Анджелине Джоли — 50 лет: десять лучших ролей одной из главных актрис Голливуда

«Джиа» (1998)
Gia
Режиссер: Майкл Кристофер
Джоли получила первый опыт киносъемок еще будучи школьницей: она с восьми лет принимала участие в разных проектах. Но первая крупная роль появилась в ее фильмографии уже после школы, когда в 18 лет она снялась в фильме «Хакеры» (1995 год). Настоящая известность пришла не с первой попытки, но прорыва ждать оставалось недолго: в 1998 году о молодой актрисе заговорили после крупной драматической роли в фильме Майкла Кристофера «Джиа».
Это биографическая картина, основанная на дневниках и рассказах близких Джии Мари Каранджи — одной из первых супермоделей в истории моды. 17-летняя Джиа переезжает из Филадельфии в Нью-Йорк и сразу же привлекает внимание влиятельного модельного агента Вильгельмины Купер (Фэй Данауэй). Благодаря своей яркой внешности и харизме Джиа мгновенно становится звездой модной индустрии. Но слава быстро перестает приносить радость, зато дает «побочный эффект»: страдая от одиночества и сложных отношений с близкими, Джиа начинает употреблять наркотики. Несмотря на последующие попытки пройти лечение, девушка не успевает спастись: она заражается ВИЧ через инъекцию и умирает в 26 лет. Эта работа принесла Джоли первый «Золотой глобус», премию Гильдии киноактеров США и номинацию на «Эмми».
«Прерванная жизнь» (1999)
Girl, Interrupted
Режиссер: Джеймс Мэнголд
«Оскар» за лучшую женскую роль второго плана Джоли принесла не менее сложная и провокационная роль. Картина «Прерванная жизнь» основана на мемуарах Сюзанны Кейсен, которая честно описала свое двухлетнее пребывание в психиатрической больнице.
Действие разворачивается в 1967 году. 18-летняя Сюзанна (Вайнона Райдер) после попытки самоубийства попадает в психиатрическую клинику. В стенах лечебницы она знакомится с другими пациентками, среди которых харизматичная и опасная Лиза Роу (Анджелина Джоли) с диагностированной социопатией. Лиза сближается с Сюзанной и начинает все сильнее влиять на нее, пока однажды не подбивает подругу на побег. Кульминацией становится трагическая смерть одной из пациенток, которую подтолкнула к самоубийству Лиза. После этого Сюзанна ясно осознает, что равняться на новую подругу — значит потерять шанс на нормальную жизнь, и начинает путь к выздоровлению.
После выхода фильма Джоли признавалась, что представляла свою героиню несколько иначе, чем ее увидели зрители: в финальный монтаж не вошло довольно много сцен, в том числе важных для раскрытия характера Лизы. Впрочем, режиссер Джеймс Мэнголд был уверен, что картина рассказывает историю именно так, как нужно.
«Власть страха» (1999)
The Bone Collector
Режиссер: Филлип Нойс
В криминальном триллере по роману американского писателя Джеффри Дивера Джоли играет сотрудницу полиции Амелию Донэги, которая оказывается втянутой в расследование серии жестоких убийств. Ее напарник, парализованный в результате несчастного случая криминалист Линкольн Райм (Дензел Вашингтон), руководит расследованием из своей квартиры. Амелия становится его глазами и руками на местах преступлений, проявляя храбрость на заданиях и интуицию и эмпатию при работе со старшим опытным коллегой.
Одна из самых «тихих» работ актрисы, которая тем не менее позволила ей проявиться в неочевидном амплуа. Сама Джоли вспоминала, что когда впервые читала сценарий, то не могла от него оторваться: «Я была одна в квартире, и [история] напугала меня до смерти. Я не могла перестать читать и не могла думать ни о чем другом, когда закончила и отложила сценарий».
«Лара Крофт: Расхитительница гробниц» (2001)
Lara Croft: Tomb Raider
Режиссер: Саймон Уэст
Роль в экранизации серии видеоигр Tomb Raider на долгие годы стала определяющей в карьере актрисы. Образ Лары Крофт в исполнении Джоли стал культовым не только для фанатов серии игр, но и для всех любителей боевиков-блокбастеров.
Лара Крофт — археолог и расхитительница гробниц, которая стойко переносит любые испытания и смело бросается навстречу опасностям. В первом фильме франшизы героиня отправляется на поиски Треугольника света — древнего артефакта, способного изменять ход времени. В продолжении («Колыбель жизни», 2003 год) Крофт получает от МИ-6 задание найти ящик Пандоры, чтобы предотвратить страшную эпидемию. Каждый фильм франшизы смог добиться кассового успеха, а заодно открыть мировому кино Джоли как мастерицу жанра боевиков.
По прошествии десятилетий образ Крофт часто подвергался критике за потакание сексистским запросам кинематографистов и зрителей, из-за которых сильный женский персонаж превратился в предмет объективации и воплощение стереотипов.
Именно «Расхитительница гробниц» впервые привела Джоли в Камбоджу — страну, куда она позже не раз возвращалась с гуманитарными миссиями и где спустя два года после съемок усыновила своего первого приемного ребенка. После нескольких лет благотворительной деятельности актрисы король Камбоджи в знак благодарности предоставил Джоли гражданство страны. В 2017 году она посвятила Камбодже свой режиссерский проект «Сначала они убили моего отца», основанный на воспоминаниях писательницы Лун Ун о геноциде, устроенном режимом красных кхмеров.
«Мистер и миссис Смит» (2005)
Mr. & Mrs. Smith
Режиссер: Даг Лайман
Фильм, в котором Анджелина Джоли и Брэд Питт сыграли чету наемных убийц, занимает особое место в фильмографиях обоих актеров как один из самых коммерчески успешных проектов: он заработал $487 млн и получил культовый статус. Картина Дага Лаймана задала новые тренды в комедийных боевиках, а заодно привлекла еще больше внимания к исполнителям главных ролей.
Джоли играет Джейн Смит — женщину из среднего класса, которая скрывает от мужа Джона (Брэд Питт) серьезную тайну. На самом деле и у него есть секрет: он, как и его жена, — наемный убийца под прикрытием. Тайна раскрывается, когда Джон и Джейн одновременно получают задание устранить одного и того же заключенного — Бенджамина «Танка» Данца, охраняемого спецслужбами, — тогда и начинается все самое интересное.
«Подмена» (2008)
Changeling
Режиссер: Клинт Иствуд
Глубокая драма Клинта Иствуда основана на реальных событиях, произошедших в Лос-Анджелесе 1920-х. Главная героиня — Кристин Коллинз (Анджелина Джоли), мать-одиночка, чей девятилетний сын Уолтер бесследно исчез. Спустя пять месяцев полиция находит мальчика и возвращает его матери, но Кристин убеждена, что это не ее ребенок. Полиция и местные власти стремятся замять дело, женщину объявляют сумасшедшей и помещают в психиатрическую больницу.
Многогранная история о материнском долге, коррупции и страшных тайнах города принесла Джоли номинацию на «Оскар» за лучшую женскую роль. Во время кастинга на место Джоли претендовали и другие именитые артистки, в том числе Хилари Суэнк и Риз Уизерспун, но Клинт Иствуд отдал предпочтение Анджелине. Сам он потом объяснил свою мотивацию тем, что она мать и может представить, каково это, когда похищают одного из твоих детей.
«Особо опасен» (2008)
Wanted
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
Стильный экшен, снятый режиссером Тимуром Бекмамбетовым по мотивам одноименного комикса Марка Миллара. Главный герой Уэсли Гибсон (Джеймс Макэвой) — застенчивый и неуверенный в себе офисный клерк, чья жизнь кажется ему однообразной и бессмысленной: он терпит унижения со стороны начальницы, а девушка изменяет ему с лучшим другом. Все меняется, когда он узнает, что его погибший отец был членом тайного общества киллеров под названием «Братство ткачей». В «Братстве» наставницей Уэсли становится загадочная харизматичная Фокс (Анджелина Джоли). Будучи опытной киллершей, она берет новичка под свое крыло и обучает своему ремеслу, развивая у подопечного практически сверхъестественные способности: молниеносную реакцию, силу и точность.
Ради того, чтобы Джоли согласилась сниматься в проекте, Бекмамбетову пришлось идти на уступки и править сценарий. Актриса поставила жесткое условие: ее героиня обязательно должна эффектно умереть в финале. Таким образом Джоли заранее пресекла возможное участие в любых спин-оффах «Особо опасен».
«Солт» (2010)
Salt
Режиссер: Филлип Нойс
Изначально «Солт» создавался как сугубо мужская история с несгибаемым протагонистом, на роль которого планировали взять Тома Круза. Но в итоге Нойс снял боевик про девушку на страже порядка.
Джоли играет Эвелин Солт, сотрудницу ЦРУ, которую обвиняют в работе на российскую разведку. Когда вместе с коллегами она допрашивает перебежчика Орлова (Даниэль Ольбрыхский), тот раскрывает ее как участницу заговора с целью убийства президента США. Скомпрометированная Солт решает в одиночку помешать заговорщикам, видя в этом единственный шанс доказать свою лояльность. У фильма открытый финал, который предполагал, что триллер получит как минимум один спин-офф. Однако продолжения «Солт» так и не случилось.
«Малефисента» (2014)
Maleficent
Режиссер: Роберт Стромберг
Роль темной волшебницы в сказочной франшизе Disney ознаменовала новый виток популярности актрисы. Это вольная интерпретация сказки о Спящей красавице, где на первый план выходит злая фея — тщательно прописанная антагонистка, которая перестает быть шаблонной злодейкой. В классическом мультфильме 1959 года злая волшебница Малефисента накладывала проклятие на новорожденную принцессу Аврору: в день своего 16-летия та должна была уколоть палец о веретено и впасть в вечный сон. Фильм 2014 года раскрывает причины гнева Малефисенты и историю ее отношений с отцом Авроры. А также выстраивает арку этой героини: с течением времени волшебница начинает иначе оценивать собственные действия.
В 2019 году вышло продолжение фильма «Малефисента: Владычица тьмы», а сейчас в разработке находится третья часть истории.
«Мария» (2024)
Maria
Режиссер: Пабло Ларраин
Самая свежая лента в фильмографии Джоли — байопик, рассказывающий о последних днях жизни оперной певицы Марии Каллас. Действие происходит в осеннем Париже 1977 года, где Каллас уединенно живет в роскошном особняке. Ее слава осталась в прошлом: последний концерт состоялся почти четыре года назад, а голос, который когда-то очаровывал целый мир, теряет свою силу. Главная героиня ведет беседы с воображаемым журналистом, с которым делится воспоминаниями о взлетах и падениях, о знаменитых постановках «Травиаты» и «Тоски», о любви и одиночестве.
Фильм построен на переплетении воспоминаний с реальностью, через которые раскрываются ключевые моменты жизни Каллас: ее бурная карьера, роман с бизнес-магнатом Аристотелем Онассисом и постепенная утрата смысла жизни вместе с голосом. Пабло Ларраин, подаривший миру картины «Джеки» о Жаклин Кеннеди и «Спенсер» о принцессе Диане, снял еще один важный фильм о выдающейся женщине — проникновенную камерную драму, в которой оперная дива предстает уязвимой и хрупкой.