Холодный разум и постоянное движение: как женщины работают водителями трамваев

По данным заместителя председателя Общественного совета при Министерстве транспорта Ильи Зотова, сегодня около 14 000 человек управляют трамваями в России. «Сохраняется баланс между мужчинами и женщинами, а в некоторых регионах доля женщин даже выше (например, Москва, Краснодар)», — говорит эксперт. По данным «Мосгортранса» на 2015 год, 80% водителей трамваев в Москве были женщинами. Сегодня такая статистика не ведется, пояснил Forbes Woman Зотов.
Профессия водителей трамвая стала «женской» во время Великой Отечественной войны. Например, в Ленинграде, где появилась первая в России трамвайная сеть, в 1941 году было мобилизовано более 4500 сотрудников Трамвайно-троллейбусного управления. В результате женщины составили 99% водителей.
Любовь к транспорту и случайные решения
«В детстве я жила рядом с трамвайной линией и во время поездок в детский сад говорила бабушке: «Когда вырасту, буду тебя бесплатно катать на трамвае». На подсознательном уровне я уже готовила себя к профессии. И вот сейчас мне 48 лет, из них 30 я вожу трамвай. После совершеннолетия я сразу начала работать», — вспоминает водитель трамвая из Нижнего Новгорода Елена Кальянова.
Екатерина Старостина думала о карьере в медицине, но поняла, что это не ее путь. Девушке всегда нравился мир транспорта, и когда подошел возраст выбора профессии, она пошла учиться на водителя троллейбуса в родной Калуге. Чтобы работать, достаточно пройти курсы при городском метрополитене или депо. Длятся они от трех до шести месяцев — в зависимости от моделей изучаемых трамваев. «Когда грянул коронавирус, курсы прикрыли. Тогда я увидела объявление о наборе водителей трамвая в Москве, предложила мужу [учиться], мы вместе отправили резюме, и нас взяли. Муж вообще очень поддерживал меня на этом пути, объяснял все непонятное. Сейчас я работаю в столичном депо, управляю тремя трамваями», — говорит Старостина. Родители переживали, хотели, чтобы дочь стала медсестрой, занялась «женской» работой, но в конце концов приняли выбор Екатерины. «В итоге родители гордятся мной», — говорит она.
Александра Грекова выбрала профессию интуитивно. «Зимой 2016 года, моей первой в Санкт-Петербурге, я переживала личностный кризис. Начинала жизнь с нуля и часто меняла работу, чувствовала себя не в своей тарелке. Хотелось остановиться. В выходной я совершала вечернюю трамвайную прогулку по городу и вдруг увидела в салоне рекламу «Стань водителем трамвая». Привлекли условия работы и зарплата чуть выше средней. Затем я села поближе к кабине и понаблюдала за водителем. Стало интересно, и на следующий день я записалась на собеседование. Каждый руководитель, с которым я знакомилась, снимал с меня розовые очки. Я взяла время на раздумья, но в итоге решила попробовать: прошла все медкомиссии и тесты, обучилась на курсах и почувствовала, что трамваи — мое», — делится Грекова. 6,5 лет она проработала в Петербурге, а сейчас трудится в Екатеринбурге. Женщина устроилась в депо, где уже больше 15 лет работает ее муж.
Комфортная среда
«Женщина, управляющая трамваем, уже никого не удивляет. Есть в обществе стереотип, что водить трамвай — женская работа. Вероятно, потому, что женщины [в кресле водителя] привлекают к себе больше внимания: наряжаются, красятся», — рассуждает Александра Грекова. Отношения с коллегами-мужчинами она называет уважительными — те часто помогают, если требуется приложить особую силу, например, сцепить вагоны в аварийной ситуации.
Женщин в профессии привлекают социальные гарантии: на предприятиях электротранспорта они имеют законную возможность перевестись на облегченные условия труда при наступлении беременности, уйти в декрет, взять больничный по уходу за ребенком. Для молодых матерей, вернувшихся на работу, подбирают смены так, чтобы им удобно было отвести ребенка в садик и потом забрать, говорит Грекова.
Есть и финансовые бонусы: Екатерина Старостина, например, получает доплаты за стаж (10% с первого года и далее дополнительные 5% каждые пять лет), за вредные условия труда, ночные часы, работу в центре города и на сочлененных вагонах (с «гармошками») — такими моделями сложнее маневрировать. Ее должность предусматривает и компенсацию питания. По словам Елены Кальяновой, водители трамваев имеют 12 дополнительных дней отпуска и могут уйти на пенсию досрочно при наличии определенного стажа.
При этом трамвай в управлении проще автобуса или троллейбуса, а водителям реже приходится самостоятельно устранять серьезные неисправности, отмечает Екатерина.
Александре в работе нравится спокойная атмосфера: «Я могу видеть небо в любое время дня. Нравится находиться в движении, ловить драйв. В кабине трамвая особый уют. Только представьте: по лобовому стеклу бегут струи дождевой воды, а внутри тепло и сухо, есть горячий кофе или чай, глоток которого можно сделать на долгом светофоре».
«Движение должно продолжаться»
И все же, какой бы ни была атмосфера в кабине, водитель проводит в ней по восемь часов подряд в одной позе и в постоянном напряжении, потому что необходимо быть внимательным все время. Директор hh.ru по Северо-Западному федеральному округу Юлия Сахарова добавляет, что водителю трамвая часто приходится переносить тяжелые инструменты (ломы, сцепные устройства весом 15–20 кг) и устранять мелкие поломки (например, заклинившие двери). Зарплата зависит от количества отработанных часов и штрафов, уточняет она. Новички даже при всем старании не могут рассчитывать на высокий доход и получают до 35 000 рублей на начальном этапе. По словам Ильи Зотова, в среднем уровень зарплат водителей трамваев по стране — в диапазоне от 60 000 до 130 000 рублей.
Перевозка пассажиров сопряжена с тем, что может произойти ситуация, в которой потребуется срочная помощь. Например, у пассажира в смену Елены Кальяновой однажды случился эпилептический приступ. «Все были в шоке и не знали, чем помочь. Мы вдвоем с одной из пассажирок оказали первую медицинскую помощь, затем я побежала ловить «скорую» (тогда еще не были распространены мобильные телефоны). К счастью, рядом как раз проезжала бригада, и медики забрали пассажира в больницу. После такой ситуации мне бы самой успокоиться, но я понимала, что нужно собраться и ехать дальше. Как говорил наш преподаватель, сперва — помощь, действие и холодный разум. Движение должно продолжаться, люди должны ехать. Уже потом, выйдя из вагона, я всю эту ситуацию в голове прокрутила и дала волю эмоциям», — вспоминает Елена.
В работе многих водителей трамваев случаются критические ситуации на дороге. «Бывает, ты в секунде от того, чтобы сбить человека, когда пешеходы появляются из ниоткуда. Еще как-то мы со стажером повредили токоприемник (устройство, которое передает от контактного провода в вагон электричество, необходимое для его движения и работы всего оборудования. — Forbes Woman), и пришлось вызывать вспомогательный трамвай, чтобы нас оттащили в депо», — рассказывает Екатерина Старостина.
Она рассказывает о случае, произошедшем с ней под Новый год. Трамвай был украшен гирляндой, на экране-информаторе высвечивались поздравления, пожелания, новогодние приметы: «если загадать желание в новогоднем транспорте, оно обязательно сбудется». «Ну я и загадала: Mercedes-Benz Е-класса черного цвета. Через час я такой встречаю на маршруте и сталкиваюсь [с ним]. К счастью, не сильно. Как говорится, бойся своих желаний», — говорит Екатерина.
Александра Грекова вспоминает, как с ней однажды решили поиграть две школьницы: они выпрыгнули из-за припаркованной машины, когда трамвай подъезжал к «зебре». Пришлось резко остановиться. «Я была уверена, что не наехала на детей, но они пропали из виду. Стала осматриваться вокруг, как вдруг мне с тротуара начал махать руками и показывать пальцем на передний бампер мужчина. Выйдя из кабины, я обнаружила, что девочки присели перед бампером, чтобы спрятаться от меня в слепой зоне, и хихикали», — рассказывает водитель.
Иногда под впечатлением от экстренных ситуаций после смены становится очень тяжело. По опыту Грековой, лучший способ успокоиться — сначала прожить произошедшее, затем поделиться с коллегами, чтобы опыт им пригодился. «В беседах с учителями я переосмысливала ситуацию, и тогда удавалось успокоиться, просто сохранив историю в архиве, в копилке опыта. С самого начала своей карьеры я практикую ведение дневника, чтобы давать себе психическую разгрузку», — говорит Александра. Некоторые истории попадают в ее блог: Александра и ее муж Максим Кожин, тоже вагоновожатый, — известные в Екатеринбурге популяризаторы трамвайного транспорта.
Но любовь к работе затмевает самые разные трудности, замечает Екатерина Старостина: «Мой труд полезен обществу. Я об этом думаю каждый раз, выезжая на линию. Даже когда мне грустно, настроение плохое или что-то случилось, я всегда знаю: на линии ждут пассажиры. Я живу вместе с городом, смотрю, как он развивается, какие там люди, что меняется. Это самое потрясающее в моей работе».
