Женский вагон в мужском поезде: как транспорт становится местом для домогательств

Анонимность и безнаказанность
Не менее 15% женщин из Англии и Уэльса подвергались той или иной форме нежелательного поведения с сексуальным подтекстом в общественном транспорте, выяснили британские ученые в 2017 году. А респондентки, с которыми пообщались авторы австралийского исследования 2024 года, признаются, что их больше всего пугают поездки ночью и в одиночестве, переполненные вагоны в метро, плохое освещение и ожидание транспорта на остановке. Особенно уязвимыми они также чувствуют себя во время выхода из автобуса или вагона.
В основном виновниками домогательств становятся попутчики, но это также могут быть прохожие по пути к остановке или даже кондукторы. Исследования выделяют три формы домогательств, с которыми женщины чаще всего сталкиваются в транспорте: вербальные (свист и непристойные комментарии), невербальные (показ порнографии на телефоне, прилюдная мастурбация) и физические (прикосновения).
Транспорт становится частым местом для харассмента из-за сочетания нескольких факторов, замечает в разговоре с Forbes Woman доктор социологических наук Жанна Чернова: «Во-первых, это полуобщественное пространство с ослабленным социальным контролем, где анонимность и временность контактов снижают риск последствий для агрессора. Во-вторых, высокая плотность пассажиров размывает личные границы, создавая возможность для злоупотреблений».
Транспортный коллапс
Правительства многих стран в стремлении оградить женщин от домогательств создают для них отдельный транспорт. Например, женские вагоны метро есть в Египте, Японии, Индии, Иране, Индонезии, Израиле, Малайзии, Мексики, Тайване, Филиппинах.
Однако данных о том, насколько эта мера действенна, крайне мало. Известно, что в Японии количество домогательств за год работы женских вагонов сократилось примерно на 3%. При этом треть женщин заявили, что они никогда не пользовались такими вагонами, 46,5% садились в них иногда, а только 3,8% опрошенных — постоянно. Также в статье 2013 года, опубликованной в Journal of Public Transportation, исследовательница из университета Стоуни-Брук опросила 250 мексиканок, 50% из них ответили, что постоянно пользуются транспортом, предназначенным только для женщин. Остальные респондентки отметили, что он им не подходит — не ходит по нужным им маршрутам, не останавливается там, где им было бы удобно выйти.
В Южной Корее женские вагоны ввели в эксплуатацию в 1992 году, но позже власти отказались от этой идеи, потому что в них продолжали ездить мужчины (в 2011 году вагоны вернули). Такая же проблема — в Рио-де-Жанейро, где поезда с розовыми вагонами запустили в 2006 году. Зато в Джакарте женские вагоны в метро пустовали, в то время как другие оказывались переполнены — в итоге их отменили.
В России в некоторых поездах дальнего следования можно выбрать «мужские», «женские» и «смешанные купе», однако в соцсетях периодически появляются истории о том, что билет в женское купе может купить и мужчина, а проводники не знают, что делать в этом случае.
Женские места есть не только в наземном транспорте. В 2017 году после жалоб пассажирок на приставания авиакомпания Air India ввела специальные ряды для женщин в самолетах. Теперь на некоторых внутренних рейсах шесть передних мест зарезервированы для женщин.
Дополнительная сегрегация
Некоторые фем-активистки считают, что общественный транспорт, предназначенный только для женщин, не решает проблему насилия. Директор Women's Centre for Change в Малайзии Карен Лай утверждает, что более эффективный способ борьбы — моментальное задержание правонарушителей. В качестве удачного примера Лай приводит систему, применяемую в столице Эквадора, — Кито. Там пассажиры автобуса могут отправить сигнал о правонарушении, который поступит в специальную службу. Если нарушитель не отреагирует на замечание водителя по громкой связи, на ближайшей остановке его будет ждать патруль. В среднем в службу поступает не менее восьми сообщений в день с 18:00 до 21:00.
Специальный транспорт для женщин только закрепляет культурные стереотипы и гендерную сегрегацию, усиливая идею о том, что женщины требуют особой защиты, говорит доктор социологических наук Жанна Чернова: «Вместо этого следует сосредотачиваться на создании безопасной и доступной среды для всех».
Из соображений безопасности такие инициативы могут быть полезными в регионах или ситуациях, где уровень насилия и харассмента особенно высок, замечает в беседе с Forbes Woman психотерапевт Анна Парвати. «Однако это, скорее, временное решение. Оно не устраняет причину проблемы — культуру насилия, отсутствие уважения к личным границам, распространенность ментальных проблем, которые побуждают людей к харассменту», — объясняет эксперт.
Нужда в защите и комплексных мерах
В некоторых странах проблема харассмента в транспорте настолько серьезна, что из-за него девочки пропускают школу, а женщины отказываются от предложений по работе или даже не могут получить доступ к основным медицинским услугам (ведь для этого нужно поехать в больницу), отмечает Эльза Мари Де Сильва, основательница и генеральный директор фонда Red Dot Foundation, который делает общественные пространства более безопасными для женщин и девочек.
«Важно понимать, что точечные инициативы и меры эффективно работать не будут. «Женские вагоны» — это борьба со следствием, а не с причиной проблемы. И даже если есть «женский вагон», то это не исключает насилия за его пределами — на станции, на выходе из метро, — отмечает в разговоре с Forbes Woman юрист Дарьяна Грязнова. — Например, в Каталонии (Испания) был утвержден план по предотвращению домогательств в общественном транспорте. Он включает меры по расширению базы для более эффективного противодействия домогательствам: внесение изменений в законодательство, сбор данных, учет потребностей женщин при планировании транспортной системы, улучшение систем профилактики и помощи, повышение осведомленности о них».
По словам Грязновой, в российском законодательстве нет ответственности за приставания в транспорте, ведь даже само определение «домогательства» в нормативных документах отсутствует. В КоАП есть статья «Мелкое хулиганство», которая охватывает «оскорбительное приставание к гражданам». В УК есть статьи о сексуализированном насилии, но они не работают эффективно для случаев домогательств. «Существуют единичные дела по несовершеннолетним. Например, дело Консорциума Женских НПО, когда москвичу дали 4,5 года лишения свободы за совершение развратных действий в автобусе в отношении 12-летней девочки. Его привлекли к ответственности по статье 135 УК РФ «Развратные действия», — говорит юристка.
Грязнова подготовила собственную инструкцию по безопасности в общественном транспорте. Например, она советует не садиться в пустые вагоны, а в случае инцидента открыто просить помощи у пассажиров и водителя, при опасности — выходить на людных остановках.
Психотерапевт Анна Парвати добавляет: менять ситуацию с харассментом можно через просветительские программы, которые способствуют развитию эмпатии и взаимоуважения, а также делают более доступной психологическую помощь для пострадавших.
