К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Безопасное такси: почему многие агрегаторы дают возможность выбирать женщин-водителей

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В июле 2025 года Uber анонсировал новую функцию: пассажирки смогут заказывать поездку только с женщинами-водителями. Подобные инициативы уже действуют в разных странах, но домогательства и насилие в такси остаются реальностью. Forbes Woman рассказывает, с чем сталкиваются женщины в поездках и почему «дамское такси» — реальный способ повысить безопасность и спокойствие пассажирок, а не дискриминация мужчин

В декабре 2023 года жительница Хьюстона в США вызвала такси. Обычная поездка должна была занять 22 минуты, но продлилась более пяти часов и закончилась трагедией — женщина сообщила, что ее изнасиловал водитель. Система Uber фиксировала странности: отклонение от маршрута, долгую остановку у заправки, несколько часов простоя у мотеля. Алгоритм трижды пытался связаться с пассажиркой, но, не получив ответа, лишь зарегистрировал тишину. Позже выяснилось, что водитель был дважды обвинен в сексуализированных домогательствах. 

В октябре 2020 года в Москве водитель «Яндекс Go» избил пассажирку до потери сознания, изнасиловал и ограбил. Двумя годами ранее москвичка Анна Брэйн в эфире «Коммерсантъ FM» рассказала о похожем нападении: таксист изменил маршрут, заблокировал двери и завез ее в безлюдное место. Девушка сумела вырваться, но водитель успел ударить ее по лицу. Позже она обратилась в полицию, но, по словам Брэйн, там усомнились в правдивости истории.

Осенью 2021 года журналистка, автор Telegram-канала «Дочь разбойника» и одноименного подкаста Настя Красильникова выпустила подкаст «Цена поездки» о том, как женщины подвергаются насилию в такси и как на это реагируют компании-агрегаторы. Отправной точкой для ее расследования стала история москвички Яны, которую в 2020 году изнасиловал водитель такси, заказанного через приложение «Ситимобил» (прекратил работу в 2022-м). Яне удалось привлечь насильника к ответственности — через семь месяцев после случившегося суд приговорил его к четырем с половиной годам в колонии общего режима. 

 

Повторяющийся сценарий

Подобные истории нередко встречаются в социальных сетях и СМИ, хотя транспортные компании утверждают, что решают проблемы с домогательствами и сексуализированным насилием. В августе 2025 года газета New York Times выяснила, что платформа Uber с 2017 по 2022 год получала сообщения об издевательствах во время поездок в США в среднем почти каждые восемь минут. При этом публично компания заявляет, что 99,9% поездок проходят без каких-либо происшествий. Ежемесячно Uber пользуются 61 млн человек, и при таких масштабах даже доли процента достаточно, чтобы речь шла о тысячах инцидентов — как подсчитала The New York Times, в 2017–2022 гг. в компании было зафиксировано 400 181 сообщение о домогательствах.

«Не существует «терпимого» уровня сексуализированного насилия», — заявила руководитель отдела безопасности Uber в Северной и Южной Америке Ханна Ниллс в своем заявлении газете The New York Times. Однако отметила, что около 75% обращений касались «менее серьезных» эпизодов — от комментариев о внешности до флирта и нецензурной брани. За 2021–2022 гг. компания раскрыла 12 522 случая «серьезных» нападений, но не уточнила общее число жалоб, поступивших в тот период.

 

За шесть лет Uber испытала разные меры безопасности — от алгоритмов подбора водителей до обязательной видеозаписи в салоне и возможности предоставлять пассажиркам в качестве водителя только женщину. Эти инструменты показали результат, но компания не внедрила их в работу таксистов в полной мере. По словам бывших и нынешних сотрудников, которых опросила New York Times, разработку части наиболее эффективных программ отложили, а те, что доказали свою работоспособность, не обязательны — водитель на свое усмотрение включает запись поездки, во многих случаях лишь ради того, чтобы обезопасить самого себя. 

Внутренние отчеты Uber показали повторяющийся сценарий нападений. Чаще всего жертвами становились женщины — как пассажирки, так и водительницы. Опасные ситуации происходили поздно ночью и по выходным, когда их подбирали у баров. В большинстве случаев за нападениями стояли мужчины с низкими рейтингами и судимостями в прошлом.

Проблема домогательств в такси встречается во многих странах. Газета The Guardian сообщала, что в период с апреля 2016 по март 2017 года в Англии и Уэльсе было зафиксировано 337 случаев сексуализированных домогательств со стороны водителей такси, тогда как за два года до этого — на 20% меньше. В Ливии, согласно исследованию UN Women и феминистской организации KAFA 2022 года, 68% женщин, сталкивавшихся с харассментом в такси, пережили такие инциденты более одного раза.

 

В России официальной статистики о сексуализированных преступлениях в отношении как пассажирок, так и женщин-водителей, нет. По данным газеты «Известия», в 2024 году девушки стали чаще жаловаться на таксистов за мастурбацию и домогательства во время поездки, но конкретные цифры издание не привело. Как замечает социолог и эксперт по стратегическим коммуникациям Елена Ступникова, косвенную картину преступлений в России дают медиаисследования и отдельные громкие дела. Осенью 2024 года анализ независимого профсоюза «Новый труд» и агентства «ПрессИндекс» показал, что количество сообщений о насильственных инцидентах в такси выросло на 27% по сравнению с предыдущим годом. Речь шла как о нападениях на самих таксистов, так и об участившихся случаях преступлений против пассажиров — в первую очередь женщин и детей. 

В подкасте Насти Красильниковой «Цена поездки» представительница «Яндекс Такси» сообщила, что частота жалоб на домогательства — один случай на 6 млн поездок, и этот показатель с 2019 по 2021 год снизился на 18%, однако признала, что не обо всех таких ситуациях становится известно. В случае получения жалобы на домогательства со стороны водителя представители сервиса связываются с пострадавшей и просят рассказать как можно больше деталей, а также проверяют объективные данные о поездке — время, координаты, неожиданные остановки или изменения маршрута. Если факт домогательств или насилия удается доказать, водитель навсегда блокируется в системе. Если доказательств нет, в системе остается пометка о поступившей жалобе — водителя заблокируют, если подобная жалоба поступит повторно. 

Такси только для женщин

«Современные женщины, вызывая такси, часто ощущают тревогу и уязвимость, которые мужчинам не знакомы. Это связано не только с личным опытом, но и с социальным контекстом: истории о домогательствах, преследованиях и неподобающем поведении водителей создают постоянное чувство риска. Невозможность заранее оценить безопасность поездки сама по себе становится источником стресса», — подчеркивает Кристина Иваненко, кандидат психологических наук, доцент Института общественных наук Президентской академии. Именно поэтому вопрос безопасности может решить не только законодательство, но и агрегаторы такси, разрабатывающие программы перевозок для женщин. 

23 июля 2025 года компания Uber объявила, что впервые запустит в США функцию, которая позволит пассажиркам выбирать водителей-женщин, а тем — принимать заказы только от женщин. В пилотном режиме функция начала работать в августе в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и Детройте. Программа платформы Women Rider Preference («Выбор пассажирок») впервые появилась в Саудовской Аравии в 2019 году после легализации вождения для женщин. Сегодня она действует в 40 странах.

Согласно замыслу Uber, функция позволяет пассажирке выбрать женщину-водителя, а если свободных таксисток нет — переключиться на поездку с любым доступным водителем. В рамках программы можно заранее забронировать машину и настроить приложение так, чтобы приоритет всегда отдавался женщинам за рулем. Сами таксистки могут включить функцию приема заказов только от пассажирок, в том числе в часы пик, и при необходимости отключить ее в любой момент.

 

В США наряду с Uber работают и нишевые сервисы, ориентированные только на женщин. Так, HERide в Атланте и Атэнсе (штат Джорджия) и Just Her Rideshare в Северной Каролине предлагают поездки, где и водители, и пассажиры — исключительно женщины. Крупные платформы тоже реагируют на запрос: например, второй по величине райдшеринг-сервис в США Lyft в 2023 году запустила Women+ Connect, позволяющую пассажиркам находить водителей-женщин.

В Европе и на Ближнем Востоке первые проекты женского такси появились еще в 2000-х. В Великобритании в 2006 году заработала служба Pink Ladies («Розовые леди») — лондонские таксистки на розовых машинах предлагали безопасно отвозить женщин домой после вечеринок. Проект сразу вызвал интерес и споры: одни видели в нем защиту и комфорт, другие — дискриминацию мужчин. Социолог Елена Ступникова также приводит в пример государственный проект Ladies Taxi («Дамское такси»), запущенный в 2007 году в Дубае, — машины с девушками за рулем возили только женщин, в том числе с детьми. В мусульманской стране это стало ответом на культурный запрос — многие пассажирки не хотели ездить с чужим мужчиной в одном автомобиле.

В Боливии

с 2017 года работает проект Mujeres al Volante («Женщины за рулем») — служба такси, перевозящая исключительно женщин, детей и пожилых. Поездку заказывают через WhatsApp, при этом клиентке присылают скан документов водителя с фото и именем, а также снимок машины. Стоимость примерно на 5–10 боливиано (около 50–120 рублей) дороже обычного такси. В проекте заняты 38 женщин и семь мужчин — последних приглашают для перевозки пассажиров с инвалидностью, которых надо пересадить с кресла в автомобиль.

В России женское такси появилось в 2006 году. В Москве три предпринимательницы запустили Pink Taxi («Розовое такси»). Проект начинался с двух машин, но уже через полгода в автопарке было 20 автомобилей и почти 30 водителей. Спрос рос стремительно: если в первый месяц поступало около 20 заказов, то к началу 2007 года — уже до 140 в день, хотя выполнить удавалось лишь половину. Клиентки ценили, что водители не курят, не грубят, могут поддержать беседу или помочь с детьми, но главное — что в машинах они чувствовали себя в безопасности. Через несколько месяцев в Химках запустили Ladies Red Taxi («Дамское красное такси») с десятью машинами и 20 женщинами-водителями. В отличие от Pink Taxi, здесь заказы принимали и у мужчин, хотя основной упор делался на прием звонков от женщин-пассажирок.

 

В обществе тогда разгорелась дискуссия — не сексизм ли это? Писательница Мария Арбатова заявляла: называть женское такси сексистским — то же самое, что обвинять в сексизме разделение уборных по половому признаку. Настоящим сексизмом, по ее словам, было как раз отсутствие таких сервисов.

Несмотря на удачный старт, московские женские такси со временем исчезли. По предположению Елены Ступниковой, сыграли роль сложность масштабирования, финансовые вопросы и вытеснение мелких компаний крупными агрегаторами. Однако сама идея не умерла: в 2010-х годах женские такси появились в регионах. В 2019 году в Грозном заработал сервис «Мехкари» («Девчата»), созданный Мадиной Цакаевой из-за локального запроса — многим женщинам отцы или мужья запрещали садиться в машину к незнакомцам. Схожие инициативы есть в Дагестане и Татарстане.

Будущее женского транспорта

«Спрос на специализированные транспортные услуги в крупных американских городах вырос на 15% за год. Интересно, что после победы Дональда Трампа Uber отложил запуск программы, отмечая, что была «неподходящая обстановка». Это показывает, что женское такси развивается не только под давлением статистики, но и в зависимости от общественно-политического контекста и готовности общества к гендерным решениям», — отмечает социолог, заместитель декана философско-социологического факультета РАНХиГС Сергей Дубровский. 

В России уровень публичной осведомленности о проблемах недостаточной безопасности в такси растет, отмечает социолог Елена Ступникова. В последние годы истории о нападениях получили широкий резонанс и привлекли внимание властей. В будущем российские сервисы, ориентируясь на мировые тренды, могут предложить аналог Women Preferred, полагает эксперт. «Правда, пока наши крупные агрегаторы не вводят опцию выбора пола водителя для клиента (по крайней мере, в открытом функционале такого нет)», — говорит Ступникова.

 

В 2023 году в Санкт-Петербурге при участии «Яндекс Go» открылся женский таксопарк. «Проект стал ответом на растущую популярность профессии водителя такси среди женщин и направлен на их поддержку и помощь в адаптации в сфере такси», — приводил тогда ТАСС комментарий пресс-службы компании, которая отмечала, что в 2023 году число женщин среди таксистов, сотрудничающих с сервисом, выросло на 15% по сравнению с 2022-м. О специальных возможностях для пассажирок тогда не сообщалось. Пресс-служба «Яндекс Go» на момент публикации не ответила на запрос Forbes Woman.

Некоторые агрегаторы такси считают, что коммерческие перспективы «женского тарифа» в России очень ограничены. «Это исключительно имиджевое и нишевое решение, пригодное в какой-то мере для нескольких крупных городов: Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, — сказали Forbes Woman в пресс-службе сервиса такси Maxim. — На нашей памяти было несколько подобных проектов, которые в итоге не взлетели. Одна из главных причин — идентифицировать заказчика невозможно, по «женскому тарифу» специально заказывали машину нетрезвые мужчины с преступными намерениями». К тому же для того, чтобы услуга окупалась, требуется достаточное количество женщин-водителей. Сейчас в Maxim женщины составляют около 6% водителей. 

Несмотря на это, женское такси постепенно превращается из необычной идеи в широко обсуждаемую меру безопасности. «Конечно, это не панацея: идеальная ситуация — когда любая пассажирка в обычном такси в безопасности независимо от пола водителя. Для этого нужны строгий отбор шоферов, камеры в салоне и гарантированное наказание за малейшие домогательства», — говорит Ступникова. Пока до этого далеко, такси для женщин закрывает важную нишу: дает выбор тем, кто хочет его иметь, и стимулирует весь рынок становиться безопаснее и дружелюбнее.

По словам Ступниковой, сегодня вопрос безопасности женщин в такси перестал быть частной проблемой и вышел на уровень общественной повестки — игнорировать его уже не получится. Инициативы вроде женского такси получили социальное одобрение. «Важно, чтобы любые нововведения оценивались по тому, повышают ли они реальную безопасность. Женское такси повышает, пусть и частично, значит, оно имеет право на существование и развитие до тех пор, пока не станет ненужным в полностью безопасном обществе будущего», — завершает мысль эксперт.

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+