Скрытая угроза: как синдром поликистозных яичников влияет на здоровье женщин

Неясные причины и основные симптомы
«При синдроме поликистозных яичников нарушается метаболизм, что влияет на естественный процесс овуляции — яйцеклетки формируются, но не созревают. Они остаются внутри яичника и превращаются в кисты. Отсюда и название «поликистоз», — рассказывает врач-гинеколог «СМ-клиники» Оксана Ермолова.
Точные причины заболевания, которое затрагивает до 13% женщин репродуктивного возраста, до конца не изучены, но исследователи выделяют несколько ключевых факторов, способствующих его развитию, обращают внимание эксперты, с которыми поговорил Forbes Woman. Среди них инсулинорезистентность (при этом состоянии ткани организма теряют чувствительность к инсулину, который помогает глюкозе проникать в клетки для дальнейшего использования в качестве энергии), избыточное количество гормонов-андрогенов, что приводит к нарушению цикла и формированию кист, а также генетическая предрасположенность — если у близких родственниц был диагностирован СПКЯ или диабет II типа. «Пациентки с ожирением, избыточным весом и нарушениями обмена сахара также находятся в группе риска. Жировая ткань усиливает инсулинорезистентность, которая, в свою очередь, провоцирует развитие СПКЯ», — объясняет гинеколог клиники «Эстелаб» Наталья Петрович.
Первые признаки синдрома поликистозных яичников, по словам экспертов, с которыми пообщался Forbes Woman, чаще всего появляются в подростковом возрасте. Это нерегулярные менструации или их отсутствие, необъяснимый набор веса. Во взрослом возрасте могут возникать такие симптомы, как выпадение волос на голове и потемнение кожи в складках. Гиперандрогения (чрезмерная выработка мужских половых гормонов), которая может проявляться в виде акне или избыточного роста волос над верхней губой, на подбородке, груди, по белой линии живота, на спине и внутренней поверхности бедер, — тоже один из симптомов СПКЯ, говорит гинеколог Оксана Алимова.
Если женщина замечает у себя подобные признаки, важно не откладывать визит к гинекологу или эндокринологу. Желательно заранее подготовиться к консультации: записать даты менструаций, перечислить все жалобы, даже кажущиеся незначительными, а также собрать информацию о семейной истории заболеваний. «Важно не паниковать и не ставить диагноз самостоятельно. Симптомы СПКЯ могут совпадать с признаками других заболеваний — щитовидной железы, надпочечников, гипофиза. Самодиагностика и самолечение могут навредить», — комментирует Оксана Ермолова.
Диагностика и терапия
Как рассказывают гинекологи, диагностика СПКЯ проводится по международным Роттердамским критериям, принятым в 2003 году. Согласно им, для подтверждения диагноза необходимо наличие двух из трех следующих признаков: редкая или отсутствующая овуляция, признаки гиперандрогении (внешние или лабораторно подтвержденные) и характерные изменения яичников на УЗИ. Врач обязательно исключает другие заболевания, которые могут давать похожую клиническую картину. «Диагностический процесс включает сбор анамнеза, гинекологический осмотр, ультразвуковое исследование органов малого таза и анализы крови на гормоны, глюкозу и инсулин», — говорит Оксана Алимова.
Современные методы диагностики позволяют с высокой точностью выявлять СПКЯ, особенно если обследование проводит опытный специалист. Но в случае с подростками могут возникать трудности: мультифолликулярные яичники (состояние, при котором в яичниках одновременно более 8–10 фолликулов) в юном возрасте могут быть вариантом нормы, как и нерегулярные циклы в первые годы после первой менструации. До постановки диагноза с первой менструации, как правило, проходит около восьми лет, говорит Алимова, — циклу нужно дать время нормализоваться. При этом женщина может не замечать симптомы долгое время и получить диагноз СПКЯ в зрелом возрасте, но это не значит, что раньше синдрома у нее не было, уточняет гинеколог: «Он не появляется внезапно, просто до какого-то времени СПКЯ ее, скорее всего, не беспокоил, и никто из врачей его не выявил».
Отсутствие лечения может приводить к серьезным долгосрочным последствиям. Среди них — сахарный диабет II типа, сердечно-сосудистые заболевания, гиперплазия эндометрия (доброкачественное разрастание тканей, связанное с увеличением количества клеток в них, что приводит к увеличению размера пораженного органа), рак эндометрия, депрессия, тревожные расстройства и апноэ сна (расстройство, при котором во время сна у человека неоднократно останавливается дыхание). Для повседневной жизни женщины это оборачивается хроническим стрессом и сниженной самооценкой. «Синдром поликистозных яичников снижает вероятность зачатия и осложняет вынашивание ребенка, если беременность наступила. Кроме того, отсутствие лечения приводит к прогрессированию нарушений, которые могут возникнуть у женщины при беременности, и значительно повышает риски развития различных тяжелых хронических заболеваний», — добавляет Оксана Ермолова.
Эксперты утверждают, что предотвратить СПКЯ невозможно, так как его точная причина до конца не изучена, а ключевую роль играет генетика, на которую повлиять нельзя. Но в случае обнаружения болезни ее симптомы можно облегчить с помощью терапии, которая главным образом направлена на борьбу с инсулинорезистентностью. «Поддержание здорового веса, регулярная физическая активность и сбалансированное питание помогают клеткам организма эффективнее использовать инсулин, контролировать уровень сахара в крови и снизить вероятность возникновения осложнений. Диета с низким гликемическим индексом, богатая клетчаткой, цельными злаками, овощами и полезными жирами, особенно полезна», — отмечает Наталья Петрович в разговоре с Forbes Woman.
При необходимости врачи назначают медикаментозную терапию для стимуляции овуляции, дополнительно применяются косметологические процедуры для коррекции гирсутизма (оволосения по мужскому признаку) и акне. При этом полностью вылечить СПКЯ нельзя, можно лишь кардинально снизить проявление симптомов.
Болезнь принимают за норму
Несмотря на наличие эффективных методов диагностики и лечения, до 70% случаев СПКЯ во всем мире остаются нераспознанными. Как отмечает Оксана Ермолова, пока не разовьются диабет или гипертония, женщина может не чувствовать серьезной угрозы для здоровья, а хроническую усталость, перепады настроения и депрессию воспринимать как «норму» или следствие стресса современной жизни. Оксана Алимова говорит, что многие женщины списывают симптомы на индивидуальные особенности или незначительные проблемы, стесняются обсуждать их и не знают о существовании синдрома.
«Со стороны системы здравоохранения и врачей сложность диагностики СПКЯ связана с неоднородностью симптомов: их проявления у разных женщин могут быть разными, что затрудняет распознавание. Диагноз требует комплексной оценки и исключения других заболеваний, а единый тест отсутствует (то есть нельзя сдать один анализ, чтобы диагностировать СПКЯ. — Forbes Woman). Кроме того, не все врачи имеют достаточные знания о СПКЯ, особенно при нетипичных проявлениях. Женщины часто обращаются к разным специалистам, например к дерматологу или косметологу, которые не проводят гормональные обследования, и возможность ранней диагностики упускается», — также объясняет Наталья Петрович пробел в диагностировании заболевания.
Для изменения ситуации, по мнению специалистов, необходимо повышать информированность о заболевании как женщин, так и медицинских специалистов. Ранняя диагностика и грамотное ведение болезни позволяют не только улучшить качество жизни пациенток, но и существенно снизить риск тяжелых осложнений в будущем. СПКЯ — это состояние, требующее внимания, но при своевременной помощи и изменении образа жизни его проявления можно успешно контролировать.
