К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Горянки, эстонки, китаянки: шесть фильмов о том, как живут женщины в разных странах

Кадр из фильма «Пропавшие с огненного пути»
Кадр из фильма «Пропавшие с огненного пути»
Ученая, которая стремится вдохновить других женщин на занятия наукой; матери, столкнувшиеся с репродуктивным давлением; коренные американки, борющиеся за право на безопасность; европейки, сохраняющие старинные традиции, — собрали шесть фильмов о том, как живут женщины по всему миру
«Горянки» (2020)

«Горянки» (2020)

Режиссер: Марьям Махиева

Действие фильма разворачивается на Северном Кавказе, где долгие годы участие женщин в социальной и культурной жизни сдерживалось строгими традициями, даже несмотря на годы советской власти. Тем не менее, режиссер находит героинь, которые смело идут против устоявшихся правил.

Одна из них занимается наукой — участвует в разработке полимеров и своим примером показывает девушкам, заканчивающим Кабардино-балкарский государственный университет, что женщины могут достигнуть больших высот в науке. Для нее принципиально развивать науку именно в своем регионе. Другая героиня сочетает материнство с альпинизмом — рискуя жизнью и здоровьем, покоряет Эверест. Она влюблена в горы — как далекие вершины, так и родные кавказские хребты. Эти девушки показывают зрителю, что кавказская женщина способна осуществить самые дерзкие мечты.

«Хлеб и розы» (2023)

«Хлеб и розы» (2023)

Bread & Roses

Режиссер: Сахра Мани

Фильм «Хлеб и розы», вышедший на Apple TV+ в 2023 году, рассказывает о женщинах, пытающихся отстоять свои права в Афганистане, оказавшемся под властью Талибана. Всего в фильме три героини, чья жизнь отражает опыт множества женщин, пострадавших от жестокого консервативного режима.

Стоматологу Захре талибы запретили работать, но она все равно продолжает свою медицинскую практику и принимает пациентов. Шарифа была госслужащей, а теперь ее дни проходят между домашними заботами и уходом за больной матерью. Чтобы развлечь себя, она шьет одежду. Тараном удалось сбежать из Кабула на следующий день после захвата города Талибаном — сегодня она одна из тысяч беженок. Создатели фильма научили героинь вести скрытую съемку на телефон. Благодаря этому в кадре — их собственный взгляд на жизнь. Так документальная картина становится предельно личной.

В числе продюсеров выступили актриса Дженнифер Лоуренс и пакистанская правозащитница Малала Юсуфзай. Последняя сама пострадала от действий Талибана — за свою правозащитную деятельность она была тяжело ранена боевиками. Фильм был представлен на Каннском фестивале в 2023 году в конкурсе документального кино.

«Нация одного ребенка» (2019)

«Нация одного ребенка» (2019)

One Child Nation

Режиссер: Ван Наньфу

Фильм режиссера Ван Наньфу «Нация одного ребенка» (2019) обращается к политике строгого демографического контроля, действовавшей в Китае с 1979-го по 2015 год. Государство поощряло семьи, где рождался лишь один ребенок, а тех, кто решался на большее, ждало осуждение, штрафы, лишение льгот. У самой Ван есть младший брат, из-за чего их семья подвергалась постоянному давлению, а позже переехала в США.

Став матерью, Ван вернулась в Китай, чтобы исследовать, какой след оставила политика «одна семья — один ребенок» в судьбах китайских женщин. Фильм показывает ужасающую реальность, в которой те жили: принудительные аборты, стерилизация, гибель младенцев, которых могли оставить на улице. При этом некоторые китайцы до сих пор оправдывают происходившее формулой «закон есть закон», а женщины не позволяют себе до конца прожить травму, связанную с контролем над их телами.

Ван Наньфу рассказывает и об активистской инициативе, направленной на воссоединение семей, чьи «лишние» дети были отданы на усыновление США. Правда, не каждый ребенок готов встретиться с родителями, которые от него отказались.

Сегодня пропагандистская риторика изменилась: правительство Китая поощряет рождение и двух, и трех детей. Лозунги на плакатах переписали, но ими невозможно заполнить пустоту в душе матерей, потерявших детей.

«Сабайя» (2021)

«Сабайя» (2021)

Sabaya

Режиссер: Хогир Хирори

Сабайя — так называют женщин и девочек, которых ИГИЛ (организация признана террористической) обращала в сексуальное рабство. Многие жертвы похищений принадлежат к этноконфессиональной общности езидов. Их силой выдавали замуж за боевиков, заставляли отказаться от своей веры и принимать ислам. Съемочная группа следует за группой езидских ополченцев, которые, рискуя жизнью, проникают в лагеря террористов, чтобы вернуть пленниц домой.  

Особое место в фильме занимает женская поддержка: вместе со спасательными отрядами ездят женщины, которые помогают похищенным девушкам прийти в себя после освобождения из рабства. В отличие от мужчин, порой откровенно жестоких, женщины поддерживают пострадавших и успокаивают их детей, даже если те родились от союза с ИГИЛовцем. 

Фильм о трагических событиях на Ближнем Востоке взял приз за лучший документальный фильм на Московском международном кинофестивале 2021 года.

«Пропавшие с Огненного Пути» (2020)

«Пропавшие с Огненного Пути» (2020)

Missing from the fire trail road

Режиссер: Сабрина Ван Тассель

Фильм рассказывает о пропаже коренной американки Мэри Эллен Джонсон-Дэвис в 2020 году. Последнее место, где ее видели, — дорога «Огненный Путь» в резервации Тулейлип. Ни племенная полиция, ни ФБР не могли найти девушку в течение нескольких лет, и ее сестры обратились за помощью к активистам.

История Мэри Эллен — не исключение. Пропажи стали системной проблемой, переросшей в поколенческую травму. Убийство — третья по частоте причина смерти коренных американок, половина женщин в резервациях переживают сексуализированное и физическое насилие либо сталкинг. Племенная полиция не имеет права арестовывать не-индейцев, зашедших на территорию коренных американцев, и не может вести дело, если женщина вывезена за пределы резервации, а преступник скрывается. В результате многие индейские женщины становятся легкой добычей, а виновные остаются безнаказанными. 

Режиссер Сабрина ван Тассел разговаривает с семьей Мэри Эллен Джонсон-Дэвис. И пропавшая, и ее сестры в детстве были отправлены в приемную семью, где подвергались сексуализированному насилию. Сестры обращаются к активистам по правам коренного населения и участвуют в демонстрациях — делают все, чтобы вернуть Мэри Эллен домой и обратить внимание общества на трагедию коренных американок. Но дело о ее исчезновении до сих пор не раскрыто, — как и многие подобные случаи.

«Сестринство бани по-черному» (2023)

«Сестринство бани по-черному» (2023)

Savvusanna sõsarad

Режиссер: Анна Хинтс

Большинство героинь фильма Анны Хинтс остаются безликими — видны лишь их тела. В темном пространстве парной зрителю порой сложно понять, что именно на показано экране — пот, капли воды или слезы. Эстонки в фильме Хинтс размышляют о положении современных женщин, слушают рассказы о прошлом, обсуждают аборты, сексуальность, красоту и культурные традиции. Баня становится для них местом силы, очищения и женского единства. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+