К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

 

Режиссер Блерта Башолли о кино в Косово, попадании на «Оскар» и победе на «Сандэнсе»

Блерта Башолли (Фото Juan Naharro Gimenez / Getty Images)
12 мая в российский прокат выходит косовская драма «Улей». Мы поговорили с режиссером фильма Блертой Башолли о кинематографе и возможностях для женщин-режиссеров в Косово

«Улей» — дебютная полнометражная картина Блерты Башолли, установившая сразу несколько важных рекордов. Это первый косовский фильм, попавший в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», и первый фильм в истории кинофестиваля «Сандэнс», получивший сразу три награды в международном конкурсе игрового кино: приз жюри, приз за лучшую режиссуру и приз зрительских симпатий. Среди его конкурентов были, например, несостоявшийся каннский участник «Удовольствие» Ниньи Тюберг и резонансное «Розовое облако» Юли Жербази. Подобный успех говорит о том, что зрители и жюри единодушно признали: «Улей» — картина выдающаяся со всех сторон, как и ее автор (Башолли выступила и как режиссер, и как сценарист).

Блерта Башолли родилась в 1983 году в Приштине, столице Косово, небольшой частично признанной балканской республики, которая в 2008 году отделилась от Сербии. Главная героиня «Улья» Фахрие Хоти — реально существующий человек. Албанская девушка родом из маленькой деревни Велика Круша в 1999 году овдовела, как и еще несколько сотен женщин, потерявших мужей, служивших в Армии освобождения Косово во время югославского конфликта. Оказавшись один на один с бытовыми проблемами, бедностью и отсутствием перспектив, Фахрие организовала кооператив «Женщины Круша». Вопреки травле со стороны мужчин старшего поколения, потерявших сыновей на войне и клеймивших оставшихся в живых женщин позором, она организовала производство айвара — национального балканского блюда, овощной икры из печеного болгарского перца. Сейчас ее компания Krusha является одним из крупнейших поставщиков айвара в мире.

Мы поговорили с Блертой Башолли о том, как она узнала историю Фахрие, как выбирала актрису на ее роль и что значат для нее попадание в шорт-лист «Оскара» и победы на международных фестивалях.

 

— Как вы узнали историю Фахрие и ее компании?

— Сперва я услышала ее историю на телевидении в интервью, которое она давала. Я тогда была в США, училась в Нью-Йоркском университете кинематографа, и мы слушали новости из Косово. Фахрие рассказывала о том, как начала свой бизнес и как она поначалу относилась к нему с некоторым предубеждением. Мне показалось, что это очень интересная история. Потом я вернулась в Косово, и мы встретилась с ней лично. Она мне понравилась даже больше, чем ее история. Я подумала, что Фахрие очень интересный персонаж, мне хватило одного разговора, чтобы понять это, пока я слушала, как она преодолевала все невзгоды и продолжала работать, несмотря ни на что. Ее пример очень вдохновил меня, и я подумала, что очень важно рассказать об этом на большом экране.

— Как фильм состоялся финансово? Я знаю, что в Косово действует местный Центр кинематографии, однако в числе стран, участвовавших в копродукции, указана, например, Швейцария.

— Центр кинематографии в Косово очень хорошо работал последние 10 лет, он действительно дал возможность снимать фильмы многим молодым кинематографистам. Так что первые средства, которые мы получили, были от центра, а затем с государственным финансированием подключились Македония и Албания. Мой продюсер Илл Ука и его партнеры много работают со швейцарским продюсером Бриттой Ринделауб из Alva Films, которая часто сотрудничает с косовскими кинематографистами, живущими в Швейцарии. При этом они никогда раньше не получали финансовую поддержку из этой страны: то есть швейцарские косовцы ехали снимать кино в Косово на деньги Косово, но чтобы ты получил деньги от Швейцарии — такого никогда не было. Через Ринделауб нам удалось впервые получить финансирование оттуда. Сначала нам отказали, но через год мы снова подали заявку с новым черновиком сценария, и нас решили профинансировать. Часть средств предоставил женевский телеканал RTS. Для нас это было очень интересное сотрудничество, и нам повезло, потому что без этих вложений было бы очень сложно закончить фильм. Теперь мы сотрудничаем с ними на следующем проекте.

Это был действительно интересный год, потому что на большие фестивали ездило сразу четыре фильма из Косово, снятых женщинами

— Кино из Косово, мягко говоря, до России доходит нечасто. Я изучил все, что смог, и заметил, что несколько недавних фильмов были сняты женщинами: «Брак» (Блерта Зекири), «Дом Аги» (Лендита Зекираж). Это совпадение или у женщин-режиссеров действительно есть достойные возможности для реализации в Косово?

— Они сестры и обе довольно давно снимают фильмы. Но если вы внимательно посмотрите программы международных смотров, то заметите, что только в минувшем году в Каннах побывал фильм Гуаны Байрами «Львицы ревут на холме», в Венеции — «Вера мечтает о море» Калтрины Красники, в Роттердаме — «В поисках Венеры» Норики Сефы. Плюс «Улей» на «Сандэнсе». Это был действительно интересный год, потому что на большие фестивали ездило сразу четыре фильма из Косово, снятых женщинами. Я бы сказала, что, возможно, это произошло случайно. Центр кинематографии не смотрит на то, мужчина ты или женщина. Они просто ищут хорошие сценарии, и эти сценарии получают финансирование. Но тут роль сыграло и то, что мы черпали вдохновение в фильмах друг друга.

— Дебютантка из небольшой балканской страны оказывается в шорт-листе «Оскара». Расскажите о ваших ощущениях в тот момент.

— Для нас это было невероятное, очень интересное путешествие. В качестве официальных заявок из разных стран были представлены более 90 фильмов. Мы попали в шорт-лист из 15 фильмов, но, к сожалению, не попали в номинанты. Тем не менее нам есть чем гордиться. Это была большая работа. Наш фильм начал свой путь в виртуальном пространстве, потому что тогда все фестивали проходили онлайн, и получил немало отзывов: пускай они были и виртуальными, но они были, и очень хорошие. Кроме того, в рамках кампании по выдвижению на «Оскар» у нас была возможность пообщаться с другими людьми, поинтересоваться, что их больше всего интересует в нашем сюжете, какие аспекты особенно тронули. Так что для нас это был действительно интересный опыт и, конечно же, большое достижение — хотя бы попасть в шорт-лист.

— Как вы нашли исполнительницу главной роли Иллку Гаши? Она совершенно невероятная и органичная.

— Она очень известная актриса в Косово. Я мало знала ее раньше, но во время учебы работала с ней над своим короткометражным фильмом «Лена и я», и мне очень понравилось с ней сотрудничать. Я знала, что она хорошая актриса, потому что видела много ее работ, но для меня важно понимать друг друга, важно, чтобы была страсть, которая остается и после работы на съемочной площадке. Иллка — страстная и трудолюбивая актриса. Как только я услышала историю Фахрие, я сразу подумала об Иллке и позвонила ей. Когда мы в первый раз встречались с Фахрие, я взяла Иллку с собой на встречу, потому что мне было важно, чтобы она пообщалась с прототипом своей героини. Здорово, что она приехала тогда, потому что мы обе живем с этим персонажем очень долгое время, и на почве обсуждения героини Иллки мы как будто лучше узнали друг друга. Это очень ценно.

— После фестивалей вы получали какие-то предложения по сотрудничеству? Возможно, из-за рубежа.

— Да, мы уже работаем над вторым сценарием с той же командой. Съемки также будут проходить в Косово. О проектах за рубежом пока конкретики нет, но какие-то предложения поступают. Посмотрим, что будет.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+