К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Я не леди, я член Конгресса»: как Джанет Рэнкин добивалась права голоса для женщин

Джанет Рэнкин (Фото Imago / Reuters)
Джанет Рэнкин (Фото Imago / Reuters)
Джанет Рэнкин стала первой женщиной в Конгрессе США. Она боролась за всеобщее избирательное право и была практически единственной, кто выступил против участия страны в войнах. Начав как суфражистка, Рэнкин застала вторую волну феминизма в 1960-е и в свои 80 продолжала организовывать проекты для женщин и участвовать в акциях протеста

Социальная помощь и движение суфражисток

Джанет Рэнкин родилась в 1880 году в семье хозяина ранчо и школьной учительницы. В подростковом возрасте девочка работала на ферме, следила за младшими братьями и сестрами, помогала ухаживать за животными. Однажды она в одиночку построила деревянный забор для ангара, чтобы его можно было сдавать в аренду. Еще в детстве Джанет заметила: хотя женщины трудятся бок о бок с мужчинами, их голоса имеют меньший вес. 

Старшая из семи детей, она была активисткой с юных лет и никогда не стремилась выйти замуж и стать домохозяйкой. В 1902 году Рэнкин получила степень бакалавра по биологии в Университете штата Монтана, после сменила несколько профессий — была швеей, дизайнером мебели и учительницей. В 27 лет переехала в Сан-Франциско, чтобы попробовать себя в сфере социальной поддержки — на тот момент новой и развивающейся области.

Джанет Рэнкин (Фото DR)

В 1908 году Рэнкин отправилась в Нью-Йорк — город, разительно отличавшийся от консервативной Монтаны. Там она поступила на годичный курс в Нью-Йоркскую школу филантропии (сегодня — Школа социальной работы Колумбийского университета). Это было первое в США учебное заведение по подготовке профессионалов для благотворительных и социальных организаций. После обучения Рэнкин стала соцработником в детском доме в Спокане в штате Вашингтон, но продержалась на этой работе всего несколько недель. Она увидела изнурительный детский труд, бесправие и нищету женщин, процветающее домашнее насилие. Довольно быстро девушка поняла, что отдельные социальные проекты и общественные организации исправить ситуацию не смогут — нужно менять законодательство. А чтобы законы учитывали интересы женщин, последние должны иметь возможность влиять на законотворцев. 

 

Вернувшись в Нью-Йорк в 1911 году, Джанет Рэнкин присоединилась к национальной американской ассоциации суфражисток (NAWSA). В начале ХХ века NAWSA пыталась добиться права голоса для женщин через судебные разбирательства. Суфражистки настаивали: поскольку 14-я поправка гарантировала всеобщее гражданство, а 15-я давала право голоса вне зависимости от расы, из этого следовало, что и пол не должен быть препятствием для голосования на выборах. Верховный суд США трижды отклонил подобные аргументы. 

За девятнадцатую поправку

Борьба за предоставление женщинам права голоса — самое продолжительное реформаторское движение в истории США. Первые выступления начались в 1840-х; в 1878 году американские активистки Сьюзен Энтони и Элизабет Стэнтон предложили 19-ю поправку к Конституции. Она гласила: «Право граждан Соединенных Штатов голосовать не может отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку пола». Однако к концу XIX века только четыре штата признали избирательные права женщин. 

 

В феврале 1911 года Джанет Рэнкин стала первой женщиной, выступившей перед законодательным собранием Монтаны в поддержку предоставления избирательных прав обоим полам. Это событие вызвало настоящий переполох — из зала даже убрали все плевательницы, а Джанет вручили букет фиалок. Рэнкин старалась подбирать аргументы, которые не слишком бы шокировали сторонников традиционных ценностей: «Прекрасно и правильно, что женщина должна заботиться о своих детях, заболевших брюшным тифом, но также прекрасно и правильно, если она будет голосовать за санитарные меры, чтобы предотвратить распространение этого тифа». Но политики практически не реагировали на ее выступления, поэтому она обратилась к женщинам родного штата. 

Рэнкин читала лекции о женском равноправии, разъезжая по всему штату на машине, которую сама же водила, общалась с людьми и агитировала. Она предлагала женщинам дождаться, когда все домашние соберутся за обеденным столом, и задать вопрос главе семьи: почему его жена, мать или дочь не могут голосовать? «Мужчины и женщины — как правая и левая руки: бессмысленно не использовать обе», — говорила Рэнкин. Благодаря ее агитации в 1914 году поправка к Конституции Монтаны была одобрена на референдуме, и женщины получили избирательное право. 

Благодаря борьбе Джанет Рэнкин и других активисток 19-я поправка была вынесена второй раз на голосование в сенате в 1914 году — в случае одобрения она стала бы обязательной для всех штатов. Однако в тот год ее отклонили большинством голосов.

 

Шляпу долой

С каждым годом Джанет Рэнкин все больше погружалась в политическую жизнь страны. В 1916-м она решила баллотироваться в Конгресс США, так как, по ее мнению, конгрессмены уделяли внимание вопросам, которые интересовали только их самих (например, выделяли на исследование корма для свиней в 10 раз больше средств, чем на вопросы, связанные с благополучием детей). Во время предвыборной кампании она не только выступала в поддержку женщин, но и заняла стойкую пацифистскую позицию в отношении участия США в Первой мировой. Рэнкин пообещала, что не будет голосовать за какое-либо американское участие в европейской войне. 

В итоге избиратели Монтаны отдали предпочтение Джанет Рэнкин. «Я, возможно, первая женщина, которая стала членом Конгресса, но точно не последняя», — заявила она во время присяги. Победу омрачило самоубийство одного из ее соперников, который не смог жить с мыслью, что проиграл выборы женщине. Заметка в газете North Platte Semi-Weekly Tribune  возлагала вину на Рэнкин.

Джанет Рэнкин, выступающая с балкона Национальной американской ассоциации избирательных прав женщин, 2 апреля 1917 года

Присутствие Джанет Рэнкин на ее первом заседании началось с неожиданного обсуждения. Согласно протоколу, конгрессмены обязаны находиться в зале без головных уборов, однако женщинам считалось стыдным появляться с непокрытой головой в общественном месте. Вопрос наличия или отсутствия шляпы у Рэнкин члены Конгресса обсуждали на специальной встрече. В конце концов было решено, что прежде всего она — член Конгресса, поэтому может появляться в обществе без головного убора. Потом Рэнкин неоднократно говорила: «Я не леди. Я член Конгресса». 

Как конгрессмен она представила первый законопроект, который позволил бы женщинам иметь равные с мужчинами гражданские права, а также поддержала идею организовать на государственные средства курсы по гигиене для матерей. За 19-ю поправку к Конституции Рэнкин голосовала два раза — в 1918-м и 1919-м. Тогда суфражисток поддержал президент Вудро Вильсон. Сенат США принял поправку, разрешающую женщинам голосовать, только 4 июня 1919 года. Последним штатом, ратифицировавшим ее, стал Теннесси — 18 августа 1920 года. 

К тому времени Джанет Рэнкин уже покинула пост конгрессмена, но еще долго продолжала бороться за права женщин: была активисткой Международной женской лиги за мир и свободу, а в 1960-х основала женский кооперативный дом в Джорджии. «Я хочу запомниться как единственная женщина, которая голосовала за то, чтобы дать женщинам право голосовать», — говорила Рэнкин в 1972 году.

 

«Проблема мира — это проблема женщин»

Помимо борьбы за равноправие Рэнкин была антивоенной активисткой. «Проблема мира — это проблема женщин. Я знаю, что мужчины склонны смотреть свысока на пацифизм женщин, как на нечто, чему мужественный человек презирал бы подражать. Поэтому мир — это работа женщины», — выступала она в поддержку разоружения.

Впервые свое отношение к вооруженным конфликтам Джанет Рэникн показала на дебатах, посвященных вступлению США в Первую мировую войну. 2 апреля 1917 года, в тот же день, когда она официально стала конгрессменом, президент Вильсон обратился к Конгрессу с призывом разрешить участие Соединенных Штатов в войне в Европе. Проголосовав против, Джанет Рэнкин сказала: «Я хочу поддержать свою страну, но я не могу голосовать за войну». Резолюция была принята 373 голосами против 50, но Рэнкин зарекомендовала себя как активный член Конгресса и убежденная пацифистка. 

Некоторые критики использовали это как повод для нападок. «Голос мисс Рэнкин рассматривается не как голос пацифиста, а скорее как голос, продиктованный врожденным отвращением женщин к войне», — писала New York Times. Журналист Уильям Аллен Уайт назвал ее поступок «глупостью», но продолжил восхвалять приверженность своим убеждениям, заявив, что имя Рэнкин «будет отлито в бронзе не за то, что она сделала, а за то, как она это сделала».

Когда Первая мировая завершилась, Рэнкин отправилась в Европу, где увидела разрушенные города, обнищавшее население, покалеченных участников войны. С началом Второй мировой она снова избралась в Конгресс, считая, что ее главная миссия — удержать страну от участия в конфликте: «Как женщина я не могу идти на войну и отказываюсь посылать на нее кого-либо еще».

 

Это стоило ей карьеры: после того, как Япония атаковала Перл-Харбор, избиратели не поддержали позицию Рэнкин, и ей пришлось уйти из большой политики. В будущем Гретхен Вёльфли, автор биографии Джанет Ранкин, написала: «Она была совершенно одна. Быть ​​борцом за мир в ее эпоху оказалось гораздо радикальнее, чем быть суфражисткой».

В 1968 году в возрасте 87 лет она возглавила марш протеста против войны во Вьетнаме. «Немыслимо, что 10 000 мальчиков погибли во Вьетнаме. [Этого бы не произошло] если бы у 10 000 американских женщин хватило ума положить конец войне, если бы они были преданы своей задаче, даже если бы это означало отправиться в тюрьму», — выступала Рэнкин. Тогда на улицы Вашингтона вышло 5000 человек. 

Первая женщина-конгрессмен умерла в мае 1973 года в возрасте 93 лет. После ее смерти был создан Фонд имени Джанет Рэнкин — некоммерческая организация, предоставляющая стипендии студенткам с низким доходом. В 2013 году журнал Time включил Рэнкин в список 10 выдающихся американских политиков, добившихся признания в молодом возрасте.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+