет получила две степени магистра и защитила докторскую. Она предпочитает, чтобы ее называли доктор Байден, а не миссис Байден: «Это имя мамы Джо, а не мое».
Самая сложная и откровенная часть книги — последняя. Джилл Байден делится воспоминаниями о смерти сына Бо, который умер от рака мозга в 2015 году. «После смерти Бо я определенно разбита. Я чувствую себя как кусок фарфора, который снова склеили. Трещины могут быть незаметны, но они есть», — пишет она. Джилл говорит о материнской боли, о горечи потери, о кризисе веры в бога и неспособности чувствовать счастье жизни как прежде. Книга заканчивается раньше, чем Байден вступил в борьбу за президентское кресло, так что «Там, где свет» — в первую очередь история жизни женщины и только потом мемуары первой леди.
Розали Гилберт, «Интимное Средневековье. Истории о страсти и целомудрии, поясах верности и приворотных снадобьях»
Издательство «МИФ», перевод с английского Оксаны Медведь
Сексуальная жизнь людей в Средневековье окружена таким количеством заблуждений, что эта книга давно должна была появиться. Строго говоря, «Интимное Средневековье» — сборник лекций на тему секса. Правда ли, что жены томились закованными в пояса целомудрия, ожидая мужей из крестовых походов? Что можно было и чего нельзя было делать в спальне? Были ли женщины бесправными и безмолвными рабынями или могли как-то отстаивать свои интересы и свое тело? Получали ли они вообще удовольствие и что думала об этом Церковь?
Розали Гилберт давно увлекается темой интимной жизни в Средние века и собрала большой объем информации. Она читает лекции по средневековой гигиене и сексуальной жизни средневековых женщин в Музее искусства и археологии Квинсленда. В книге довольно много примеров из первоисточников, в том числе записи судебных протоколов (ограничительное право — важный источник наших знаний о том, как было), но при этом много и самой Розали Гилберт, ее рассуждений и колкостей. Периодически это утомляет, и книжку, вероятно, слушать интереснее, чем читать.