Кто создал хиты Алиши Киз и Coldplay: пять женщин, добившихся успеха в звукорежиссуре

Многие продюсеры хорошо знакомы с техническими аспектами создания музыки. Но обычно всю работу по записи, сведению и мастерингу выполняет другой человек — музыкальный инженер, или звукорежиссер. Иными словами, если продюсер фокусируется на творческом процессе и общем видении проекта, то звукорежиссер отвечает за техническую реализацию этого видения.
По данным американской платформы по поиску работы Zippia, женщин среди звукорежиссеров всего 7%. Тем из них, кто хочет развиваться в этой сфере, нередко приходится работать больше, чтобы доказать, что в студии они — на своем месте. Зачастую они сталкиваются с дискриминацией и несерьезным отношением со стороны коллег и клиентов.
Те специалистки, которым удалось добиться успеха в этой профессии, часто открыто делятся своим опытом, а еще создают и финансируют организации, помогающие увеличивать присутствие женщин за кулисами музыкальной индустрии.
Ян Тан: одна из самых востребованных звукорежиссеров в хип-хопе и поп-музыке
Ян Тан родилась и выросла в Гуанчжоу в семье художников. Родители хотели, чтобы их дочь стала промышленным дизайнером и не поощряли ее интерес к музыке. Это привело к тому, что Тан начала тайно посещать уроки музыки. Девушка делала большие успехи и в результате поступила в Пекинский университет, где обучалась музыкальным технологиям. Она рассказывала, что когда ее мать узнала об этом, то не разговаривала с ней несколько месяцев.
Тем не менее Ян Тан нередко упоминает, что ее художественный бэкграунд повлиял на восприятие звуков и музыки: «Для меня разные тональности имеют разные цвета. Поэтому я рисую в голове картину, когда слушаю музыку клиента, прежде чем сводить ее. А затем, когда я свожу, пытаюсь сопоставить мелодию с ее визуальным образом».
Одним из ее первых опытов в области музыкальной инженерии была работа в Китайском национальном оркестре в качестве звукорежиссера, где Тан управляла большими звуковыми системами, часто насчитывавшими более 100 каналов (такие аудиосистемы способны воспроизводить звук через множество отдельных звуковых дорожек). По словам Ян Тан, она была единственной женщиной в своем отделе, и коллеги-мужчины относились к ней как к равной и ценили ее мнение.
Тан вспоминает, что с явной дискриминацией со стороны мужчин она столкнулась только после того, как переехала в Лос-Анджелес и получила работу в Paramount Recording Studios. «Я никогда не думал, что девушка может стать инженером» — вот что я слышала чаще всего. У них не было злого умысла, но грустно, что они вообще решали сказать об этом», — делилась она.
Однако достижения Тан говорят сами за себя. В 2024 году альбом Жанель Монэ The Age of Pleasure, над которым работала Ян Тан, был номинирован на премию «Грэмми» как «Лучший альбом года». Она работала с J. Cole, Kid Cudi и K-pop-исполнителем Джексоном Ваном. Также Тан управляет своей собственной студией звукозаписи и призывает других девушек не бояться приходить в сферу звукорежиссуры.
Энн Минчиели: получила несколько «Грэмми» за работу с Алишей Киз
Минчиели работала с Jay-Z, Дрейком, Мэрайей Кэри, Usher, Дженифер Хадсон, Уитни Хьюстон и многими другими знаменитыми артистами. Свой профессиональный путь она начинала как музыкант — играла на гитаре и бас-гитаре, писала песни. Когда ей было 16, она познакомилась со студийным миром благодаря другу, который работал сессионным музыкантом, и довольно скоро поняла, что ее призвание — работа в студии.
Имя Энн Минчиели стало известным во многом благодаря ее многолетнему сотрудничеству с Алишей Киз, с которой они познакомились в лифте здания звукозаписывающей студии Quad Studios в Нью-Йорке. Это знакомство впоследствии привело двух женщин к совместной работе, которая длится уже больше 25 лет. За это время они получили четыре премии «Грэмми» за альбомы, над которыми вместе работали, а еще открыли студию Jungle City Studios, где записывалось огромное количество звезд — от Джастина Бибера до Depeche Mode. «Мы вместе прошли путь от подвалов до бейсбольных полей. Мы побывали во всех крупных студиях мира», — делилась Минчиели.
Также Энн Минчиели и Алиша Киз создали некоммерческую организацию She Is The Music, миссия которой — увеличить число женщин, работающих в музыкальной сфере, в том числе авторов песен, инженеров, продюсеров, артистов и других специалистов отрасли.
Симона Торрес: работала с Cardi B, Эдом Шираном, The Backstreet Boys, Дуа Липой
Как говорит Симона Торрес, желание научиться работать со звуком пришло к ней после того, как она, будучи певицей, приняла участие в известном британском шоу талантов X-Factor. Кроме того, ни одна собственная запись не нравилась ей на 100%. «Вокруг меня было много людей, которые говорили: «Зачем тебе это нужно? Ты же певица». К тому же в тот момент я выступала по пять раз в неделю. Лидеры групп, в которых я участвовала и выступала на свадьбах, говорили: «Ты не сможешь этого сделать. Зачем ты пытаешься?» — рассказывала Торрес о решении стать музыкальным инженером.
Сейчас Симона Торрес использует свой личный опыт в работе с другими артистами. Она говорит, что понимает тех певиц, которые в момент записи или сведения не могут объяснить, чем именно им не нравится получившийся микс, и любит свою работу именно потому, что может быть «переводчиком» с языка чувственного восприятия музыки на язык технический.
Мэнди Парнелл: работала с Björk, Брайаном Ино, Томом Джонсом, Aphex Twin, Jamie xx и Максом Рихтером
Мэнди Парнелл наиболее известна как мастеринг-инженер — это специалист, который отвечает за то, как финальный микс будет звучать на разных устройствах. Другими словами, инженер по мастерингу делает последние штрихи перед тем, как выпустить запись.
В 16 лет Мэнди бросила школу и сбежала из дома своих родителей в графстве Эссекс в Англии. Благодаря подруге она провела пару дней на оксфордской студии звукозаписи The Manor, и эти дни, по словам Парнелл, определили ее будущее: «Один из инженеров спросил, не хочу ли я осмотреть студию. Он провел меня по ней, и что-то внезапно щелкнуло. Я поняла, что это то место, где я должна быть».
Сегодня Мэнди Парнелл руководит собственной студией в Лондоне и читает лекции о мастеринге и музыкальной индустрии по всему миру. Она не боится сложных задач. Например, в 2016 году, после выхода альбома Bjork Vulnicura, над которым работала Парнелл, она создавала звук для выставки Björk Digital, которая проводилась во многих странах, в том числе в России. Сложность заключалась в том, что Парнелл нужно было создать объемное звучание в специальной гарнитуре, которую надевал посетитель выставки, — музыка должна была соотноситься с движениями головы: «Когда дело доходит до аудиомикса, особенно Bjork, есть бесчисленные слои звуков, барабаны, вокал, клавишные и струнные. Очень сложно добиться того, чтобы это звучало естественно, как бы вы ни двигались».
Эмили Лазар: работала с Дэвидом Боуи, Coldplay, Мадонной и Полом Маккартни
Эмили Лазар — американский мастеринг-инженер, лауреат премии «Грэмми», преподавательница Нью-Йоркского университета, а также основательница, президент и главный мастеринг-инженер студии звукозаписи The Lodge.
Интересом к музыке Лазар обязана своей семье: «Моя мама была преподавателем игры на гитаре и давала уроки дома, так что у меня была прекрасная возможность присутствовать на всех ее занятиях. А мой отец был очень увлечен поиском классных записей и интересного музыкального оборудования. Я хорошо помню, как он надел на меня пару потрясающих наушников и сказал: «Послушай бас в этой записи. Это круто».
Позже, когда Лазар начала писать собственные песни, ей никогда не нравился результат. Это привело к тому, что девушка решила изучать музыкальные технологии. Она получила степень магистра в области музыкальных технологий в Нью-Йоркском университете, а потом присоединилась к преподавательскому составу альма-матер.
В 2019 году Эмили Лазар рассказала о том, что в ее отрасли нередки сексизм и домогательства: «К сожалению, я была свидетелем и сталкивалась с притеснениями и унижениями в течение своей карьеры. Женщинам в музыкальной индустрии по-прежнему тяжело. Движение #MeToo не повлияло на музыкальную индустрию так сильно, как на некоторые другие отрасли. Я лично знаю, что мы не раскрыли и половины того, что происходит в студии».
В 2021 году Лазар основала We Are Moving The Needle — независимую коммерческую организацию, которая призвана работать над устранением гендерного разрыва и обеспечением равенства и инклюзивности в индустрии звукозаписи.