К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Стеклянного потолка нет, труд до вечера: как женщины работают в китайских компаниях

 Фото Getty Images
 Фото Getty Images
В кризис Россия возлагает большие надежды на Китай — как ближайшего соседа и одну из крупнейших экономик. Как это повлияет на корпоративную культуру российских компаний? Чтобы найти ответ на этот вопрос, Forbes Woman изучил, что значит повестка гендерного равенства для китайских компаний

Мао Цзедун и женский труд

«Женщины держат половину неба», — утверждал китайский революционер и партийный деятель Мао Цзэдун. Борьба за гендерное равенство была одной из важных задач в годы его правления: Цзэдун был уверен, что для построения коммунистического общества женщины и мужчины должны получать равную оплату за труд на производстве. Китайское женское движение отличалось от европейского тем, что было создано по предложению правительства: в 1930-е годы из-за нехватки рабочей силы женщины были допущены на работу на предприятиях. 

«После прихода коммунистов во главе с Мао Цзэдуном к власти женщины действительно обрели больше трудовых прав. Из-за спорных политических решений Мао, которые приводили к голоду и разорению сельскохозяйственных угодий, не было никаких возможностей игнорировать работниц. После Второй мировой войны, как и во многих странах, женщины были ресурсом рабочей силы. Но в Китае это произошло раньше. При Мао Цзэдуне существовал лозунг (вообще председатели КНР ими славятся), что женщинам лучше меньше рожать и больше разводить свиней», — объясняет китаист Анастасия Муравьева.

Фото Getty Images

В 1980-е, согласно данным ООН, Китай занимал ведущие позиции в мире с точки зрения гендерного равенства. В 1990-е КНР провозгласила политику «технологии в обмен на рынок», в результате чего западные корпорации, пользуясь дешевизной рабочей силы, переместили большую часть производств в Китай. В этот же период китайские мужчины снова захотели видеть рядом с собой женственных домохозяек.  Однако глобальных перемен в вопросах гендерного равенства не произошло: история XX века закрепила работу женщин наравне с мужчинами как норму. 

 

«По моему опыту, в китайских IT-компаниях на руководящих позициях очень много женщин, —  рассказывает сотрудница крупной телекоммуникационной фирмы Мария (имя героини изменено по ее просьбе). — Особенно в маркетинге и продажах. 80% знакомых — женщины на руководящих позициях. В моей компании тоже перевес в сторону женщин». 

В 2020 году женщины занимали 36% руководящих должностей в Китае, в то время как средний показатель по Азии — 28%. Американская бухгалтерская организация Grant Thornton заявила, что Китай занимает первое место в мире по количеству женщин на руководящих должностях. 

 

«Если вы профессионал в своей сфере, то проблем не будет.  Не будет никакого потолка, стеклянного в том числе, — утверждает Мария. — Нужно всегда демонстрировать навыки, показывать плоды своей работы, выражать желание развиваться и улучшать бизнес. Еще китайцы любят, когда сотрудники сидят в офисе до десяти вечера, демонстрируя любовь к работе». 

Влияние патриархальной культуры на бизнес

Если посмотреть на положение женщин в китайском бизнесе, на первый взгляд ситуация выглядит позитивной. Но китайское общество остается патриархальным. Работодатели по-прежнему могут указать в объявлении о найме желаемый гендер работника. Если на работу принимают девушек, в требованиях могут указывать рост, вес и супружеский статус. В рейтинге гендерного разрыва Global Gender Gap Report за 2021 год Китай находился на 107 месте (для сравнения: Россия — на 81-м).

«В Китае до сих пор существуют селективные аборты в пользу мальчиков, из-за чего пол плода не сообщают вплоть до родов, это распространяется даже на иностранок. По традиции считается, что дочь рождается для другой семьи, а сын будет заботиться о своих родителях в старости. К тому же Китай долгое время оставался преимущественно аграрной страной, где сыновья — это рабочая сила», — объясняет китаист Муравьева.

 

«По поводу гендерных различий по своему опыту могу сказать, что женщинам платят меньше, — делится опытом менеджер по работе с китайскими блогерами Ольга (имя изменено по просьбе героини). На прошлой работе у меня была руководительница, которая сотрудников-мужчин любила гораздо больше, платила больше, требовала с них меньше. При этом ответственная девочка может выжимать из себя все соки и собирать шишки на собраниях, а парня-раздолбая на той же должности максимум слегка отчитают». 

«Например, если это китаец, ни разу не бывавший за границей, для него  «скрепы» очень важны. Четыре месяца я работала в частном детском саду учителем английского. Большая часть  коллектива — китайцы, придерживающиеся традиционных ценностей. Был случай, когда один из мальчиков посреди урока повернулся к своей сестре и со всей силы ударил ее по лицу просто так. Мальчика не наказали, девочку увели успокаивать», — вспоминает  бывший репетитор по английскому Ксения Иваницкая.

«Могу сказать, что как с российским работником со мной общаются вежливее, чем с китайскими, — рассказывает о своем опыте переводчица Светлана (имя изменено по просьбе героини). Со своими соотечественниками руководители и менеджеры ведут себя строже: это сделай, то сделай. К российским сотрудницам, например, нет никаких требований в дресс-коде, а вот китаянки обязательно должны носить юбки и каблуки». 

Однако существует большая разница между работой в локальной и международной китайской компании, подчеркивают опрошенные Forbes Woman женщины. Фирма, работающая с иностранными партнерами, обычно заботится о том, чтобы корпоративная этика (в том числе в отношении гендерного равенства) соответствовала мировым стандартам. 

«Многие сделки в Китае заключаются поздно вечером за ужином в баре или в закрытых мужских заведениях — сигарных клубах и саунах. И это еще одно препятствие для женщины. Поэтому готовьтесь отстаивать свои интересы на конференциях, форумах и прочих деловых мероприятиях, где общение с потенциальными партнерами будет ограничено по времени. Китайцы не заводят глубоких дружеских связей с женщинами, но если вы IR-специалист (investor relations, специалист по связям с инвесторами), вам будет оказано должное внимание», — писала для Forbes руководитель акселератора социальных инноваций Ольга Филатова.

 

«Если идут бизнес-переговоры, то китайцы никогда не будут проявлять сексизм по одной простой причине: если они позволят себе какое-то неосторожное выражение, а иностранец поймет, то они потеряют лицо. Для китайцев это неприемлемо, особенно перед людьми другой культуры», — отмечает китаист Муравьева. 

#MeToo и харассмент 

«Честно говоря, Китай с Россией схожи, если говорить о патриархальности общества. Но в отличие от России в Китае (хотя бы на законодательном уровне) криминализировано домашнее насилие. Да, существует множество барьеров, которые позволяют полиции и судам не удовлетворять прошения о разводе, не возбуждать уголовные дела, но закон существует, суды рассматривают иски. С другой стороны, быть феминисткой в Китае опасно: это наказуемо на государственном уровне», — говорит Анастасия Муравьева. 

В 2010-х в Китай пришла третья волна феминизма. В 2015 году группа из пяти активисток, известных как «феминистская пятерка», планировала распространять листовки в знак протеста против сексуальных домогательств в общественном транспорте в Международный женский день. За день до этого их арестовали и держали под стражей 37 дней «за разжигание конфликтов и провоцирование беспорядков». 

Через два года в прессе было опубликовано заявление вице-президента Всекитайской федерации женщин о том, что «враждебные западные силы» исковеркали понятие феминизма, чтобы подорвать политику КНР в отношении гендерного неравенства. В том же году одна из самых известных китайских активисток Ли Майцзы в статье для The Guardian рассказала, что женское движение в Китае находится под угрозой. Например, правительственная цензура удаляла публикации с хэштегом #MeToo (тогда вместо него китаянки стали использовать смайлики зайца и миски с рисом: «рисовый зайчик» на китайском звучит как ми-ту).

 

Лицом #MeToo в Китае называют Чжоу Сяосюань, ее история едва ли не самая известная в стране. В 2014 году, когда Чжоу Сяосюань был 21 год, она проходила стажировку на главной телесети Китая CCTV и зашла в гримерку к популярному телеведущему Чжу Цзюню, чтобы взять интервью. Тот стал трогать и целовать Чжоу без ее согласия. На следующий день  девушка обратилась в полицию, но там ей посоветовали не писать заявления, отмечая хорошую репутацию телеведущего, который к тому же подал встречный иск о клевете, который до сих пор находится на рассмотрении в суде.

«Люди приходят к зданию суда, поддерживают, ждут окончания заседаний. Показательно, что результаты заседаний не публикуются на сайте суда, хотя результаты рассмотрения других исков широкой публике доступны», — рассказывает китаист Муравьева. — Если мы говорим о гендерных, феминистских вопросах, будь то домашнее насилие или харассмент, сейчас даже суды, если до них доходит дело, стараются не публиковать онлайн эту информацию. С другой стороны, получается «эффект Стрейзанд» — чем меньше публикуют информации официальные источники представителей власти, тем больше этими историями интересуются люди». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+