К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Железные аргументы: как цифры становятся языком феминизма

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В разговорах о равенстве доводы гуманизма работают не всегда. Тогда на помощь приходит статистика: именно гендерные исследования четко показывают связь между успешностью компаний и количеством женщин в ее руководстве, вооружая сторонников квот неоспоримыми аргументами

В терминах социальных наук равенство — не только гендерное, но гендерное в первую очередь — обеспечивает рост благополучия людей и организаций. Феминизм стал чем-то большим, чем движение женщин за равные права и равные возможности, — это неотъемлемая часть мировой экономики, особенно гендерной. 

Аналитическое агентство МcKinsey Global Institute еще в 2015 году провело масштабное исследование, которое показало, что полное устранение гендерных разрывов хотя бы в 95 странах мира позволило бы увеличить глобальный ВВП на $28 трлн.

После мирового финансового кризиса 2008 года стало очевидно, что во время кризисов неравенство усиливается и страдают в первую очередь нижняя доля среднего класса и представители уязвимых групп. Это вызвало всплеск интереса исследователей к неравенству возможностей, а не доходов. Если обеспечены равные стартовые возможности, то ничего несправедливого в том, что талантливые и трудолюбивые люди добиваются большего и имеют больше, нет. Другое дело, если на старте возможности неравны из-за социо-био-демографических факторов, на которые человек никак не может повлиять. Сюда относятся пол, раса, гендер, этнос/национальность, место рождения. Экономисты называют это явление неэффективным неравенством, потому что оно снижает рост экономики страны, не давая людям использовать свой потенциал. В рамках исследований неэффективного неравенства растет спрос на статистику, учитывающую гендерные аспекты жизни людей и их влияние на экономику. 

Статистика и гендер

ООН совместно с международным банком в 2006 году организовала работу экспертов по вопросам гендерной статистики. Эта область статистики призвана показывать все аспекты жизни и различия в них у женщин и мужчин, потому что в каждом обществе есть отличия в ожидаемом поведении женщин и мужчин, которые оказывают колоссальное влияние на всех этапах их жизни и определяют доступ и качество образования, медицины и общего благополучия. Гендерная статистика проводит сбор данных таким образом, чтобы гарантировать учет разнообразия групп и выявлять предвзятость, как, например, занижение вклада женщин в экономику, сокрытие сведений о насилии в отношении женщин и девочек и манипуляции данными о рождении и смерти девочек.

 

Важно понимать, что гендерная статистика не эквивалентна женской статистике и учитывает не только биологическую разницу между мужчинами и женщинами, но и социально сконструированные различия, чтобы отражать взаимоотношения между женщинами и мужчинами с точки зрения существующих иерархий, ролей, обязанностей, а также доступа к контролю, ресурсам и возможностям принятия решений.

Гендерные исследователи последовательно указывают на преимущества, которые дает рост числа женщин на руководящих позициях и включение женщин во все профессии и сферы занятости. Например, есть исследование, которое показывает, что компании, среди топ-менеджеров которых есть хотя бы одна женщина, стоят на $40 млн больше тех, где все топовые позиции заняты мужчинами. Цифры стали важным аргументом как для введения гендерных квот на позиции в руководящем составе компаний, так и для того, чтобы компании в принципе начали больше внимания уделять соблюдению гендерного баланса. Именно гендерная статистика приводит основные доказательства о повышении эффективности как следствия развития гендерного равенства.

 

Исследования в этой сфере можно условно разделить на две группы доказательств в пользу феминизации: первая группа  направлена на выявление выгод от соблюдения гендерного баланса, вторая — на вскрытие имеющегося неравенства в доходах и возможностях женщин.

От роста доходов до сохранения лесов

К первой группе относится, например, недавнее исследование Российской экономической школы и Университета Мангейма о позитивном влиянии увеличения доли женщин в совете директоров и других органах корпоративного управления на рыночную стоимость и другие показатели фирм.
Один из его результатов указывает на более высокую доходность (на 1,6-3,8% в год) у компаний, в советах директоров которых больше женщин. Также есть исследование 2019 года, в котором приводятся данные о росте экономической эффективности российских компаний с гендерно разнообразным составом директоров, особенно в период кризисов. Его авторы выдвигают теорию о конкретном числе женщин в составе Совета, которое позволило бы им реально влиять на принятие решений, — не менее трех.

За рубежом проводились любопытные исследования, демонстрирующие выгоды гендерного равенства не только  для бизнеса, но и для окружающей среды. Одно из таких исследований показывает, что гендерно разнообразный состав ответственных групп позитивно влияет на принятие решений о добыче и сохранении лесов. Его участники должны были провести информационные кампании в Перу, Индонезии и Танзании с целью сократить вырубку лесов. Группы, в которых применялось квотирование и не менее 50% были женщинами, смогли сократить заготовку деревьев на своих участках на 51%, в то время как группы без гендерного квотирования показали результат в 39%. Также группы с гендерным квотированием более справедливо распределяли денежные вознаграждения за отказ от вырубки лесов. 

 

Вторая группа исследований демонстрирует неравенство возможностей женщин и разницу в поведении женщин и мужчин. В продолжение темы климата — такие исследования показывают, что женщины в большей степени склонны к утилизации с целью повторного использования, больше пользуются общественным транспортом и выбирают более экономичные и экологичные автомобили. Именно женщины отвечают за сортировку мусора в 88% домохозяйств. 

Из исследований доступа к продуктовым ресурсам становится понятно, что женщины располагают более ограниченным доступом к сельскохозяйственным ресурсам и имеют меньше активов.

Законы или обычаи 102 стран по-прежнему лишают женщин тех же прав доступа к земле, что и мужчин, несмотря на то что женщины составляют 43% сельскохозяйственной рабочей силы во всем мире и половину или более — во многих африканских и азиатских странах. Эта проблема характера не только для развивающихся стран. В странах Евросоюза совокупно только 29% фермерских хозяйств возглавляют женщины, причем в некоторых странах их число меньше 10%: только 5% ферм управляются женщинами в Нидерландах, 6% — на Мальте, 8% — в Дании. При этом, по данным ООН, при наличии тех же ресурсов, что и у мужчин, женщины могут повысить урожайность сельскохозяйственных культур на 20-30%, сократив мировой голод на 12-17%. 

Российская статистика вскрывает разницу в занятости женщин в различных отраслях экономики и в заработной плате женщин и мужчин. Цифры показывают, что больше всего женщин в сфере обслуживания, где они составляют 70% работников. При этом во всех сферах производства, добычи полезных ископаемых, строительства и энергетики число женщин среди сотрудников не превышает 32%, а среди квалифицированных рабочих промышленности, строительства и транспорта лишь 18% — женщины. В России разница в зарплатах между мужчинами и женщинами составляет 28% не в пользу последних при среднеевропейском показателе 13%. 

Неоспоримые доводы

Гендерные исследователи изучают и сценарии, когда женщины достигают равенства с мужчинами. Например, одна из высоко цитируемых работ Армина Фалька и Йоханнеса Хермля (профессор экономики Университета Бонна и студент докторантуры факультета экономики Калифорнийского университета) демонстрирует, что чем больше у женщин возможностей, тем более они отличаются от мужчин в выборе своих предпочтений. Таким образом, доказывается важность равного доступа к материальным и социальным ресурсам. Приведенная в этом исследовании статистика по 80 000 участников из 76 стран является трудно оспоримым аргументом для тех, кто убежден, что гендерное разнообразие и политика разнообразия в целом приведут к размытию гендерно-специфических норм. Цифры показывают, что, наоборот, женщины в условиях равного доступа к ресурсам получают возможности к выражению своих различий.  

Когда мы говорим об адаптации или разработке новых мер по снижению неравенства, гендерная статистика становится ключевым инструментом, потому что без учета этих данных политики как стран, так и компаний склонны закреплять и воспроизводить неравенство. Одна из целей учета гендерной проблематики — ответить на вопрос, как и почему гендерные различия существуют. Эта информация нужна для понимания, как женщины и мужчины реагируют на социально-экономические и политические изменения и какова роль гендерно дифференцированного доступа к ресурсам и принятию решений в процессе изменений. 

 

Цифры при этом становятся языком аргументации для преодоления барьеров во внедрении разных видов разнообразия. Когда доводы гуманизма — а это одна из ключевых идей разнообразия — не работают, статистка указывает на конкретные плюсы включения большего числа женщин в экономические процессы, и с ее данными сложно поспорить. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+