К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Крестные матери авангарда: как женщины поддерживали новое искусство в начале XX века

Пегги Гуггенхайм с картиной своей дочери Пеггин Вейл (Фото Archivio Cameraphoto Epoche)
Пегги Гуггенхайм с картиной своей дочери Пеггин Вейл (Фото Archivio Cameraphoto Epoche)
Лили Блисс познакомила американцев с европейским авангардом (несмотря на сопротивление консервативной публики), Гертруда Вандербильт-Уитни, напротив, находила перспективных художников среди своих соотечественников, а Хелена Крёллер-Мюллер одной из первых «разглядела» Ван Гога и построила музей, не бросив этот проект даже когда чуть не разорилась. Forbes Woman рассказывает о пяти меценатках начала XX века, когда женщины начали задавать тон в коллекционировании искусства

Говоря о вкладе женщин в мировое искусство, обычно вспоминают о художницах и музах, но часто недооценивают старания меценаток. Графиня Изабелла Д’Эсте заказывала работы Да Винчи и Тициану, королевы и императрицы XVIII века приобретали целые музейные собрания. Но настоящий бум женского коллекционирования пришелся на начало XX века, когда богатые наследницы начали брать под свое крыло авангардных художников, чье искусство было постоянным источником скандалов. 

При этом достижения первой волны феминизма позволили им добиваться профессионального признания на арт-сцене. Теперь женщины с деньгами открывали новых художников (иногда буквально выезжая в командировки для осмотра мастерских), приобретали работы, открывали музеи, подходя к этому занятию не как к хобби для богатых наследниц, а как к способу заявить о своей независимости, обрести влияние, а иногда и поддержать других женщин — художниц. Упорство и амбиции Лилли Блисс, Хелены Крёллер-Мюллер, Пегги Гуггенхайм привели к созданию важнейших музейных собраний, в которых хранятся работы Ван Гога, Пикассо, Кандинского и других. 

Гертруда Вандербильт-Уитни
New York Studio School

Гертруда Вандербильт-Уитни

Гертруда Вандербильт-Уитни основала Музей американского искусства Уитни в Нью-Йорке. Несмотря на свое происхождение (ее прадед был одним из самых богатых людей США) и баснословное наследство, она бросила вызов ожиданиям своего класса и стала скульптором, потому что «хотела работать». Гертруда училась в Париже у Огюста Родена, создавала впечатляющие изваяния из бронзы и мрамора. А кроме того, стала покровительницей талантливых художников. Будучи женой миллионера Гарри Пэйна Уитни, Гертруда использовала свое богатство, чтобы поддерживать современное американское искусство. 

В 1907 году Уитни превратила свою нью-йоркскую студию в художественную галерею. В последующие годы она расширила ее до целого музея, который сделал фокус именно на американском искусстве, которое контрастировало с работами в европейских коллекциях начала XX века. 

Музей Уитни одним из первых в США признал и отметил Мориса Брэзила Прендергаста, Эдварда Хоппера, Чарльза Демуту и других. Двери роскошного таунхауса Вандербильт-Уитни в Гринвич-Виллидж всегда были открыты для художников, интеллектуалов и писателей, которых меценатка брала под свое крыло. Гертруда не просто организовала пространство для коммуникации между людьми искусства и коллекционерами — она создала «убежище для авангардистов», продвигая начинающих художников вроде представителей «Школы мусорных ведер», которые изображали будни рабочего класса. Гертруда также была ярой сторонницей женщин-художниц и сыграла ключевую роль в продвижении их работ — например, поддерживала видную представительницу американского модернизма Джорджию О'Киф. 

Из беспечной светской львицы Гертруда Вандербильт-Уитни превратилась в одну из самых влиятельных фигур в истории американского искусства и оставила после себя солидную художественную коллекцию, которая все еще доступна в Музее американского искусства Уитни.

Гертруда Стайн
Carl Van Vechten·Library of Congress

Гертруда Стайн

Гертруда Стайн родилась в Европе, выросла в Калифорнии. В США она получила образование в Обществе университетского обучения для женщин (позже его переименовали в колледж Рэдклифф, ставший частью Гарварда), а также изучала медицину в Университете Джона Хопкинса, но быстро поняла, что ее больше привлекают литература и искусство, нежели анатомия. После окончания учебы Стайн переехала в Лондон, а затем поселилась в Париже вместе со своим братом Лео, который стал искусствоведом. 

По субботам они устраивали богемные вечера, постоянными гостями которых были Анри Матисс, Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Позже к творческому окружению брата и сестры присоединился Бернард Беренсон — историк искусства и коллекционер, представлявший интересы постимпрессиониста Поля Сезанна. Так в квартирке на улице Флерюс зародился парижский салон Гертруды Стайн, ставшей покровительницей талантливых писателей и художников. 

Гертруда с братом начали собирать и продавать современное искусство отчасти потому, что не могли позволить себе покупать работы уже состоявшихся мастеров. Первыми картинами, которые приобрели Стайны, были «Купальщицы» Сезанна, а также «Подсолнухи» и «Три таитянки на желтом фоне» Поля Гогена. Позже Стайн одной из первых в Париже начала коллекционировать работы кубистов. В 1904 году на выставке Сезанна, Тулуза-Лотрека, Ренуара Гетруда приобрела большую часть картин и повесила их у себя в салоне. 

Стайн близко подружилась с Пабло Пикассо и заказала ему свой портрет, ради которого позировала 90 раз. Она отблагодарила художника, написав стихотворение «Если бы я сказала ему: Завершенный портрет Пикассо» и книгу «Пикассо» (1938 год), в которой поделилась мыслями о жизни и искусстве в начале XX века. Примечательно, что Гертруда Стайн настолько прониклась кубизмом в живописи, что перенесла его в литературу. Неслучайно ее называют пионером модернистской прозы и поэзии. В своих произведениях она использовала так называемый «словесный кубизм» и одной из первых начала использовать метод «потока сознания» — ее стихи представляли собой хаотичные описания окружающего ее пространства и действительно напоминали картины кубистов.

Гертруде Стайн удалось сохранить свою солидную художественную коллекцию в условиях нацистской оккупации Франции. Собранные ей произведения искусства оставались невредимыми и не были конфискованы благодаря дружбе с влиятельными политическими деятелями, в том числе с Бернардом Фаем, видным чиновником режима Виши. Стайн познакомилась с Фаем еще в 1920-х, когда тот был профессором истории. Открытый антисемитизм сочетался в нем с дружеским отношением к еврейке Стайн и любовью к ее творчеству — он организовывал ее лекции, переводил на французский ее стихи. 

Стайн вошла в историю как эксцентричная и противоречивая фигура авангарда, в развитие которого она внесла свой вклад и как автор, и как меценатка.

Лилли Блисс
Museum of Modern Art

Лилли Блисс

Лилли Блисс, дочь богатого торговца текстилем из Бостона, была одной из трех основательниц Музея современного искусства в Нью-Йорке (MoMA), впоследствии получивших прозвище «неукротимые леди». В 1931 году она завещала музею собственное собрание шедевров живописи, что помогло МоМА сформировать одну из самых внушительных коллекций искусства начала XX века в мире. 

С подачи своего друга, художника Артура Боуэна Дэвиса, в 1910-х Блисс увлеклась приобретением произведений французского искусства конца XIX века и американского модернизма. В основном она покупала полотна импрессионистов в нью-йоркской галерее известного мецената и арт-дилера Поля Дюрана-Рюэля. Светская львица Эбби Олдрич Рокфеллер познакомила ее с современным французским искусством. В 1913 году Блисс предоставила работы из своей коллекции для знаменитой Арсенальной выставки (Armory Show, международная выставка современного искусства, проходившая в Нью-Йорке, Бостоне и Чикаго), которая считается отправной точкой для развития современного искусства в США.

Лилли Блисс приходилось сталкиваться с нелестными отзывами о своей деятельности. С 1916-го по 1920 год она активно приобретала постимпрессионистские работы (в частности, картины Поля Сезанна и его современников) и в 1921-м убедила куратора Метрополитен-музея организовать «Выставку импрессионистского и постимпрессионистского искусства», чтобы «познакомить американскую публику с поздней французской живописью». Американская пресса этот проект не оценила и встретила язвительными отзывами; арт-критики называли выставку «опасной». Разочарованная Блисс тем не менее продолжила коллекционировать европейскую живопись, даже начала ежегодно ездить для этого в Париж. Именно она, например, приобрела «Зеленый натюрморт» Пикассо (хранится в MoMA) и его же «Женщину в белом» (хранится в Метрополитен-музее). 

После смерти американского художника Артура Боуэна Дэвиса в 1928 году Блисс и Эбби Олдрич Рокфеллер решили приобрести его работы и начали строить планы по созданию в Нью-Йорке музея, посвященного представителям современного искусства. Его первым президентом стал филантроп Конгер Гудиер, а Блисс — его заместительницей. 

Лилли Блисс умерла в 1931 году, оставив недавно созданному музею 150 произведений искусства из своей коллекции. Хотя изначально МоМА был задуман как выставочное пространство без постоянной экспозиции, Блисс указала в своем завещании, что у него есть три года на то, чтобы стать музеем и приобрести ее коллекцию. Более того, она указала, что принадлежавшие ей картины впоследствии могут быть проданы ради приобретения более современных работ. Эта предусмотрительность позволила Музею современного искусства в Нью-Йорке приобрести знаковые шедевры модернизма, включая «Авиньонских девиц» Пикассо (1907 год).

Хелена Крёллер-Мюллер
Kröller-Müller Museum

Хелена Крёллер-Мюллер

Хелена Крёллер-Мюллер собрала вторую по величине коллекцию Ван Гога в мире (после Музея Ван Гога в Амстердаме). Помимо работ постимпрессионистов меценатка приобретала картины современных ей художников вроде Хуана Гриса и Диего Риверы. Собранные Хеленой шедевры искусства хранятся в музее Крёллер-Мюллер в нидерландском Оттерло. 

Хелена Мюллер родилась в 1869 году в Германии. Она росла в богатой семье промышленников, ее отцу принадлежала компания Müller & Co., которая специализировалась на поставках сырья для горнодобывающей и сталелитейной промышленности. В подростковом возрасте Хелена увлеклась трудами философов эпохи Просвещения и мечтала поступить в университет, но отец был против. В 1888 году по его настоянию Хелена вышла замуж за руководителя филиала Müller & Co в Роттердаме. В 1905 году Хелена вместе с дочерью записалась на уроки живописи Хенка Бреммера, который и стал их проводником в мир искусства. Свой путь в коллекционировании Хелена начала с приобретения персидских ковров, антикварной мебели и керамики, а затем переключилась на картины. 

Хелена Крёллер-Мюллер стала одной из первооткрывателей Ван Гога и начала скупать его работы одну за другой. В 1908 году она приобрела «Окраину леса» и «Четыре увядших подсолнуха». Через год купила картины «Сеятель» и «Корзина лимонов и бутылка». В течение трех десятилетий Крёллер-Мюллер приобрела более 250 картин и рисунков художника. Другим любимцем Хелены был абстракционист Барт ван дер Лек — за всю жизнь она собрала 472 его работы. Кроме того, Крёллер-Мюллер написала и издала путеводитель по тогдашней арт-сцене, объясняя зрителям, которых часто шокировали эксперименты молодых художников, «как смотреть современное искусство». Она финансировала выставки и с 1910 года задумывалась о строительстве музея, но этот проект постоянно преследовали неудачи.

Первый архитектор ушел, второму оказалось нечем платить, потому что компания, которую унаследовала Хелена и которая казалась непотопляемой, обанкротилась. Муж перестал верить в ее проект, но она не теряла надежды, несмотря на ухудшение здоровья. Музей в конце концов открылся в 1938 году. Хелена, которая отвечала за первоначальную экспозицию, умерла в следующем году. «Музей станет нашим величайшим наследием», — писала она в одном из писем и оказалась права.

Эбби Олдрич Рокфеллер
Museum of Modern Art Archives

Эбби Олдрич Рокфеллер

Эбби Олдрич Рокфеллер родилась в 1874 году в семье успешного бизнесмена и самого влиятельного республиканца в Сенате. Эбби выросла общительной, любопытной, умной и яркой личностью, которая привлекла внимание сдержанного Джона Рокфеллера-младшего — основателя Рокфеллер-центра и сына нефтяного магната Джона Рокфеллера. 

Брак Эбби Олдрич и Джона Рокфеллера-младшего был счастливым и доверительным — супруги жили душа в душу, воспитывая шестерых детей. Будучи женой наследника миллиардного состояния, предприимчивая Эбби вдохновляла супруга финансировать программы, способствующие культурным изменениям и социальным реформам. При этом сама Олдрич Рокфеллер тоже не сидела без дела — например, поддержала Ассоциацию молодых христианок (YWCA), которая занималась расширением прав и возможностей женщин, и открыла один первых женских отелей в Вашингтоне. Однако самый большой вклад Эбби Олдрич Рокфеллер все же внесла в искусство. 

В то время как Эбби поддерживала начинающих художников и популяризировала передовое искусство, ее муж был ко всему этому равнодушен, так что работы Анри Матисса, Пикассо и Жоржа Сёра она приобретала на собственные средства. Сформированную коллекцию сначала выставила в своей домашней галерее, а затем пожертвовала MoMA. Олдрич Рокфеллер дружила Фридой Кало и Диего Риверой и сыграла решающую роль в превращении Рокфеллер-центра в передовое пространство для публичной демонстрации современного искусства. В конце концов супруг поверил в значимость увлечения Эбби и оказал внушительную финансовую поддержку МоМА. 

Эбби Олдрич Рокфеллер обладала редчайшими богатством и привилегиями, но всегда стремилась использовать их на благо общества. Она пожертвовала свою личную коллекцию американского народного искусства Колониальному Вильямсбургу (музей под открытым небом — восстановленный город XVIII века), а затем внесла спонсорский вклад в Метрополитен-музей и Школу дизайна Род-Айленда. В ее некрологе газета The New York Times писала: «Возможно, никогда больше, или, по крайней мере, не в наше время, не будет накоплено такое огромное состояние, как у семьи Рокфеллеров. Но если это произойдет, хотелось бы, чтобы огромная ответственность, сопутствующая огромному богатству, была использована столь же мудро и достойно… В обращении с этим богатством важную роль сыграли характер, честность, бескомпромиссные принципы и убеждения миссис Рокфеллер. Это стало большой удачей для общества, для этой страны и для всего мира».

Пегги Гуггенхайм
Jacob Burns Film Center

Пегги Гуггенхайм

Пегги Гуггенхайм родилась в богатой семье горнодобывающего магната, но по сравнению с братьями постоянно чувствовала себя обездоленной. Отец Пегги погиб на борту «Титаника», и главой семьи стала эксцентричная мать Флоретта Селигман. «Она так меня утомляла — это было ужасно», — делилась Гуггенхайм. Жизнь Пегги с детства была «очень буржуазной, очень скучной», поэтому она решила не соответствовать ожиданиям семьи и идти собственной дорогой. «В семье меня считали enfant terrible. Наверное, они воспринимали меня белой вороной и не ждали от меня ничего хорошего. Кажется, я их удивила», — вспоминала Гуггенхайм. 

В 23 года Гуггенхайм отправилась в Париж, где открыла для себя сюрреализм. Она стала музой для Ман Рэя, обзавелась наставником в лице Марселя Дюшана, подружилась с Сальвадором Дали и Константином Бранкузи. Имея в своем распоряжении около $450 000, полученных в наследство от отца, она начала коллекционировать новое искусство и уже скоро покупала «по картине в день». Гуггенхайм приобретала работы молодых и еще не прославившихся художников (Дали, Ива Танги, Пикассо), словно знала заранее, что со временем их картины будут оцениваться в десятки тысяч долларов. 

В 1938 году Пегги предпочла Парижу шумный Лондон, где открыла галерею Guggenheim Jeune, в которой размещала работы Василия Кандинского и Люсьена Фрейда (последнему еще не было и 17-ти). Первой выставкой, которую организовала Гуггенхайм, стала презентация коллекции рисунков Жана Кокто. Увы, год работы галереи Guggenheim Jeune обошелся ей в £600 000 убытков. Не добившись успеха в Лондоне, Гуггенхайм решила попытать счастья в Нью-Йорке.

Без памяти влюбленная в абстракционизм, сюрреализм и кубизм, она открыла в Нью-Йорке галерею Art of this Century, посвященную этим направлениям современного искусства. «Это была моя свобода, мое освобождение, способ найти себя эмоционально», — объясняла Пегги свой интерес к авангардному искусству. Несмотря на то, что ее нью-йоркская галерея тоже просуществовала недолго, Гуггенхайм успела представить широкой публике работы знаковых художниц первой половины XX века — Фриды Кало, Луизы Буржуа и Леоноры Каррингтон. Однако величайшим достижением своей жизни Пегги считала открытие таланта Джексона Поллока. Именно покровительство со стороны Гуггенхайм позволило художнику-абстракционисту оставить профессию плотника и посвятить себя искусству. Пегги первая организовала персональную выставку Поллока, сделала его знаменитым, а себя называла его «акушеркой». 

За всю жизнь Гуггенхайм собрала лучшую коллекцию современного искусства первой половины XX века. Ее уникальное собрание работ культовых художников все еще можно увидеть в Музее Гуггенхайм в Венеции.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+