К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Как суфражистка Элизабет Кэди Стэнтон боролась за избирательные права для женщин


Элизабет Кэди Стэнтон называют матерью-основательницей американского суфражизма. Именно она уговорила сенатора Сарджента внести в Конгресс документ, который позже стал знаменитой 19-й поправкой, давшей женщинам избирательные права. Также Элизабет — автор Декларации чувств, одного из первых программных феминистских заявлений
Элизабет Кэди Стэнтон (Фото Library of Congress)

«Я хотел бы, чтобы ты была мальчиком» 

12 ноября 1815 года Маргарет, жена судьи штата Нью-Йорк Дэниела Кэди, родила девочку. Элизабет стала восьмой из десяти детей супругов и одной из пяти дочерей. Ее родители были состоятельными людьми, но подлинным богатством семьи считались сыновья: в XIX веке мальчики все еще рассматривались как «настоящие» наследники и продолжатели рода в отличие от девочек. 

Четверо сыновей Кэди умерли еще совсем маленькими, последний скончался, когда Элизабет было 11. Дэниел Кэди был опустошен и подавлен. Элизабет позже вспоминала, как вошла в темную гостиную, где стоял гроб с телом ее брата, и увидела отца — он сидел «бледный и неподвижный». Элизабет взобралась к отцу на колени, обняла его. «Моя голова прижалась к его бьющемуся сердцу, мы оба молча сидели, — писала она потом. — Он думал о крушении всех его надежд с потерей дорогого сына, а я спрашивала себя: что можно сделать или сказать, чтобы как-то заполнить пустоту в его груди. Наконец он глубоко вздохнул и сказал: «О, дочь моя, я бы хотел, чтобы ты была мальчиком!» Обняв его за шею, я ответила: «Я постараюсь стать всем, чем был мой брат».  

Элизабет начала упорно учиться. Особенно хорошо ей давались языки. Однажды ее наградили за особые успехи в греческом — подарили Новый Завет. Элизабет побежала домой, чтобы скорее рассказать об этом отцу. «Ах, ты должна была быть мальчиком!» — так отреагировал он на эту новость.  

 

Права женщин и права темнокожих

После школы Элизабет мечтала поступить в колледж, как сделали бы ее братья. Но получать высшее образование наравне с мужчинами женщины в США на тот момент не могли. «Моей досаде и ужасу не было предела», — рассказывала она позже. Элизабет поделилась своим негодованием с отцом, но снова не нашла поддержки: он посоветовал дочери научиться «вести хозяйство и делать пудинги и пироги». 

Элизабет не стала слушать отцовские советы. Невозможность учиться наравне с мужчинами казалось ей абсурдной. «Препятствовать полноценному образованию — все равно что выколоть глаза», — считала она. В 1830 году Элизабет удалось уговорить отца разрешить ей поехать учиться в первое высшее учебное заведение для женщин — семинарию в городе Трое штата Нью-Йорк. Там Элизабет изучала теологию, литературу, риторику, практиковалась в ораторском искусстве, но больше всего ее привлекала юриспруденция. Она посвящала изучению права все свое свободное время. 

 

Чем больше Элизабет знакомилась с законодательством США, тем больше убеждалась, что законы, дискриминирующие женщин, было необходимо изменить. Еще одной проблемой, о которой много думала Кэди, было рабство в южных штатах. Она увлеклась идеями аболиционизма и много общалась с единомышленниками. При этом Элизабет поражала узость мышления некоторых активистов. Она писала: «На меня очень сильно повлиял тот факт, что аболиционисты, знакомые с тяжелым положением рабов, не имеют ни малейшего представления о сходном с рабским положении их матерей, жен, сестер». 

Нестандартная свадьба и судьбоносное знакомство

Элизабет, как и некоторые другие аболиционистки, считала, что в рабском положении в Америке находятся не только темнокожие, но и все представительницы женского пола. Активистка верила: «Длительное рабство женщин — самая мрачная страница в истории человечества». 

На одной из встреч с единомышленниками Элизабет познакомилась с Генри Стэнтоном, известным борцом за освобождение рабов. Они понравились друг другу, однако отец был против помолвки дочери: Стэнтон был старше, к тому же он беден по сравнению с семьей Кэди. Однако Элизабет снова пошла против отца и 10 мая 1840 года вышла замуж за Генри. 

 

Церемония была нестандартной: невеста изменила свадебную клятву, вычеркнув пункт про обязанность повиноваться мужу, и сохранила девичью фамилию. Таким образом, после заключения брака ее должны были называть не миссис Генри Стэнтон, а Элизабет Кэди Стэнтон. 

После свадьбы молодожены отправились не в романтическое путешествие, а на Всемирный съезд против рабства. Там Элизабет познакомилась с Лукрецией Мосс, которая также была сторонницей гендерного равенства. Это знакомство стало поворотным в жизни Стэнтон. Лукреция поддерживала Элизабет и ее идеи, и вместе они стали активно заниматься их продвижением. 

В то время Кэди Стэнтон все больше начинал волновать вопрос избирательного права. В то, что женщины смогут получить возможность голосовать, в конце 1840-х годов верилось с трудом. Даже муж Элизабет говорил ей, что добиться избирательных прав — задача нереалистичная. Тем не менее были активисты, которые придерживались противоположной точки зрения. «В мире не может быть причин отказывать женщине в осуществлении избирательного права или в участии в создании и применении законов страны», — писал известный аболиционист и знакомый Элизабет Фредерик Дуглас. Сама она думала так же и верила, что избирательные права — базовая вещь, благодаря которой приобретаются все остальные права и свободы. 

Абсолютная власть одного пола над другим 

В один из дней в июле 1948 года Лукреция, Элизабет и другие активистки за чаем вновь начали обсуждать бесправное положение женщин. Они подумали, что было бы хорошо встретиться с другими единомышленницами и сделать дискуссию публичной. Было решено организовать конвенцию, посвященную женским правам.

Конвенция прошла 19 июля в городе Сенека-Фоллз. На мероприятии Элизабет представила свою Декларацию чувств, написанную по образцу Декларации независимости Томаса Джефферсона. По словам историка Линды Кербер, «проводя параллель между претензиями женщин и самым выдающимся политическим заявлением», сделанным американской нацией, Кэди Стэнтон «подразумевает, что женские требования были не более и не менее радикальными, чем требования американской революции».

 

«История человечества есть история неоднократного нанесения ущерба и незаконных присвоений — со стороны мужчины по отношению к женщине» с целью установить абсолютную власть одного пола над другим, заявила Элизабет в декларации. «Мужчина никогда не позволял [женщине] пользоваться ее неотъемлемым избирательным правом, — писала она. — Он заставил ее подчиниться законам, в составлении которых она не имела права голоса. Он лишил ее прав, которые даны самым невежественным и униженным людям — как туземцам, так и иностранцам. Лишив ее этого и тем самым оставив ее без представительства в залах законодательства, он угнетал ее со всех сторон». 

Стэнтон подчеркивала: женщина не может реализовать себя, потому что мужчина «закрывает перед ней почти все пути к богатству и славе» и «монополизировал почти все прибыльные занятия». Но терпеть несправедливость больше нельзя. 

Сегодня считается, что с конвенции в Сенека-Фоллз начался американский суфражизм, а трактат Стэнтон стал базой для движения за права американских женщин. Существует также мнение, что Декларация чувств заложила основу феминизма как политического движения. 

«Текст, принятый в 1848 году в Сенека-Фоллз, стал событием национального масштаба — чего изначально не предполагалось — из-за его воздействия на прессу, — объясняет исследовательница феминизма Мишель Занкарини-Фурнель. — Вслед за этим местные съезды за женские права начали ежегодно проводиться в других штатах». 

 

«Делаю путь более гладким и простым» 

В 1851 году Элизабет выступала на митинге против рабства. Возвращаясь домой, она встретила женщину «с добрым, серьезным лицом и добродушной улыбкой, совершенство опрятности и ясного ума». Это была суфражистка Сьюзан Энтони, будущая союзница Элизабет. 

Элизабет Кэди Стэнтон и Сьюзан Энтони (Фото National Portrait Gallery )

Они были во многом противоположностями. Элизабет лучше удавалось писать речи, а Сьюзан — редактировать. Первая выстраивала композицию и подбирала точные формулировки, вторая искала статистику и факты. «Вместе мы выдвинули аргументы [в пользу предоставления женщинам прав], которые непоколебимо выдержали бури долгих лет, — аргументы, на которые никто не ответил. Наши речи можно считать объединенным продуктом двух наших мозгов», — говорила Элизабет. 

Они со Сьюзан стали признанными национальными лидерами женского движения и в течение следующих 50 лет боролись за те права, которые сегодня воспринимаются как должное. В 1863 году Кэди Стэнтон и Энтони основали Лояльную национальную лигу женщин для агитации за поправку к Конституции США, отменяющую рабство. В 1866 году они подали в Конгресс петицию с требованием обеспечить избирательное право, а Элизабет стала первой женщиной-кандидатом в Палату представителей США. 

В 1868 году Элизабет и Сьюзан начали издавать суфражистскую газету «Революция» и создали Национальную ассоциацию избирательного права женщин, а еще через 10 лет убедили сенатора Арлена Сарджента внести на рассмотрение в Конгресс документ, который впоследствии станет 19-й поправкой к Конституции США, разрешившей женщинам голосовать. В 1870 году в том числе при содействии активисток была ратифицирована 15-я поправка, запрещающая лишение избирательных прав «по признаку расы, цвета кожи или предыдущего состояния рабства». 

 

Продвигая эти идеи, Элизабет встречала осуждение и непонимание, в том числе со стороны других женщин. Она писала, что иногда чувствовала одиночество и усталость. Но бросать активизм Элизабет не хотела: ее главной мотивацией изменить мир была ее дочь Маргарет. Элизабет писала Маргарет в 1872 году: «Я чувствую, что делаю путь более гладким и простым для тебя и всех других славных девочек». 

«Сеем пшеницу, которая грядущей весной пустит ростки»

В конце жизни Элизабет много времени посвящала  литературной работе, которая была для нее одной из форм активизма. Стэнтон опубликовала «Женскую Библию», в которой критиковала религиозный догматизм как препятствие на пути женщин к самостоятельности. Также Элизабет закончила три тома «Истории избирательного права женщин», своего рода хронику борьбы американок за свои права. 

Самой Кэди Стэнтон увидеть победу суфражисток в США так и не довелось: она умерла в октябре 1902 года, за 18 лет до того, как женщины получили право голоса. Однако без Элизабет, ее идей и борьбы не было бы американского суфражизма. Ее называют матерью-основательницей движения. 

Пусть Стэнтон не увидела победу суфражисток, но она никогда не сомневалась в том, что женщины смогут добиться избирательного права и продвинуться в борьбе за гендерное равенство. Незадолго до смерти она написала в дневнике: «Мы сеем сегодня озимую пшеницу, которая грядущей весной пустит ростки. Их будут пожинать и ими будут наслаждаться другие руки». 

 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+