Кто такие Queen Bee и как корпоративная культура формирует миф о «злых начальницах»

Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в феврале 2025 года, только 4% женщин предпочитают в качестве руководителя женщину, 29% предпочли бы мужчину. 44% женщин считают, что мужчины более склонны к лидерству (такого же мнения о женщинах придерживаются 11%, 37% уверены, что пол не имеет значения). Более ранний опрос, 2021 года, проведенный аналитическим центром университета «Синергия», показал, что 51,2% россиян не хотели бы работать под руководством начальниц.
Женщина на руководящей позиции редко воспринимается просто как начальник. К ее поведению часто предъявляют противоречивые требования, а действия оцениваются иначе, чем у мужчин. Если она недостаточно объективна и рациональна, ее могут обвинить в излишней женственности. Если не оказывает эмоциональной поддержки и не продвигает коллег-женщин, предпочитая работать с мужчинами, это трактуется как холодность, чрезмерные амбиции и отказ от «женской солидарности».
Для обозначения этого феномена используется термин Queen Bee (англ. «пчелиная матка»). Он появился в начале 1970-х годов и начал активно применяться в социальной психологии и организационных исследованиях для описания женщин, достигших высоких карьерных позиций (особенно в «мужских» сферах), но не поддерживающих других женщин.
Со временем метафора утратила популярность из-за того, что использовалась исключительно в негативном ключе, а также из-за нехватки убедительных эмпирических подтверждений универсальности этого феномена. Но рост исследований женского лидерства и гендерного неравенства в организациях 1990-х и 2000-х возродил интерес к термину. При этом фокус внимания сместился с индивидуальных качеств женщин-руководителей на институциональные и культурные условия, в которых они работают.
Тем не менее фигура Queen Bee по-прежнему служит символом «неподходящей» женщины у власти: амбициозной, холодной, не склонной к поддержке, и тем самым закрепляет устойчивый стереотип о «злой начальнице».
Как выглядит стереотипная Queen Bee
Классические описания Queen Bee представляют портрет женщины, добившейся успеха в организации, выстроенной по мужским правилам игры. Она адаптировалась к мужскому стилю управления, дистанцируется от других женщин и тем самым (вос)производит существующее гендерное неравенство.
Приспособление выражается в подражании мужскому стилю общения и управления, в выборе деловой одежды, а также в демонстративном подчеркивании своих профессиональных заслуг. Особое значение придается не только опыту, но и тем жертвам, которые руководительница уже принесла ради карьеры: отказ от отдыха, социальной жизни, семьи.
Часто такие руководительницы особенно критичны по отношению к молодым женщинам, которые еще не прошли весь путь профессиональной социализации. Младшие коллеги воспринимаются как потенциальные соперницы, а дистанцирование становится инструментом защиты статуса.
Как реагируют другие женщины
Если для типичной Queen Bee характерны три устойчивых паттерна: адаптация к маскулинной культуре, дистанцирование от других женщин и принятие существующей иерархии, то как ведут себя женщины, находящиеся в менее привилегированных позициях?
Исследования описывают два сценария: Working Bee (англ. «рабочая пчела») и Princess Bee (англ. «пчела-принцесса»).
Первый связан с недоверием к женщинам-руководителям и предпочтением работать под началом мужчины, который кажется более предсказуемым и понятным в общении. В этом случае подчиненные описывают женщин-руководительниц как жестких, склонных к манипуляциям и эмоциональной нестабильности. Такое отношение является результатом не столько личного конфликта, сколько адаптацией к организационной культуре, где конкуренция между женщинами воспринимается как норма.
Во втором случае молодые сотрудницы дистанцируются от Queen Bee, подчеркивая свою фемининность (доброжелательность, мягкость, заботу), но при этом реже претендуют на лидерские роли. В итоге стратегия Princess Bee не только снижает шансы на карьерное продвижение, но и закрепляет гендерные стереотипы.
Сотрудничество и конкуренция
Ориентированные на карьерный успех женщины находятся под давлением двух противоречивых требований: сотрудничать и конкурировать не только с мужчинами, но и друг с другом. Этот дуализм описывается термином coopetition (англ. cooperation — сотрудничество и competition — конкуренция). Он формируется под влиянием организационной иерархии, распределения ресурсов и культурных норм. Гендерные ожидания усиливают напряжение: от женщин ждут эмпатии и заботы, но одновременно они должны бороться за ограниченные позиции, особенно в «мужских» профессиях.
Это означает, что поведение Queen Bee формируется как способ выживания в организации. Если на горизонтальном уровне возможно сотрудничество с «равными» женщинами, например для обмена опытом и поддержки профессиональной идентичности, то по вертикали в отношениях с младшими дистанция усиливается.
В таких условиях женщины нередко отказываются признавать гендерное неравенство и апеллируют к меритократии, объясняя успех личными усилиями. Восприятие собственного опыта как уникального позволяет таким женщинам считать себя более «достойными» лидерских позиций по сравнению с теми, кто выбрал баланс семьи и работы.
Отказ от поддержки других женщин кажется им рациональным способом добиться индивидуального признания. В условиях конкуренции за признание и ресурсы младшие коллеги воспринимаются как потенциальные соперницы, а дистанцирование становится инструментом защиты статуса.
Queen Bee как симптом институционального давления
Изначально поведение Queen Bee объясняли личными чертами: жесткостью, нарциссизмом, отсутствием солидарности. Однако современные исследования показывают, что это скорее симптом структурного давления и корпоративной культуры, основанной на маскулинных нормах, чем индивидуальная характеристика. Такое поведение возникает в ответ на угрозу идентичности, ограниченность ресурсов и необходимость соответствовать доминирующим стандартам.
Механизм, объясняющий, почему женщины на руководящих постах ведут себя как Queen Bee, связан с дистанцированием от собственной социальной группы в ответ на символическую угрозу (self-group distancing). Для женщин это может означать отказ от открытой поддержки других женщин, подчеркивание собственной исключительности и отрицание гендерного неравенства. Этот механизм не является специфически женским: подобная стратегия характерна и для других социальных групп с низким символическим статусом. В этом контексте дистанцирование выступает как инструмент адаптации в иерархии.
Эксперимент с 63 женщинами-полицейскими в Нидерландах показал, что эффект Queen Bee активируется, когда участницам напоминают о гендерных стереотипах и случаях предвзятого отношения на работе. Это подтверждает, что решающую роль играет контекст профессионального взаимодействия, а не личностные особенности женщин.
Таким образом, Queen Bee — это не особенность конкретной начальницы и не общая черта всех успешных женщин, а позиция в иерархии, сформированной структурными барьерами. Речь идет о нормах и стандартах, ориентированных на мужской опыт, и о культуре исключения, где женская солидарность не поддерживается и воспринимается как слабость. Она предполагает выполнение определенной социальной роли, то есть ожидаемого обществом поведения от тех, кто занимает такой статус. Поведение Queen Bee формируется в контексте, где уже действуют стеклянный потолок, липкий пол и практики исключения. Вместе эти механизмы создают устойчивую конфигурацию неравенства, в которой соперничество и дистанцирование от других женщин становится не личным выбором, а результатом работы институциональных механизмов.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
