Как Мэй Хабиб заработала $285 млн на ИИ-агентах, способных заменить 90% работников

На дворе стоял 2016 год, Мэй Хабиб была на самой важной встрече в своей жизни. Ливанско-канадская предпринимательница только-только переехала в Сан-Франциско из Дубая и презентовала компании Visa созданную ее стартапом программу для автоматического перевода. Чтобы иметь хоть какой-то шанс получить финансирование в раунде А, ей нужно было заключить сделку — и быстро.
Но руководители Visa, которые собирались выпустить цифровой платежный сервис на 40 с лишним языках, до этого работали только с переводчиками-людьми и не понимали, как продукт Хабиб будет интегрироваться с их ПО. Хабиб, которой тогда был 31 год, набросала схему на доске. Обнаружив несостыковку, она вместе с соучредителем Васимом Альшихом вернулась в свой дом-офис в районе Мишн и запустила GitHub…
Вскоре Visa стала первым крупным корпоративным клиентом Хабиб с контрактом на $126 000. А спустя несколько месяцев ее стартап привлек $5 млн инвестиций.
«Вы продаете не программное обеспечение, а другой способ делать [привычные] вещи», — говорит она. Звучит амбициозно, — но уж такова ее компания Writer, которая занимается искусственным интеллектом и значительно выросла с той первой сделки. Теперь она продает AI Studio, набор ИИ-инструментов, напоминающий швейцарский нож: он предназначен для быстрого выполнения множества простых, но часто утомительных и дорогостоящих рутинных корпоративных задач.
Для косметического гиганта L’Oréal Writer составил тысячи описаний продуктов, для Uber — сотни ответов на часто задаваемые вопросы. Salesforce использует его для быстрой организации кампаний по электронной почте и маркетинга в социальных сетях. Это только три из 300 компаний, которые платят — иногда миллионы — за использование настраиваемых приложений ИИ Writer для автоматизации трудоемкой повседневной работы. Увлеченная включенность в задачи корпораций позволила Writer (одному из тех блестящих стартапов, что представлены в ежегодном списке Forbes AI 50) привлечь около $320 млн от ведущих венчурных капиталистов. Раунд, состоявшийся в ноябре 2024 года, принес компании $200 млн и оценку в $1,9 млрд. Хабиб сохраняет за собой примерно 15% акций стоимостью $285 млн.
Пока множество компаний пытаются понять, как именно ИИ поможет развитию их бизнеса — и оправдают ли себя инвестиции, — клиенты Writer используют его инструменты для существенного сокращения расходов. Руководитель по ИИ в ведущем ретейлере товаров для здоровья говорит, что их команда использует продукты Writer для рекламы в TikTok, Amazon и Walmart, что ежегодно приносит $5 млн за счет экономии средств и новых возможностей продаж, — и они ожидают, что в ближайшие два года эта цифра вырастет до $25 млн. Бренд нижнего белья AdoreMe, принадлежащий Victoria's Secret, использовал сервисы Writer для перевода 2900 описаний товаров на испанский язык в рамках выхода на мексиканский рынок, сократив многомесячный процесс до 10 дней. «Окупаемость инвестиций просто кричащая», — говорит Сандеш Патнам, управляющий партнер частной инвестиционной компании Premji Invest, который был одним из руководителей раунда финансирования Writer в прошлом году.
Такая экономия резко увеличила чистый коэффициент удержания клиентов Writer до ошеломляющих 160% — то есть клиенты в конечном итоге увеличивают суммы контрактов в среднем на 60%. Хабиб говорит, что 20 клиентов начали с контрактов на сумму от $200 000 до $300 000, быстро нашли новые варианты использования инструментов Writer и теперь платят около $1 млн каждый.
Согласно презентации компании, выпущенной осенью 2024 года, Writer заработала $9,3 млн в 2023 году и прогнозировала выручку в размере $28 млн в 2024-м. Компания заявила, что цифры неточны, и отказалась от дальнейших комментариев, но сообщила, что в настоящее время у нее подписаны контракты суммарно на $50 млн, и прогнозируется, что эта сумма удвоится в 2025 году.
Уверенности Writer добавляет новейший продукт — AI HQ. Это набор инструментов для создания ИИ-агентов (самостоятельно действующих программ на основе искусственного интеллекта), способных выполнять задачи, которые обычно лежат на людях. Финансовый аналитик, например, может создать агента, который извлекает данные из стенограмм телефонных переговоров о доходах, анализирует их и отправляет электронные письма с персонализированными версиями всему списку своих клиентов. Писать код не требуется; достаточно объяснить простым языком последовательность шагов, которую должен выполнить агент, и нажать кнопку. За ежегодный платеж, который может достигать миллионов долларов, Writer также предоставляет более 70 предварительно сгенерированных приложений и агентов, которые клиенты могут использовать сразу, без предварительной настройки. «Людям не нужно делать работу, — говорит Хабиб. — Им нужно только создать ИИ, который сделает это за них».
Уже сейчас этот продукт пробуют в деле крупные клиенты, такие как финтех-компания Intuit (выручка 2024 года — $16,3 млрд) и застройщик Lennar (объем продаж в 2024-м — $35,4 млрд). Технический директор Lennar Скотт Спрэдли говорит, что ИИ-агенты Writer уже написали для его команды тысячи ответов на запросы потенциальных покупателей, назначая встречи для просмотра домов и предоставляя информацию по цене и местоположению. «Это наращивает объем, это стимулирует активность, это создает лучшие лиды», — говорит он.
А еще это меняет парадигму для предприятий, стремящихся сократить затраты на рабочую силу. Зачем платить людям за то, что ИИ-агент может делать так же хорошо, только быстрее? Для Writer и в целом для рынка корпоративного ИИ стоимостью $58 млрд открываются новые возможности. Хабиб прямо говорит о том, что это означает для рядовых работников умственного труда: «10% от численности персонала будет достаточно».
С учетом того, что рынок корпоративного ПО на базе ИИ к 2027 году должен почти удвоиться, до $114 млрд, конкуренция становится жесткой. Богатые OpenAI и Anthropic, собравшие в общей сложности $42 млрд, продают базовые модели, которые предприятия затем могут использовать для создания инструментов. Но для их калибровки, развертывания и обновления обычно требуется команда разработчиков. Инструменты Writer работают по принципу «подключи и работай». У них удобный интерфейс перетаскивания, они не требует возни с математическими моделями или идеальных промтов каждый раз. «Мы делаем большую часть магии невидимой для людей», — говорит Хабиб.
Добиться этого получилось за счет создания собственных моделей, на которых работают AI Studio и AI HQ. Это важно для безопасности: данные клиентов извлекаются с выделенных серверов и не используются для обучения моделей, что снижает опасения по поводу утечки конфиденциальной информации.
Модели Writer справились с еще одной частой проблемой, с которой сталкиваются компании при использовании ИИ, — его склонность периодически что-то выдумывать. Поскольку ИИ Writer извлекает данные непосредственно из документов клиентов, у него гораздо реже возникают галлюцинации (ответы на запросы, которые не соответствуют фактам). Правда, из-за этого же он и не такой креативный, — но кому нужна поэзия при анализе рынка?
Если OpenAI потратила на обучение GPT-4 $100 млн, то Writer делает все относительно дешево. Создание модели обошлось всего в $700 000. Это даже скромнее, чем у DeepSeek, китайской компании, которая перевернула мир ИИ, создав модель, конкурирующую с OpenAI, и потратив на это меньше, чем компания Сэма Альтмана. «DeepSeek сделал эффективность крутой, но Writer делает это уже много лет», — говорит Роб Тейвс, член совета директоров Writer и партнер в венчурном фонде Radical Ventures из Торонто, который является инвестором стартапа.
Но продать можно не все. Некоторые отраслевые эксперты не уверены, что модели Writer смогут угнаться за гигантами. В популярных рейтингах, которые ранжируют модели на основе того, насколько хорошо они отвечают на самые разные вопросы, Writer отстает от OpenAI и Anthropic, которые зарабатывают миллиарды. У OpenAI 2 млн пользователей, которые платят за ChatGPT Enterprise. Anthropic прогнозирует, что его выручка к 2027 году вырастет до $34,5 млрд, ⅔ из этой суммы, как ожидается, будут поступать от корпоративных пользователей. «Сильная сторона Writer — продвижение того, что они делают. Осталось убедиться, что их технология соответствует ему», — говорит один венчурный капиталист, инвестировавший в другие компании корпоративного ИИ.
Хабиб уверена, что соответствует. Компании больше заботятся о реальных результатах, чем о борьбе подрядчиков за чемпионский титул. С таким списком клиентов — в него входят Accenture, Hilton, Spotify и Qualcomm — инвесторы продолжат ставить на Writer. «Она способна проходить сквозь стены и делать невозможное», — говорит Тэйвз. Даже те венчурные капиталисты, которые отказались от последнего раунда, говорят о ней с восхищением: «Она как стихия».
Предпринимательство — это семейное, говорит Хабиб. Она выросла в крошечной деревне на охваченной войной границе Ливана и Сирии. Ее отец открыл собственную мастерскую по изготовлению инструментов, а мать работала в пекарне. Старшая из восьми братьев и сестер, с девяти лет Хабиб вела семейный бюджет. В 1990 году ее семья бежала от гражданской войны в Канаду — Хабиб была единственной в семье, кто говорил по-английски. В 2007 году она окончила Гарвард, получив степень по экономике и дополнительную специальность по восточным языкам. Работая инвестиционным банкиром в Дубае, она познакомилась сирийцем Альшихом. Когда-то он самостоятельно выучил английский язык, чтобы научиться программировать, а к моменту знакомства с Хабиб уже занимал руководящие посты в сфере технологий. По словам Альшиха, его первая компания, которая преобразовывала спутниковые фотографии в цифровые карты для автомобилей, была фактически захвачена сирийским правительством, потому что оно посчитало его недостаточно «патриотичным», — тогда он якобы взломал правительственные серверы, чтобы отключить интернет в стране.
В 2015 году Хабиб и Альших запустили компанию Qordoba, специализирующуюся на машинном переводе. А в 2020-м переключились на создание ИИ, который мог бы генерировать контент в заданном стиле и тоне, и перезапустились как Writer. Одним из первых клиентов стал Twitter — система Writer использовалась для публикации сообщений в блогах. После того как Илон Маск купил Twitter в 2022 году, он перестал платить; Writer подал в суд и в конечном итоге получил 95% причитающейся ему суммы. X, как теперь называется Twitter, не ответил на запрос о комментарии.
Хабиб шутит, что Writer каждые четыре-шесть месяцев перерождается, чтобы оставаться актуальным. «Мы — Eras Tour генеративного ИИ, — говорит она, имея в виду концертный тур Тейлор Свифт. — Мы задаем темпы изменений для компаний, которые не могут поддерживать его самостоятельно».
Следующий этап бизнеса Writer подразумевает совершенно новый подход к ИИ. Альших называет его «саморазвитием». Его команда создает модели, которые автоматически учатся на ошибках, не нуждаясь в человеке, который бы их поправлял. «Это как нанимать умных людей, — говорит он. — Вы ожидаете, что со временем они будут учиться и знать больше».
Для Хабиб это означает новые возможности, и она с нетерпением ждет, когда сможет рассказать о них клиентам. «Даже сейчас команда знает, что доска для маркеров должна быть, — говорит она. — Я не могу думать или творить вместе с клиентом, не пытаясь представить то, чего пока не существует».