К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Зарабатывала миллионы, но скрывала имя: как женщины создавали популярные комиксы

Джеки Ормс (Фото Getty Images)
Джеки Ормс (Фото Getty Images)
Долгое время центральными персонажами комиксов — и сюжетов, и самой индустрии — были мужчины. Однако среди тех, кто сделал комиксы популярными, были женщины. Их героини спасали мир, остроумно шутили и не боялись оказаться в неловкой ситуации
Роуз О’Нилл: заработала миллионы на ангелочках

Роуз О’Нилл: заработала миллионы на ангелочках

В 1890-х годах в США начался настоящий газетно-журнальный бум, и между медиамагнатами Джозефом Пулитцером и Уильямом Рэндольфом Херстом развернулась битва за читателя. Главным оружием стали комиксы. Пулитцер в 1895 году поместил на первую полосу газеты New York World рисованную историю «Желтый Малыш» о приключениях босоногого мальчугана, слоняющегося по трущобам Нью-Йорка. Его появление ознаменовало начало «Золотого века иллюстрации» в Америке. Через год на страницах журнала Truth появились изящные рисунки молодой художницы Роуз О’Нилл. А спустя  10 лет О’Нилл создала персонажа, который стал таким же популярным, как и Желтый Малыш, — ангелочка Кьюпи. И оказалась самой известной и высокооплачиваемой женщиной — создательницей комиксов.

Несмотря на очевидный талант, свои первые работы Роуз подписывала инициалами CRO, чтобы скрыть тот факт, что она женщина.Она была самоучкой. В 1888 году, в возрасте 13 лет, выиграла конкурс детского рисунка, устроенный местной газетой. Редакторы, сомневающиеся в подлинности рисунка, пригласили ее лично продемонстрировать свои навыки. С тех пор работы художницы стали постоянно появляться в газетах и журналах. Гонорары, которые получала Роуз, помогали содержать большую семью.

Прототипом ангелочка Кьюпи стал ее любимый младший брат, умерший в детстве. Комикс впервые появился в журнала Ladies’ Home Journal в 1909 году, а затем в журнале Woman’s Home Companion. Это был самый известный персонаж до Микки Мауса. В 1912 году немецкая фарфоровая компания начала производство куклы Кьюпи. Более поздние версии кукол были первыми игрушками, поступившими на массовый рынок в Америке. Популярный персонаж стал рекламным лицом кукурузных хлопьев, мыла, канцтоваров, посуды и других товаров.

Благодаря продаже кукол в течение следующих нескольких лет О'Нилл стала миллионершей и смогла приобрести недвижимость в разных штатах и даже за границей. Роуз не остановилась на комиксах: она училась скульптуре у Огюста Родена, иллюстрировала романы и, кроме того, активно боролась за избирательные права женщин: начиная с 1915 года участвовала в женском избирательном движении — была завсегдатаем женских маршей, выступала с речами и рисовала плакаты.

Нелл Бринкли: создала образ девушки 1910-х

Нелл Бринкли: создала образ девушки 1910-х

В 1907 году 21-летняя Нелл Бринкли из крошечного городка в Колорадо прибыла в Нью-Йорк по приглашению ​​главного редактора New York Evening Journal. Несмотря на юный возраст, она уже имела репутацию талантливого иллюстратора. А в 1918 году Бринкли выпустила свой первый комикс «Златоглазка и ее герой Билл».

Она популяризировала типаж, который получил название «девушка Бринкли». Эти элегантные и независимые героини сначала появились в ее рисованных историях, а вскоре стали персонажами песен, спектаклей и фильмов. Они совершенно не были похожи на пассивную, уравновешенную и умиротворенную «девушку Гибсона» — идеал женской красоты рубежа XIX-го и XX века. Нелл продвигала образ работающей женщины (такой, как она сама) и отмечала успехи публичных персон вроде Элеоноры Рузвельт или Амелии Эрхарт (сама Нелл летала на биплане). В своих историях она касалась остросоциальных тем, изображала героинь разных рас и этнической принадлежности.

Популярность созданного Нелл образа была такой, что женщины скупали в универмагах бигуди и щипцы для завивки, чтобы заполучить красивые локоны, как у нарисованной героини.

Этель Хейс: ироничный голос поколения флэпперов

Этель Хейс: ироничный голос поколения флэпперов

Этель Хейс училась в Лос-Анджелесской школе искусства и дизайна и хотела продолжить обучение в престижной Академии Жюлиана в Париже, но помешала Первая мировая война. Став добровольцем Красного Креста, Хейс узнала, что госпитали ищут «помощниц по восстановлению» — женщин, которые могли бы заниматься рисованием с выздоравливающими солдатами. «Многие из мужчин, которых я обучала, были настолько слабы, что им разрешалось заниматься лишь несколько минут в день», — вспоминала позднее Этель.

Позже Хейс записалась на заочные курсы в Школе иллюстрации и карикатуры. Основатель школы показал ее работы редактору Cleveland Press, а тот взял художницу штатным иллюстратором.

Этель с ее костюмом из колючего твида, широкополой шляпой и туфлями-брогами была воплощением стиля 1920-х. Ее современницы, которых прозвали флэпперами, отказались от корсетов, ввели в моду короткие платья, танцевали чарльстон и шимми на джазовых вечеринках. Этель было около 30 лет, когда она создала юмористический комикс «Флэппер Фанни говорит».

Независимая и находчивая Фанни носила откровенные наряды и отпускала колкости о мужчинах и отношениях. Например, расчищая лопатой сугроб, задавалась вопросом, почему бойфренды никогда не звонят сразу после снегопада. Сидя за рабочим столом, радовалась скорому отпуску — но не своему, а начальника. И спорила с поговоркой «хорошо смеется тот, кто смеется последним»: последним смеется тот, кто не понял шутку.

К 1930 году у Хейс было двое детей, о которых нужно было заботиться, а времени катастрофически не хватало. Работу над комиксом Этель передала другой художнице — Глэдис Паркер.

Глэдис Паркер: смеялась над собой и 1950-ми

Глэдис Паркер: смеялась над собой и 1950-ми

Глэдис Паркер прославилась комиксом «Мопси», выходившим с 1937-го по 1966 год. Мопси была альтер-эго Глэдис — миниатюрная, с копной густых волос и дерзкая. В 1946 году художница вспоминала: «Идея Мопси пришла мне в голову, когда карикатурист Руб Голдберг сказал, что мои волосы похожи на швабру» (англ. mop).

Мопси была типичной девушкой 1950-х, когда от американок ожидалось, что их будет интересовать только удачное замужество, поэтому основные мотивы сюжетов о ней — поиски бойфренда и отношения с ним. Но этой героине было не занимать самоиронии. Например, идя под венец, она просила жениха не наступать на подол ее платья — вдруг придется надеть его снова. А лежа на кушетке у психоаналитика, говорила в телефонную трубку — чтобы представить, что болтает с подругой, и расслабиться. Кроме того, Паркер не боялась помещать свою героиню в неловкие ситуации (вроде улетевшей шляпы или прилюдно свалившейся юбки) и придавать ей забавные черты. На одном из рисунков Мопси покупает ночную сорочку, и ей предлагают прямо в универмаге бесплатно нанести на нее монограмму. «Лучше адрес, — отвечает Мопси. — Я гуляю во сне».

Комиксы о Мопси перестали выходить в 1966 году, когда Глэдис умерла.

Паркер также была модельером и шила наряды для таких кинозвезд, как Лана Тернер, Джоан Кроуфорд, Хеди Ламарр, Джанетт Макдональд и Дороти Ламур.

Джеки Ормс: высмеивала расизм

Джеки Ормс: высмеивала расизм

Джеки Ормс родилась в 1911 году. После окончания школы она начала работать корректором в газете Pittsburgh Courier, со временем начала рисовать комиксы и стала востребованной художницей. Ее первый комикс, нарисованный в 1937 году, повествовал о чернокожей девушке из маленького южного городка, которая переехала на Север, чтобы стать артисткой в известном гарлемском клубе Cotton. Комикс нашел отклик у многих читателей газеты, поскольку отражал события тех лет: в течение всей первой половины XX века многие темнокожие жители американского Юга в поисках лучшей жизни переезжали на Север.

Через несколько лет Джеки потеряла единственного ребенка и ушла из профессии. Она вернулась к работе лишь в 1945 году, выпустив в Chicago Defender комикс «Кэнди» об остроумной чернокожей горничной, которая рассуждала о классовых и расовых различиях, а также женственности. Это был период расцвета «черной прессы», и Кэнди пользовалась особой популярностью.

Оглушительный успех ждал следующий комикс Джеки, выходивший с 1946-го по 1955 год, — «Пэтти-Джо и Джинджер» о не по годам смышленой чернокожей девочке и ее старшей сестре. В одном из выпусков Пэтти-Джо изображена с синяками, сжимающая в руке футбольный мяч и заявляющая: «Что значит «это не игра для девочек»? У нас тоже есть ноги, не так ли?».

В 1947 году Ормс заключила контракт с Terri Lee Doll Company на производство куклы с чертами Пэтти-Джо. Помимо того, что ей можно было делать разные прически и менять гардероб, она была одной из немногих чернокожих кукол, которые не отражали расистские стереотипы — не изображали толстых «мамочек» или безликих чернокожих малышей с открыток.

Ормс придерживалась левых взглядов, и в 1950-е, во времена маккартизма ФБР собрало на нее 287-страничное досье. Сатира в ее комиксах становится все острее. Например, в 1955 году Ормс выпустила короткий комикс, в котором Пэтти-Джо обращается к своей сестре: «Я не хочу показаться обидчивой… но этот новый белый чайник только что свистнул мне!». Это был намек на чудовищное убийство 14-летнего чернокожего Эммета Тилла, которого забили до смерти за то, что он якобы свистнул вслед белой женщине.

Джун Тарпе Миллс: придумала первую супергероиню

Джун Тарпе Миллс: придумала первую супергероиню

Джун Тарпе Миллс родилась в 1918 году в Нью-Йорке. Вынужденная содержать своих осиротевших племянников, она позировала художникам-портретистам, фотографам и скульпторам, и параллельно училась в Институте Пратта, престижной художественной школе. Получив травму, Миллс больше не могла работать моделью, зато стала иллюстратором, а в 1938 году, на пике популярности супергероев, начала рисовать комиксы.

Выходили они под псевдонимом. «Для детей было бы большим разочарованием, если бы они узнали, что автором таких мужественных и потрясающих персонажей была девчонка», — сказала Миллс в интервью.

Cамым известным ее персонажем стала Марла Дрейк — богатая светская девушка, которая боролась с преступностью в серии комиксов «Мисс Фьюри». Марла напоминала саму Миллс. Художница даже назвала кошку Марлы так же, как звали ее собственную питомицу.

На пике славы тиражи «Мисс Фьюри» (ее выпускала компания Timely Comics, позже переименованная в Marvel) достигали 1 млн экземпляров. Миллс стала первой в мире, кто создал женщину-супергероя, — «Чудо-женщина» Уильяма Марстона появилась только спустя полгода после «Мисс Фьюри». Во время Второй мировой войны летчики рисовали Марлу Дрейк на фюзеляжах бомбардировщиков, а девочки играли с вырезанными из бумаги куклами.

Комикс «Мисс Фьюри» перестал выходить в декабре 1951 года. Несмотря на несколько попыток вернуться в индустрию, Миллс была забыта.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+